Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношеский центр г. Ейска
муниципального образования Ейский район
Социально – педагогический проект на тему:
«Организация патриотического воспитания
в системе дополнительного образования».
Исполнитель: Н.В. Фирсова,
педагог дополнительногообразования МОУ ДОД ДЮЦ
г. Ейск
2011 г.
Содержание
I. Об авторе………………………………………………………………………3
II. Краткая справка – аннотация к проекту………………………………...….4
III. Описание социального проекта…………………………………………….7
IY. Механизмы выполнения проекта………………………………………....11
1. Этапы реализации………………………………………………………….11
2. Программа реализации проекта……………………………………….….12
3.Предполагаемые методы и способы решения………………………...…14
Y. Инновационный потенциал проекта…………………………………….....16
YI. Научно – методическое обеспечение проекта………………………......17
YII. Формы представления материалов………………………………………18
YIII. Финансово – экономическое обеспечение проекта…………………….19
IX. Заключение………………………………………………………………….20
X.Список литературы…………………………………………………………..21
XI. Приложение…………………………………………………………………22
1. Конспект занятия по изготовлению сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)
2. Фотоматериалы.
3. Видеоматериалы.
4. Публикации в СМИ.
I. Об авторе.
Фирсова Нина Викторовна – работает в МОУ ДОД ДЮЦ г. Ейска с 2009 года. В течение 2 лет является руководителем объединения декоративно-прикладного творчества «Солнечный колосок». За время работы зарекомендовала себя как специалист, имеющий разносторонние знания в различных областях, владеет компьютерной грамотностью, постоянно занимается самообразованием.
Педагог дополнительного образования Фирсова Н.В. повышает свое профессиональное мастерство, участвуя в профессиональных конкурсах. В 2010 году Нина Викторовна стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в номинации «дополнительное образование», призёром регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2010-2011 году.
Приоритетным направлением своей деятельности педагог считает организацию нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Как воспитывать патриота? Как создать «нового человека», человека порядочного, мужественного, доблестного, патриота-гражданина? Как «заставить» подрастающее и будущее поколения полюбить Россию? Поиск ответов на эти вопросы побудил педагога обратиться к новым формам деятельности, в частности, к проектной деятельности.
Совместно с учащимися Нина Викторовна разработала проект: «Социально - педагогический проект «К-141 Курск» (к 10 годовщине гибели АПЛ «Курск»)».
На занятиях педагог создает условия для осуществления реальной проектной деятельности школьников как наиболее ценного социального опыта, который необходим сознательному и активному гражданину России.
Проектная деятельность способствует активизации знаний, умений, навыков ребенка, реализует принципы сотрудничества со взрослыми.
Участвуя в проекте «Социально - педагогический проект «К-141 Курск» (к 10 годовщине гибели АПЛ «Курск»)», учащиеся стали реальными свидетелями трагических для нашей страны событий. Личная сопричастность каждого, кто посетил п. Видяево в августе 2010 сделала из кружковцев настоящих Граждан и патриотов России.
II. Краткая справка – аннотация к проекту.
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Актуальность проекта. В современных условиях развития России патриотическое воспитание учащихся трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и образовательно-воспитательного потенциала искусства, и прежде всего народного творчества. Оно вызвано еще исторической обусловленностью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, проживающих в таком уникальном крае, какой в силу своего этнического многообразия, географического положения и исторического развития представляется Кубань.
Приобщение школьников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.
За долгие годы существования российской и кубанской школы накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия средствами народного творчества, прежде всего декоративно-прикладного искусства.
Учитывая особо важную роль изобразительного и декоративно-прикладного творчества в патриотическом воспитании школьников, многим становится понятной целесообразность изучения и использования сегодня в современной школе не только произведений мастеров изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, памятников истории и культуры, но и произведений народного творчества. Большой творческий потенциал и педагогическое значение народного искусства, многообразие действенных средств и создание необходимых условий для их использования способствуют повышению эффективности патриотического воспитания школьников. Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни, в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности школьников.
