Нетрадиционные формы организации контроля знаний учащихся на уроках математики
Нетрадиционные формы организации контроля
на уроках математики
У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником».
Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения . Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой , позволяющей с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны — находить возможность интеллектуальных и творческих способностей учащегося. Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формы работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.
Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения материала, о знаниях, умениях и навыках учащихся, о возникающих у них трудностях, без преодоления которых не возможно сознательное и прочное усвоение школьного курса. Контроль как раз и позволяет учителю осуществить обратную связь и использовать ее для того, чтобы выяснить, достигнута ли цель обучения. Проблема совершенствования контроля знаний учащихся является сложной и многоплановой. До сих пор в этом вопросе встречается много противоречий .Вся система контроля знаний и умений учащихся должна планировать таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Одновременно в ходе контроля надо дать учащимся возможность проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы учитель проверяет результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, математических диктантов, устного опроса, устного счета, контрольных работ, тестов и других форм контроля. Некоторые «другие формы контроля» наряду с традиционными, позволяют достичь более высокого результата. Поэтому я решила рассмотреть нетрадиционные формы контроля более широко. Я не ставлю своей задачей описать весь опыт своей работы. Хочу поделиться отдельными моментами осуществления нетрадиционных форм контроля. . Особенностью современного урока является использование учителем таких форм и методов, которые делают урок богаче, образнее, ярче. Все это оказывает эмоциональные действие на учащихся, способствует лучшему усвоению материала, повышает их интерес к предмету, обеспечивает прочность знаний. На своих уроках стараюсь использовать интересные виды самостоятельных работ:
Дидактическая игра « Математическая эстафета».
Заблаговременно готовятся карточки с числовым выражением, нахождение значения которого требует выполнения нескольких арифметических действий. Если в классе три ряда парт, за которыми сидят семь человек, то для организации одновременной работы всех учеников необходимо подготовить три варианта карточек с аналогичными примерами. Действий в составленных примерах должно быть столько, сколько учеников сидит в одном ряду. Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему с ним рядом. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому школьнику в этом случае придется выполнить одно действие. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ. Приведем пример карточки по теме «Действия с десятичными дробями» для одной из команд. Цель работы: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять действия с десятичными дробями.
Выполнить действия
3,712 :( 7 – 3,8) + 1,3 * ( 2,74 + 0,66)
Действия Запись ответа
7 – 3,8 = 3,712 : = 2, 74 + 0,66 = 1,3 * = + = Дидактическая игра «Математическое лото»
В конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результат работы. В качестве получившейся картины может выступать фото памятника архитектуры, достопримечательности города, картины и портреты художников, писателей и композиторов. Тогда ребята должны еще ответить на вопрос: Что изображено на получившейся картине ?Приведу пример такой игры по теме « Умножение обыкновенных дробей»
№ Задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
4 QUOTE
4 QUOTE
4 QUOTE
8 QUOTE
1 QUOTE
27
4
270,4
28
11 QUOTE
Математические лабиринты
«Лабиринт» - это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером. Основная цель игры – проверить умения и навыки учащихся по данной теме. Поэтому игра начинается за 15-20 минут до конца урока. Лабиринт рассчитан на самостоятельное решение заданий. В результате решения получается цепочка чисел, по которой, как по ориентиру, ученик выходит из лабиринта. Перечень таких цепочек –чисел для каждой команды должен быть записан у учителя. Это позволит следить за успешностью прохождения лабиринта отдельными учащимися или командой.
Пример математического лабиринта по теме «Многочлены», алгебра, 7 класс.
№ код Задания
1 7 Представить многочлен 4 QUOTE d в стандартном виде
2 -2 Найти значение выражения QUOTE
3 6
4 -6 Представьте многочлен 6a + 2 QUOTE в стандартном виде
5 -9
6 -1
7 -5
8 -3
9 12
10 8
11 -12 Найти значение выражения -0,2a*(-5 QUOTE 12 130
13 -4 Вычислить ( 1 QUOTE ) + QUOTE
14 -125
№ код Задания
1 7 Представить многочлен 4 QUOTE d в стандартном виде
2 -2 Найти значение выражения QUOTE
3 6
4 -6 Представьте многочлен 6a + 2 QUOTE в стандартном виде
5 -9
6 -1
7 -5
8 -3
9 12
10 8
11 -12 Найти значение выражения -0,2a*(-5 QUOTE 12 130
13 -4 Вычислить ( 1 QUOTE ) + QUOTE
14 -125
Вариант 1 1 QUOTE 7 QUOTE 11 QUOTE 14 Варианты 3 и 4 для более сильных учащихся.
Вариант 2 4 QUOTE 10 QUOTE 5 QUOTE 13 Вариант 3 8 QUOTE 1 QUOTE 7 QUOTE 11 QUOTE 14 Вариант 4 12 QUOTE 3 QUOTE 6 QUOTE 8 QUOTE 1 7 QUOTE 11 QUOTE 14 Контроль на уроках математики — это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава данного класса, изучаемой темы и многих других причин. Но все виды контроля, которые я применяю в своей работе, позволяют многим ученикам достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдавать переводные и выпускные экзамены.
Литература:
Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.
4. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Теляковского С.А. – М.: Просвешение, 2006.
5. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва, 1998 г.
6. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.
7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса / М.: Классикс Стиль, 2007.
8. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995. – 222 с