Методическая разработка Сибирская сказка как средство художественно-эстетического развития
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
«Развитие познавательной творческой активности детей, обогащение их социального опыта посредством изучения Сибирских сказок»
методическая разработка
Автор составитель:
Воспитатель ДОУ «Колосок»:
Подлужная А.К.
2016 – 2017г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Роль Сибирских сказок в современном образовательном процессе дошкольного образования…………………………………………………….….5
2.Сибирские сказки как источник народной мудрости в формировании базовой культуры личности дошкольника………………………………………………..7
3.Методы и средства художественно- эстетического развития дошкольника в поцессе изучения сибирских сказок……………………. ………………………9
4.Механизмы реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок……………………………………………………………...…13
Заключение…………………………………………………………………….…14
Список литературы……………………………………………………………....16
Приложение 1.Результаты опроса родителей о чтении сибирских сказок детям…………………………………………………………………………...…19
Приложение 2. Результаты опроса родителей о видах игрушек, покупаемых детям …………………………………………………………………………..…20
Приложение 3. Чтение сибирских сказок...........................................................21
Приложение 4. Выполнение рисунков на тему сказки « Как птицы огонь добывали»………………………………………………………………………...22
Приложение 5.Плоскостная лепка героев по мотивам Сибирской народной сказки «Мааны»……………………………………………………………..…..25
Введение
Сказки продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество сказок, которые ребенок смотрит по телевизору, не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции зарубежной мультипликации. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых. Опасна ли для детей зарубежная анимация? Каковы критерии вредных мультфильмов.
Основной целю реализации программы дошкольного воспитания является формирование основ базовой культуры личности. Возникает вопрос, на каком базовом материале, воспитатель должен строить свою работу с детьми.
В основе блока художественно-эстетического развития детей может лежать не только, красота природы, русские народные сказки, но и сказки коренных жителей, проживающих в нашем регионе – сибирские сказки и сказы. Мало кто сегодня читает своим детям сибирские сказки. Естественно, что они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
Цель методической разработки: реализация содержания блока художествено-эстетического воспитания через чтение и изучение Сибирских сказок.
Задачи.
Реализация содержания вариативной части ООП МБОУ «Ягуновская СОШ» национально-регионального компонента образовательного процесса;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей любви к окружающей природе, Родине, семье;
формирование способности к самостоятельной деятельности детей.
Развитие мелкой моторики, через рисование орнамента жителей Сибири.
В рамках нашей методической разработки планируется провести исследование мнения родителей о том, читают ли своим детям Сибирские сказки и какие детям покупают игрушки? (см. приложение 1,2) Где предметом будет выступать, чтение родителями сказок народов Сибири, а объектом Сибирские сказки.
Новизна методической разработки заключается в том, что сибирские сказки являются не просто хранилищем старинных персонажей , это определенная развивающая этносреда, в которой ребенок может гармонично существовать, всесторонне развиваться и получать необходимые навыки и знания. Этнокультурная насыщенность предметно-развивающей среды подчиняется принципу гармонизации содержания образования, форм и методов взаимодействия с ребенком, обеспечивая дополнительные возможности познавательного, эстетического и этнического развития".
Данная разработка будет полезна воспитателям , работающим с детьми 5-8 лет.
.
Роль Сибирских сказок в современном образовательном процессе дошкольного образования
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. В современном мире мы наблюдаем обезличивание нации. Происходит активное навязывание новых идеалов и ценностей, противоречащих, всем тем догмам, которые отечественная культурная традиция выработала за многие века своего существования. Следствием этого является крайне неблагоприятная нравственно-этическая, этноэкологическая, демографическая ситуация, прогрессирующие социальные «болезни». Воспитание детей в духе и на материале традиционной народной культуры, восстановление системы преемственности народных художественных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуации.
В современном дошкольном образовании особая роль отводится народной художественной культуре. Сказки народов, проживающих в Сибири не заслужено забыты. Сегодня на основе народного художественного творчества необходимо создавать различные развивающие, коррекционные и оздоровительные программы для детей.