Декоративно-прикладное искусство, воздействуя на эмоциональную сферу сознания учащихся, помогает воспитанию социально-психологических, мировоззренческих чувств, патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Тенденция патриотического воспитания и развития художественно-педагогического образования требует совершенствования уроков декоративно-прикладного искусства на основе рационального сочетания форм и методов, создания условий, направленных на постижение патриотических и общечеловеческих ценностей, основ отечественной и мировой культуры, раскрывающих целостную картину мира, и личностно-значимое его осмысление учащимися школ. Поэтому возникает необходимость в разработке условий патриотического воспитания школьников средствами народного творчества, в частности декоративно-прикладного искусства, как фактора интенсивного развития личности школьника, самообогащения его внутренних резервов, приобщения его к национальной художественной культуре.
Однако, при всей многочисленности исследований вопросов патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства в такой многонациональном крае, как Кубань с его яркими художественными традициями, его самобытными промысловыми центрами не были объектом изучения. Это положение и послужило определяющим фактором при выборе темы проекта «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».
Проблема исследования — разработать, проверить и определить педагогические условия использования возможностей декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников.
Цель исследования - выявить и обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников.
Объект исследования - патриотическое воспитание школьников в процессе их художественного образования и эстетического развития.
Предмет исследования - условия, формы и методы патриотического воспитания учащихся школ в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования — патриотическое воспитание школьников в процессе обучения народному творчеству, в частности декоративно-прикладному искусству, станет более эффективным, если:
• компоненты эмоционально-художественной выразительности станут объектом специального изучения с учетом ценностно-патриотической характеристики произведений искусства в учебном процессе;
• развить в процессе учебно-творческой работы интерес учащихся к усвоению нравственных понятий путем анализа произведений декоративно-прикладного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную, патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей;
• использовать в учебном процессе наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, создать необходимые условия, способствующие воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств школьников; использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта, учитывающего вариативность видов декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников.
Задачи исследования:
• изучить и обобщить теоретический аспект рассматриваемого вопроса, дать оценку современного состояния проблемы патриотического воспитания школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству, определить перспективы его развития;
• выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности и педагогическое значение декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников, раскрыть принципы построения воспитательных систем, формирующих патриотизм, дружбу народов, формы и средства практической работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся;
• разработать и экспериментально обосновать дидактические условия, способствующие патриотическому воспитанию школьников с учетом традиций народного, декоративно-прикладного творчества.
III. Описание социального проекта.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»» определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».
Суть - охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами то, что составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Патриот – это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств Родины, чувствует неразрывные корни со своей семьей, отечеством и национальной культурой.
Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции детей рассматривать процесс патриотического воспитания. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких.
Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Быть патриотом в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально- экономических условиях – еще более сложная проблема. И всё же это возможно. Благоприятные условия для работы над формированием одного из наиболее глубоких чувств – патриотизма – в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей.
В настоящее время дополнительное образование детей является неотъемлемой частью образовательного пространства региона. Система, включающая многопрофильные (дома и центры творчества) и однопрофильные (станции юных техников и экологов) учреждения, выполняет очень важные функции, ставящие ее наряду со школами в разряд востребованных обществом образовательных учреждений. Одной из этих функций является воспитание, развитие и дополнительное образование детей и юношества.
Помимо того, что данный вид образования ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, он обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению и т. д., имеют широкие возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся в системе дополнительного образования детей: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое и т. д.
Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, развитие чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой этого направления.
Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации.
Реализации героико-исторического направления в дополнительном образовании детей способствуют следующие виды деятельности: увековечивание памяти погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны; проведение уроков мужества с приглашением ветеранов, вахт памяти, мероприятий в музеях боевой славы; создание портретной галереи героев.
Наиболее доступными формами работы в этом направлении считаются беседы и встречи с ветеранами боевых действий, достойными гражданами.
Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач по обеспечению безопасности Отечества.
Огромное значение в военно-патриотическом воспитании имеет общеобразовательная школа. Здесь закладываются основы знаний родного языка, естествознания, истории, других наук, которые дают общее представление об окружающей действительности и человеческой деятельности. В содержание военно-патриотического воспитания школьников включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компоненты.
Духовно-нравственное направление базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала и нравственный – система гуманных отношений к окружающему миру.
