Классный час «Толерантность. Учимся жить на Земле»


Классный час «Толерантность. Учимся жить на Земле»

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (сигнальные карточки, смайлики), магнитная доска, мультимедийное оборудование.


Ход занятия:
1.Организационный момент урока.
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах лежат солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Психологическая установка.
Учитель:
Посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои тёплые добрые лучики. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в своё сердце. Почувствуйте свет, тепло, которое идёт от вашего сердца друзьям, нашим гостям. Пусть ваше сердце наполниться теплом и добротой, ведь в нашем классе собрались сегодня добрые, сердечные люди.
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлиться до вечера.
Введение в тему.
Учитель:
Сегодня мы собрались для важного разговора. Мы попытаемся понять, что значит «Уметь жить на Земле».
А начнём наше занятие со сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Мы с вами читали эту сказку, хорошо знаем её содержание. И сейчас вспомним только отрывок – сцену на птичьем дворе.
Итак, утка-мать ведёт своих утят на птичий двор, один утёнок у неё не такой, как все.

Чтение отрывка сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
Скоро добрались они до птичьего двора.
Утята, как и полагается, поклонились старшей утке.
Но жители птичьего двора не очень-то обрадовались гостям, они стали рассматривать их и громко говорить:
  Ну вот, ещё целая орава! Нас и так тут полный двор! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула утёнка в шею.
  Оставьте его! сказала утка-мать. Он ведь вам ничего не сделал!
  Это верно, но он такой большой и странный! отвечал забияка. Ему надо задать хорошую трёпку!
  Славные у тебя детки! сказала старшая утка с синим лоскутком на лапке. Все очень милы, кроме вот этого Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
  Никак нельзя, ваша милость! ответила утка-мать. Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает прекрасно, смею даже сказать лучше других. Я думаю, что он вырастет и со временем похорошеет. Вскоре утята освоились на птичьем дворе и стали вести себя как дома.
Только бедного утёнка все клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все и утки и куры.
  Он больно велик и безобразен! говорили все.
Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, куда деваться. Так прошёл первый день, затем стало ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито ворчали:
  Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
Утки клевали его, куры щипали.

Не выдержал утёнок, перелетел через изгородь! Так он навсегда покинул птичий двор.

Работа с текстом сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Беседа.

Учитель:
Почему не любили гадкого утенка? (Ответы детей)
гадкий, вызывает отвращение,
урод,
хорошо плавает,
большой и несуразный,
бедняга,
слишком велик.
Учитель:
Какими качествами обладают обитатели птичьего двора?
злоба,
зависть,
чёрствость.

Вывод.
Гадкого утёнка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребёнок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все.

Открытие нового знания.

1. Работа с презентацией.

Учитель:
Посмотрите на картинки скажите, в чём отличия между людьми.

СЛАЙД 1. Пол.
СЛАЙД 2. Возраст.
СЛАЙД 3. Рост, вес, полнота.
СЛАЙД 4. Цвет кожи, глаз, волос.
СЛАЙД 5. Здоровье.
Учитель:
Мешают ли эти характеристики общаться людям друг с другом?
Дети:
Нет.
На какие качества других людей надо обращать внимание?
Дети: на доброту, на умение дружить
Учитель:
Эти качества можно назвать внутренней красотой.

Вывод.
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, но мы можем жить вместе.

Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Учитель:
Умение принимать человека таким, какой он есть, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ.

Инсценирование.
Учитель:
В нашем классе мы тоже все разные. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию стихотворение-инсценировку «Настоящие друзья»

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе отстаём!

Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка

Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!

А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья?
Вас водой разлить нельзя!
Учитель:
Можно ли назвать ребят друзьями? Как поступают настоящие друзья?
Из-за чего возникают конфликты между ребятами?

Дети: ребята не умеют договариваться; настоящие друзья уступают друг другу, спешат на помощь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
А теперь все дружно отдохнём под весёлую музыку.

Решение проблемных ситуаций.
Игра.
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
Качества толерантного человека.
Учитель:
Мы решали задачки, исходя из понятия «толерантность»

Какими качествами должен обладать толерантный человек, который хочет мира, а не ссор?

БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ ЗНАЧИТ (составление кластера из вырезанных фраз: доброта, терпение, любовь, не сердиться, уважение, непонимание, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, нетерпимость, равнодушие, агрессивность, раздражительность.)

ВЫВОД:
Учитель:
Итак, быть толерантным, значит:
Быть добрым.
Быть терпимым.
Любить близких и друзей.
Не сердиться.
Уважать других.

Учитель:
Скажите, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети:
Нет, не всегда

Учитель:
Значит, надо работать над собой, соблюдать правила толерантности. В этом нам будет помогать памятка толерантного человека. Я для вас её приготовила, и она теперь будет всегда нас сопровождать.
Памятка толерантного человека.
 Памятка.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Учитель:
Можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
Дети:
Да, можем.
Учитель:
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!

В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.


Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Будете толерантны!
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь,
А то попеременно.
Не надо придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз
Не ошибиться снова.
Давайте жить во всем
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая.


Пожелания.
Учитель: В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, ни брани.
Учитель:
И напоследок,

Мои пожелания:
Будьте терпимыми и вежливыми.
Будьте любящими и внимательными.
Будьте добрыми.
Прощайте друг друга.
Будьте милосердными, готовыми помочь.
Заботьтесь друг о друге.
Имейте чистое сердце.
И всё это вам поможет жить в мире.
ИТОГ.
Рефлексия.
Учитель:
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, вы узнали что-то полезное для себя и чувствовали себя комфортно -прикрепите на доску весёлый смайлик, а если вам было грустно и не интересно или вы чего-то не поняли, то прикрепите грустный.


Заголовок 115