Проблема на наш взгляд, заключается в несоответствии общего благоприятного отношения к использованию народного художественного творчества в этнопедагогических методиках ДОО и реальной практики реализации этнокультурных моделей воспитания, подходов, в объеме аутентичного фольклорно-этнографического материала и «подделок» под фольклор, сценических интерпретаций. Идея методической разработки о необходимости создания особой этносреды (используя Сибирские сказки) и использовании в качестве педагогического материала образцов аутентичного фольклора в этнохудожественном воспитании для преодоления сложившейся кризисной ситуации в системе воспитания детей, в том числе использование средств НХТ в самостоятельной деятельности детей и родителей. Новизна проекта заключается в том, что на основе сибирских сказок можно создать этнокультурную насыщенность предметно-развивающей среды, которая будет подчиняется принципу гармонизации содержания образования, форм и методов взаимодействия с ребенком, обеспечивая дополнительные возможности познавательного, эстетического и этнического развития". Насыщенность образовательного пространства положительно влияющими на личностное развитие символическими объектами Сибирской культуры повышает чувствительность органов чувств, помогает ребенку получать изо дня в день все более многочисленные и прочные представления о мире.Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Обращение к Сибирским сказкам- это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, через умение видеть памятники истории и культуры. Благодаря появлению в дошкольной организации народного музея дети погружаются в другую историческую и сказочную среду одновременно, формируют сенсорный, практический и культурно-исторический опыт. Обязательным условием является учет возрастных особенностей, уровня психического, интеллектуального и физического развития каждого ребенка и непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию. Практическая значимость состоит в том, что материалы, представленные в данной разработке, могут быть использованы в работе с детьми в образовательных учреждениях города, области, в учреждениях системы дополнительного образования детей, в центрах досуга.
2. Сибирские сказки как источник народной мудрости в формировании базовой культуры личности дошкольника
Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят и русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. По этому, и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несет огромную ценность.
Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя, как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.
Читая Сибирские сказки, беседуя по содержанию со старшими дошкольниками, мы решаем экологические проблемы, связанные с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законом природы, восприятия себя ее частью. Потому что герои сибирских сказок, легенд и преданий – это и сама Сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся за свободу народа. Правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые наделенные человеческими качествами.
Во многих сказках, составленных из стародавних сказаний, тексты дают представление о климатических особенностях края, речь идет о характерном для Забайкалья явлении (в морозные дни зимы вода в реках промерзает до дна, и, бывает, задыхающуюся от недостатка воздуха рыбу буквально выталкивает на поверхность реки. И люди говорят, иди не “лови рыбу”, а “собирай”). Сказки напоминают читателю о близости Тайги: нередко герой охотник, охотится в дремучем сосновом лесу на зверей: лося, бурого медведя, соболя, ондатру, снежного барана. Так в сказке “Волшебные рога Огаило” дети знакомятся с редким видом животных – снежном бараном-аргалием, занесенном в красную книгу, узнают о местах его обитания (Тайга и гольца Баргузинского хребта). В сказке “Кедровкины кладовки”, написанной по мотивам Таежной были, птицы сохраняют местные названия “кедровка”, “сойка”, тем самым детьми лучше воспринимается информация об этих птицах, повадках, местах их обитания. Информацию Байкальской рыбке – голомянка, и втором ее названии “Донюшка”, дети получают из сказки В.Стародумова “Голомянка”
Обратимся к сибирским сказкам, которые сказывали детям народы, проживающие в Сибири. Никому сегодня не известные, не имеющие ярких обложек, но несущие основы мироустройства, коренных жителей: телеутов, шорцев, русских.
Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак», знак – человека, знак животного, знак птицы. Причем кукла не обязательно собой представляла человека. В руках мастериц оживали персонажи сказок, лисы, медведи, зайцы и т.д.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Игра с ней позволяют «внедриться» в традицию, в особое «пространство-время», выступающие знаковым символом некого единого временного и пространственного континуума культуры.
3.Методы и средства художественно- эстетического развития дошкольника при изучении сибирских сказок
Осуществляя эстетическое воспитание необходимо воспитательный процесс направить на решение следующих задач:
систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности;
формировать основы эстетического вкуса.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности -- составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка.
Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей -- их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе художественно эстетической деятельности может быть направлена на изготовление сказочных персонажей, кукол-знаков, олицетворяющих доброту, красоту, честность, порядочность, хитрость, силу и т.д.