Воспитание патриотизма и гражданственности неразрывно связано с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике.
Таким образом, особые условия деятельности детских объединений в учреждениях дополнительного образования, создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, личностно ориентированный подход и реализация принципа единства обучения, воспитания и развития детей формируют позитивную мотивацию к деятельности патриотического характера у подростков.
IY. Механизмы выполнения проекта.
1. Этапы реализации.
Этапы реализации проекта «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации.
6. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации.
3. Спланировать работу на следующий период.
2. Программа реализации проекта.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. «Детско-юношеский центр» сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах. Оценка эффективности реализации
Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Проекта ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по патриотическому воспитанию;
обогащение содержания патриотического воспитания;
вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе ученика:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Проекта проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины.
Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы.
3. Предполагаемые методы и способы решения.
В 2010 году - 65 летие Великой победы, 10 лет гибели АПРК «Курск» - этим событиям посвящен данный проект.
12 августа исполнялось 10 лет с момента гибели ПЛ «Курск», мной было принято решение на одном из занятий выбранного из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок», сделать работу посвященную этому событию.
Затонула лодка 12 августа 2000 года в Баренцевом море, в ходе учений Северного флота. Она потеряла управляемость в результате двух мощнейших взрывов (второй в десятки раз превышал первый) и врезалась в дно. Первый взрыв привел к детонации части боекомплекта субмарины, уничтожению первых отсеков, затоплению лодки на глубине 108 м.
Большая часть экипажа погибла в первые секунды катастрофы. Люди, находившиеся в последних отсеках, продолжали в течение нескольких часов бороться за жизнь. Все собственные средства спасения лодки были повреждены. Неделю отечественные спасательные службы пытались спасти экипаж лодки, но все предпринятые попытки ни к чему не привели. Весь экипаж лодки -118 человек - погиб. Трагедия «Курска» потрясла Россию.
Очень хотелось сделать что-то необычное, посвященное морякам-североморцам. Работая с природным материалом я заметила, что высохшая кожура банана напоминает металл, очень похожий на материал подводной лодки, своим блеском и формой. Да и сам банан напомнил подводную лодку. На одном из уроков я предложила детям изобразить лодку в море на фоне берега и сопок. Подобрав необходимый природный материл для моря, береговой черты, разместили на бумаге, всем очень понравилась эта идея. Все кружковцы быстро включились в работу. По окончании работы дети восхищались выставкой. Методом голосования определили лучшую и решили написать письмо на Северный флот, посвятив свою работу героям, погибшим в Баренцевом море. Я предложила в память об экипаже посылать лучшую работу в музей п. Видяево.
Вскоре из штаба Северного флота пришел ответ с приглашением участия в юбилейных траурных мероприятиях в августе 2010 года в п. Видяево. После ряда согласований мною принято решение о поездке в базу подводных лодок Видяево пяти активистов из состава объединения в сопровождении одного старшего. Срок нашей командировки составлял 10 суток. После долгой дороги в Заполярье нас радушно встретили и разместили в Видяево, который на 3 дня стал для нас домом.
Программа пребывания была очень насыщенной: участие в митинге – памяти, экскурсии в музеи, обзорная экскурсия по Мурманску, туристический поход в сопки, досуговые мероприятия. Митинг начался с подъёма флага, звучавшие траурные речи заставляли всех сопереживать, возложение венков и цветов. Окончанием послужил оружейный залп и парад гарнизона. За время пребывания мы посетили Свято-Никольский храм-памятник АПРК «Курск», объединяющий в себя Свято-Никольский храм, часовню Георгия Победоносца и колокольню. Особенности храма его иконостас, по периметру икон изображены лики моряков – весь экипаж «Куска». После этого были проведены экскурсии в музеи: краеведческий музей в Видяевском доме офицеров, музей 7 дивизии АПЛ, где расположены экспонаты поднятые со дна моря, письма моряков. Ребятам представилась возможность побывать в спортивно-оздоровительном комплексе «Фрегат», где под одной крышей расположено 8 зон: аквапарк, спортивный зал, тренажерный зал, боулинг, караоке и др.
