Методическая разработка на тему: Формы контроля знаний на уроках информатики
Методическая разработка на тему:
Формы контроля знаний на уроках информатикиПроверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Для более качественной проверки нужно применять различные виды и формы контроля знаний.
Формы контроля знаний:
Диктант : диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:
диктоваться преподавателем через определенный интервал времени;
демонстрироваться слайдами поочередно;
быть представленными в виде таблиц с набором ответов.
Самостоятельная работа: по своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:
обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);
контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания);
Тест: тесты представлены тремя видами в двух вариантах:
- первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно–два слова, которые считают необходимо недостающими;
- второй вид тестов, учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать, верно сформулированное математическое предложение от неверного;
- третий вид тестов, предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания.
Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримом для учащихся.
Контрольная работа: контрольные работы можно разделить на два вида:
1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;
2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов.
Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Зачет: тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.
VI. Компьютерный диктант: позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.
VII. Лабораторная работа: очень продуктивна работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.
Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером сему может служить мой открытый урок по теме «Строки».
По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.VII: «Проверка за компьютером» включает в себя:
работу с творческими группами на практических работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такие способы контроля как самоконтроль и взаимоконтроль;
контрольные и самостоятельные работы компьютером;
различные виды практических работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся;
выполнение творческих работ, с помощью которых реализуется самоконтроль.
Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.Традиционные формы контроля: - устный опрос - фронтальный опрос - диктант - контрольная работа - самостоятельная работа - практическая работа - лабораторная работа - зачет - тест - самоконтроль Нетрадиционные формы контроля: - нестандартные задачи /головоломки, анаграммы, ребусы, кроссворды/ - защита творческих работ и проектов - урок-викторина - урок-соревнование - урок-экзамен («Смотр знаний») - урок-отчет - урок творческих заданий-школьный реферат
-загадочный ребус