Методы эстетического воспитания:
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;
метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;
метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружения, на совершенствование культуры своего поведения;
метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Основные средства:
— эстетика быта
— природа
— искусство
— самостоятельная художественная деятельность детей.
Формы организации детей:
— занятия
— художественно— дидактические игры
— праздничные утренники, вечера развлечений
— экскурсии и прогулки
— театрализованные зрелища
— кино и телепередачи
При организации Художественно - эстетического воспитания дошкольников нами созданы условия:
Создание предметно — пространственной среды.
насыщенность быта предметами искусства.
активная деятельность самих детей.
индивидуальный подход к детям.
всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.
единство эстетического и нравственного воспитания.
комплексное воздействие всех средств.
активное включение детей в разнообразные виды творческой деятельности.приобщение к традициям родного края;
привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Нами составлен сборник Сибирских сказок в соответствии с возрастом ребенка.
Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
занятия по изобразительной деятельности,
занятия по музыкальному воспитанию,
театрализованную деятельность,
кружковую работу,
индивидуальную работу,
выставки детских работ, персональные выставки,
посещение театров,
праздники, концерты, спектакли
Построение образовательного процесса самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей с учетом регионального компонента
Фольклор народов Сибири. Просмотр или чтение сибирских народных сказок;
Рассматривание иллюстраций и репродукций к сибирским сказкам, изучение особенностей характера персонажей, одежды, сказочного пространства , где проживают герои; образы добра и зла, основные представления об устройстве мира в русских народных сказках;
Сочинение продолжения сказки, после прочтения или новой сказки с использованием прочитанных героев, передающих характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их.
4.Механизмы реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок
К механизмам реализации воспитательного процесса, посредством изучения сибирских сказок можно отнести:
Чтение сибирских сказок ( см Приложение 1).
Выполнение рисунков на тему сказки, проведение выставок ( см Приложение 2).
Плоскостная лепка героев сибирских сказок;
Объемная лепка героев сибирских сказок;
Создание аппликаций с использованием сибирского орнамента;
Изготовление объемных персонажей в технике декоративно прикладного творчества.
Заключение
Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).
Результаты опроса 25 родителей показали, что сказки народов Сибири не только не читаются в семье, но и многие родители не знают об их существовании. Результаты опроса по бланку «Какие родители покупают детям игрушки» было выявлено, что из 25 опрошенных, только 8 родителей покупают игрушки отечественного производства и 7 опрошенных -героев русских сказок. Подавляющее большинство родителей покупают игрушки иностранного производства, персонажей сказок и мультсериалов, мотивируя это тем, что отечественных героев мультфильмов они не находят на полках магазинов.
Поэтому воспитателям и родителям придется решать двойную задачу:1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к национальной культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Обращение к Сибирским сказкам - это возможность формировать гармонично развитую личность, способную воспринимать ценности своей нации, чувство национального самосознания в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, через умение видеть памятники истории и культуры.
Поставленная цель методической разработки: реализация содержания блока художествено-эстетического воспитания через чтение и изучение Сибирских сказок, достигнута
Воспитанники познакомились с Сибирскими сказками эпосом шорцев и телеутов. Узнают и пересказывают сюжет, выделяют персонажей, понимают и различают положительных и отрицательных героев. Дети слушают сказки, представляют образы, выполняют зарисовки, раскрашивают с чувством вкуса. Могут выполнять работу с шаблонами: обводить, вырезать.
Закреплен навык склеивания текстильных деталей . Правильно заливают фон рисунка в зависимости от техники рисования.