Дети научили видяевцев работе с природным материалом (соломкой), провели мастер-класс в Центре дополнительного образования детей и молодежи. Кружковцам надолго запомнится пребывание в Заполярье и время проведенное в базе подводных лодок и то флотское гостеприимство.
Y. Инновационный потенциал проекта.
Практическая значимость данного социального проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер, поскольку проводимое исследование сочеталось с проведением занятия по изготовлению композиции из природного материала на примере аппликации «Памяти АПЛ Курск» и как следствие пребывание на месте памяти.
Полученные результаты могут найти применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования проектной деятельности в школе, для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителя и учащихся, интенсивного личностного развития учащихся.
Апробация и внедрение проекта «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования» осуществлялась на базе МОУ ДОД ДЮЦ. Конкретными результатами проектной деятельности стало участие ребят в митинге-памяти.
YI. Научно – методическое обеспечение проекта.
Проект предусматривал использование рабочих образовательных программ и программ дополнительного образования детей, а также диагностических и других методик. Использовалась система мониторинга (наблюдение, оценка), охватывающая как важнейшие сферы развития ребенка (социальную, психологическую, духовную, нравственную), так и основные процессы формирования воспитательной системы учреждения.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа)
наглядный (показ иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу)
практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой - организация работы по малым группам (2 - 3 человека)
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов: опрос, выставка, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
YII. Формы представления материалов.
Формы работы:
- просмотр видеофильма и фотоматериалов;
- акции памяти;
- творческие конкурсы, викторины;
- экскурсии к памятникам воинов - освободителей, «Вечному огню»;
- уроки мужества с приглашением ветеранов войны;
- переписка с ветеранами Великой Отечественной войны.
YIII. Финансово – экономическое обеспечение проекта.
Из средств местного бюджета было выделено 49 тысяч рублей на билеты в г. Мурманск и обратно, на 6 человек. Командование Северного флота обеспечивало питание, проживание детей на севере в течение 3 дней. Питание детей в дороге обеспечивалось отделом образования из расчета 100 рублей на человека в сутки. Экскурсии проводились бесплатно, совместно с отделом культуры администрации п. Видяево.
IX. Заключение.
Подводя итоги проделанной работы, считаю, что необходимо сделать следующие выводы:
1. Одним из направлений воспитательной работы явилось развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого стало умение определять различные эмоциональные состояния, выраженные в декоративно-прикладном искусстве.
2. Разработаны уроки, способствующие патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному искусству, созданы эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей родине, культуре и декоративно-прикладному творчеству.
3. Этот проект показал, что приобщение школьников к декоративно - прикладному искусству пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно - осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.
X. Список литературы.
Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006
Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 - 2008
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005
Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999
Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2000
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
XI. Приложение.
1. Конспект занятия по изготовлению сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 2 года обучения: 144 часа первый год, 216 часов второй год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа – для первого года обучения, и по 3 часа – для второго. Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок проводился с группой учащихся 5-6 классов, численностью 10 человек, все дети из общеобразовательных школ города.
Тема "Изготовление сюжетной композиции из природного материала
(На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"
Цели:
Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению сюжетной аппликации из природного материала.
Развитие чувства красоты и гармонии.
Воспитание патриотизма и чувства гордости, уважение к воинской профессии.
Задачи:
Познакомить учащихся с изготовления аппликации с использованием нетрадиционного, нового природного материала – кожуры банана.
Развивать усидчивость, аккуратность, чувство вкуса.
Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях.
Воспитывать чувство гордости подвигом моряков подводников с ПЛ «Курск».
Оборудование:
набор природного материала (листья, цветы и пр.),
соломка,
клей ПВА,
кисточка для клея,
ножницы,
утюг,
электрическая плита,
картон,
проектор.
Дидактический материал:
фильм А.Мамонтова «Памяти Курска»,
фотографии подводных лодок,
сюжетные композиции,
книги, иллюстрации,
макет лодки.
Ход занятия
1. Организационная часть – 5 мин.
Проверка численности группы. Проверка рабочих мест.