Список литературы
1. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.2. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л. 1983.3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М., 1983. 5. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1985.7. Баркова A.M. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора./Дис. М., 19988. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л., 1982.Белгород, 1999.9. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.10. Васеха Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности /дис. М., 200411. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. М., 1969.12. Величкина О.В., Иванов А.Н., Краснопевцева Е.А. Мир детства в народной культуре. М., 1992.13. Возвращение к Берегине / Васеха. Л.И. Новосибирск.14. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество/ под ред. Т.Я.Шпикаловой,15. Волков Г.Н. «Этнопедагогика» М., 2002г. 16. Воронина Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста /Дис.17. Долженкова М.И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций/дис. М., 2001.18. Ермолова С.А. Социальная адаптация детей на материале русской народной музыки/дис. М., 1996.19. Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» - М., 2007г.20. Как во нашем дому/Овсянникова Н.А. Новосибирск, 2006.21. Ксендзовская А. Народное творчество в воспитании детей /опыт работы/.//Дошкольное воспитание. 1981. - № 2.22. Линькова Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей М., 1969.23. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1986. 24. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 1971.25. Народная художественная культура. Учебное пособие под общей редакцией Баклановой Т.И. М.,2000.26. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М., 1996. 27. Науменко Г.М. Этнография детства. М.: Издательство Беловодье, 1998.28. Нестеренко А.В. «Этнохудожественное образование детей и подростков»/М.,2008. 29. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях/дис. М., 200130. Романова Г. А. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры./дис. М., 1997.31. Фольклор - музыка - театр. Сборник программ занятий для работы с дошкольниками. Под ред. Мерзляковой С.И. М..1999.
Приложение 1.
Резульлаты опроса родителей о чтении сибирских сказок детям.
№ опрашиваемого родителя Читаете ли вы своим детям сказки региона в котором проживаете, например, сибирские сказки.
да Затрудняюсь ответить нет
1 +
2 +
3 +
4 + 5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 + 14 +
15 +
16 + 17 +
18 +
19 +
20 + 21 + +
22 +
23 +
24 +
25 +
итого 1 4 20
Приложение 2. Результаты опроса родителей о видах игрушек, покупаемых детям
№ опрашиваемого родителя Какие игрушки вы покупаете детям?
Игрушки отечественного
производства Игрушки иностранного
производства Героев
отечественных
мультфильмов и сказок Героев иностранных мульсериалов и сказок
1 + 2 + 3 + +
4 + +
5 + + +
6 + +
7 +
8 9 + 10 + +
11 + +
12 + + +
13 + + +
14 + +
15 + +
16 17 +
18 + +
19 +
20 +
21 + + +
22 + +
23 + + +
24 + +
25 + +
итого 8 9 7 21
Приложение 3.
Выполнение рисунков на тему сказки « Как птицы огонь добывали»
Примерный план организованной образовательной деятельности.
Тема: Сибирская сказка « Как птицы огонь добывали». Рисуем героев в технике «Гратаж»
Цель: Познакомить с новой техникой рисования граттажом.
Учить рисовать в технике «граттаж» на основе собственных представлений.. Закреплять правила поведения, развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, чувство ритма, цветовосприятия и творческие способности, воспитывать аккуратность и осторожность при работе с материалом. Познакомить с понятием орнамент и его значением.
Методы и приемы: Словесный, практический, наглядный.
Рассказ, беседа, демонстрирование иллюстраций, художественное слово, педагогический рисунок.
Демонстрационный материал: Образцы для показа последовательности техники «граттаж». Иллюстрации: картины, выполненные в технике «граттаж», орнаменты сибирских народов.
Словарная работа: Техника, граттаж, процарапывание, прекрасные, чудесные, волшебные, сказочные, необычные.
Предварительная работа: Чтение сибирской сказки « Как птицы огонь добывали».
Раздаточный материал: Альбомные листы формата А-5 (тонированные, покрытые слоем свечи и тонированные) для работ детей; стеки, деревянные палочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Хочу вам признаться можно? Я человек взрослый, но очень люблю сказки, как все дети. Вот вчера, например, я читала интересную сказку. Хотите знать какую? Может быть вы ее читали? Эта сказка называется «Как птицы огонь добывали» Это шорская народная сказка. Знаете такую сказку? Тогда я вам ее расскажу и мы поговорим о ней. Давайте посмотрим иллюстрации художника Гороховского Э. к этой сказке.
-Кто главный герой сказки?
-Какая проблема была у героев?
-Кто помог добыть огонь?
Давайте мы с вами нарисуем главного героя этой сказки? А хотите, я научу вас рисовать совсем по новому? Мы еще так никогда не рисовали! Этот способ рисования называется «граттаж».
Для начала я должна придумать, что я буду рисовать (орлицу и горы или орлицу и лес.)