2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
Вопросы по пройденному материалу:
Какие способы приготовления соломки к работе Вы знаете, какой из них самый приемлемый и почему? (Горячий и холодный, приемлемый горячий, потому-то что солома получается гладкая и глянцевая)
Что добавляется в воду при варке соломы и зачем? (Пищевая сода, для придания соломе мягкости)
Как можно тонировать солому и чем? (Тонировать с помощью горячего утюга или добавить в воду при варке природные красители: шелуха лука, свекла)
В этом году 65 лет Великой победе, 10 лет гибели АПРК «Курск», об этих событиях я Вам расскажу.
3. Историческая справка – 10 мин.
ПЛ «Курск»- российская атомная подводная лодка, крупнейшая в мире. Затонула 12 августа 2000 в Баренцевом море в ходе учений Северного флота.
Лодка потеряла управляемость в результате двух мощнейших взрывов (второй в десятки раз превышал первый) и врезалась в дно. Специальная правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы установила, что ее причиной стал взрыв неисправной торпеды. Первый взрыв привел к детонации части боекомплекта субмарины, уничтожению первых отсеков, затоплению лодки на глубине 108 м. В ходе взрыва атомный реактор «Курска» и его вспомогательные механизмы не были повреждены.
Большая часть экипажа погибла в первые секунды катастрофы. Люди, находившиеся в последних отсеках, продолжали в течение нескольких часов бороться за жизнь. Все собственные средства спасения лодки были повреждены. Неделю отечественные спасательные службы пытались спасти экипаж лодки, но все предпринятые попытки ни к чему не привели. Вместе с российскими спасателями работали норвежские водолазы, которым удалось открыть люк затопленного отсека (было поднято на поверхность 12 тел). Весь экипаж лодки -118 человек - погиб. Трагедия «Курска» потрясла Россию. Родственники подводников, средства массовой информации поставили перед властью множество вопросов о причинах катастрофы, ходе спасательной операции, информировании общества.
Высшим руководством России было принято решение о подъеме «Курска» летом 2001 года. Сразу началась подготовка к этой беспрецедентно уникальной международной операции, которая началась в июле и закончилась только в октябре. При подъеме подводной лодки использовались оригинальные российские технологии, разработанные производственным объединением «Рубин», и оборудование голландской компании «Маммут». В результате «Курск» (кроме первого отсека) был успешно поднят. Всего было опознано 117 тел подводников.
4. Изложение нового материала – 15 мин.
Изложение материала будем осуществлять доступными методами обучения, а именно:
вербальным методом проводим основную часть урока, фотометод используем при показе фотографий подводных лодок, природы Заполярья,
с помощью технических средств (компьютер, видеопроектор) осуществляем показ видеофильма о ПЛ «Курск»,
иллюстративный метод используем при выборе сюжетных композиций.
Все перечисленные выше методы обучения соответствуют цели занятия, развивают чувство красоты и гармонии, воспитанию патриотизма и чувства гордости, уважение к воинской профессии.
Аппликация (лат. applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, различных природных материалов.
Аппликационные изображения, выполненные из цветов, получили название «флористика».
Для творческих композиций вы можете использовать засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы и т. д. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с ним.
Аппликация бывает трех видов:
• декоративная, объединяющая различные элементы украшения;
• предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);
• сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).
Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины.
Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы.
Для работы нам необходимо подготовить природные материалы, которые можно собирать в течение всего года. Особым разнообразием красок, конечно, отличается осень. Листья деревьев окрашены самыми разными цветами. Клен – багровый, дуб – медный, каштан, вяз – золотисто-желтые, рябина – оранжевая. Арбузы, дыни, тыквы, кабачки имеют необычные семена, которые тоже нам пригодятся. В садах мы найдем осенние цветы, золотисто-оранжевый физалис. Лето богато семенами вяза, «носиками» клена.
Художественные произведения из природного материала могут быть разными по жанру и технике исполнения (декоративная скульптура, плетеные изделия, декоративные панно, изделия, инкрустированные соломкой, макеты архитектурных сооружений).
Итак, приступим.
Во время работы мы используем здоровосберегающие технологии (хорошо освещенное место, где нам будет удобно расположить достаточное количество предметов и клей, обычно используется клей ПВА, т.к. он экологически чистый), физминутки.
1. желательно рабочее место застелить, для предохранения наших столов.
2. кисточка для приклеивания больших листиков, пластиковая либо деревянная тоненькая палочка (зубочистка, шпажка) для нанесения малого объема клея.
3. пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это незаменимая ни чем принадлежность, листья достаточно хрупкий материал и в руках часто ломаются, да и сами руки остаются чистыми от клея.
4. ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами.
5. две салфетки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.
Прежде чем начать практическую работу необходимо повторить правила техники безопасности при работе (повторение ТБ при работе с ножницами, клеем, утюгом и эл.плиткой).
Кроме всего этого оборудования вам понадобятся альбомы, цветные и простые карандаши. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то, что необходимо нам для последующих работ.
Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации.
С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации.
Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности.
Наиболее простой, будет составление аппликации из целых форм растений, где можно выполнить несложные миниатюры, например морковь из листа ясеня и зелени моркови, репу из листа тополя и травы медвежье ушко.
Из целых форм растений можно составить и сложные композиции букетов. Их готовят в определенной последовательности. Начинают с составления контура композиции - раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники; они придают аппликации легкость, воздушность.
Далее заполняют внутреннюю часть картины. Укладывают растения от краев к центру. При этом необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть каждого растения была прикрыта верхней частью следующего, т.е. образовывалась чешуя.
В работе большое значение имеет размещение центральных элементов композиции. Закреплять сразу на фоне не рекомендуется. Надо составленную композицию прикрыть листом бумаги и через некоторое время внимательно посмотреть на нее. Если композиция составлена удачно, правильно, можно приступать к закреплению растений. В процессе работы над аппликацией преподаватель оказывает индивидуальную помощь, поощряет детей.
Физминутка.
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
Раз два. Три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
5. Практическая работа- 45 мин.
Поэтапное изготовление аппликации «Памяти АПЛ Курск».
Рисуем эскиз лодки. Переводим его на кальку. Разрезаем рисунок так, чтобы отделить рубку и перископ лодки.
Аппликация с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации. В эскизе вам надо нанести линии, по которым будут наклеиваться банановые ленты.
2. Подготавливаем банан для работы, очищая его от плода. Чистим банан (для работы нам нужна кожура), острым ножом вырезаем мягкую светлую его часть. Потом горячим утюгом гладим, пока шкурка банана не станет глянцевой и сухой.
3. Получаем широкие полосы из банана коричневого цвета. Приклеиваем нужное количество банановых лент близко друг к другу не оставляя просветов - щелочек. Затем банановое полотно переворачиваем глянцевой стороной вниз. Вырезаем ножницами изображение лодки по контуру со стороны кальки.
г
Физминутка.
Гимнастика для пальчиков.
Наши алые цветки распускают лепестки.Руки в стороны, в кулачок,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.Разожми и на бочок.
Наши алые цветки закрывают лепестки, Руки вверх и в кулачок.
Головой качают, тихо засыпают. Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Наклеиваем разноцветные листья, изображая северные сопки. Используя листья темного цвета сверху вниз приклеиваем на картон, изображая камни, скалы. Из листьев желтого цвета изготавливаем контуры деревьев и наклеиваем на «сопки». Применяя веточки туи и др. природных материалов изготавливаем «сосны».
При составлении композиции педагог помогает детям находить место для них, помогает определять, где расположить кусты и деревья. Для работы потребуются листья с разной фактурой: клен, береза, туя и др., все зависит от фантазии. Море изображаем из бархатистых листочков голубого цвета. Чайки над кораблем изготавливаем из соломенных лент.
Сделанный ранее банановый силуэт лодки намазываем клеем и располагаем на общем фоне.
Готовую работу вставляем в рамку.
Уборка рабочих мест.
6. Закрепление пройденного материала – 10 мин.
На сегодняшнем занятии мы узнали о героях подводниках, методах выполнения сюжетной композиции (задаю вопросы по пройденному материалу, опрос тестированием)
Назовите основные этапы изготовления аппликации из природного материала и соломки?
В чём проявлялись затруднения?
По окончании работы дети любуются яркой, красочной выставкой из своих выполненных работ. Методом голосования определяют лучшую, вспоминая рассказ учителя о героях подводниках, решают написать письмо на Северный флот. Посвящают свою работу героям, погибшим в Баренцевом море, и посылают работу в музей п. Видяево.