- Для этого я беру чистый лист бумаги
-Затем я беру акварельные краски или гуашь, тонирую листы в нужный мне цвет.
-Покрываю свечой, затем гуашью.
-После этого процарапываю нужный рисунок.
Вы знаете что такое -орнамент? Орна́мент (— украшение) — узор, основанный на повторе составляющих его элементов; он нужен для украшения различных предметов.
Ребята, давайте закроем глаза и придумаем свой рисунок постарайтесь использовать в рисунке орнамент, вы можете также придумать его сами.
Самостоятельная работа: Дети приступают выполнению работы. Процарапывают придуманный сюжет.
Вывод.
-Какие красивые, сказочные, необычные птицы у вас получились ребята. Как называется техника рисования которая помогла вам нарисовать такие красивые рисунки? («Граттаж»или «Цап-Царапки»).
Организовываем выставку, рассматриваем каждый рисунок.
Сегодня вы молодцы ребята. У вас получились очень интересные рисунки.
Приложение 4
Плоскостная лепка героев по мотивам Бурятской народной сказки «Мааны»
Примерный план организованной образовательной деятельности.
Задачи. Учить детей лепить по мотивам сибирских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма). Развивать способности к сюжето сложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Предварительная работа. Беседа о сибирских народных сказках, чтение отрывков для уточнения представлений о внешнем виде наиболее известных сказочных героев. Знакомство с искусством мелкой пластики (сказочные герои и существа).
Материалы. Пластилин, стеки, бусины, бисер, лоскутки, трубочки для коктейля, зубочистки, картон ,салфетки бумажные и матерчатые.
ход занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной народной сказкой «Мааны» это Бурятская народная сказка. Знаете такую сказку? Я вам ее расскажу, и мы поговорим о ней.
Воспитатель показывает детям иллюстрации сказкам на похожую тему и говорит, что художники нарисовали иллюстрации к сказкам, чтобы мы не только слушали текст, но и хорошо представляли себе, как выглядят сказочные герои или существа ( какой у них характер и настроение).
- А мы с вами сегодня будем лепить сказочных героев сказки «Мааны». Постарайтесь показать в лепке, как выглядит сказочный герой: какая у него одежда (сарафан, кафтан, юбка с кофтой и фартуком,) и причёска, что он делает идет по дорожке, сидит на лавочке, стреляет из лука, борется с врагом или кого-то спасает, какой у него характер (добрый, сильный, уверенный, смелый или, наоборот, коварный, злой, трусливый) и какое настроение (весёлое или грустное).
Дети выбирают материалы, в т. ч. дополнительные (бисер для глаз) и начинают лепить. Воспитатель подсказывает, что при желании дети могут объединиться в пары или группы, чтобы создать коллективную композицию из нескольких героев одной сказки.
В конце занятия проводится экспресс выставка, дети рассматривают вылепленные фигурки и отгадывают, кто это, из какой сказки, что делает (какой эпизод сказки запечатлён).
Приложение 5.
Объемная лепка героев сибирской сказки «Ленивый мальчик и синичка»
Примерный план организованной образовательной деятельности.
Цель: Формировать положительное отношение к Сибирским народным сказкам.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость за поступки героев сказок; формировать умение подбирать и использовать в речи новые определения.
2. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам, закреплять знания детей о Сибирских народных сказках.
3. Создать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков детей, воображения и творческой активности, логического мышления, конструктивных навыков, мелкой моторики рук, памяти.
4. Воспитывать уверенность в умении взаимодействовать друг с другом, умение сопереживать героям сказок.
Методы и приемы: Словесный, практический, наглядный.
Формы организации совместной деятельности.
Ход работы:
Все вместе: Сядем рядышком по кругу. Скажем «Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень. Всем привет и добрый день. Если каждый улыбнется. Утро радостное начнется.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сибирской сказкой «Ленивый мальчик и синичка» и поговорим о ней.
Физкультминутка: «В темном лесу есть избушка».
В темном лесу есть избушка - дети шагают.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются.
В этой избушке есть старушка – грозят пальцем.
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, – показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят – покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят – руки вверх.
Ребята давайте мы с вами сделаем из пластилина героя из сказки «Ленивый мальчик и синичка» Самостоятельная работа.
Экспресс выставка работ.