Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МБОУ « СОШ №1» на 2014-2017 годы
СОГЛАСОВАНО
Председатель Управляющего совета МБОУ « СОШ №1»
__________Л.В. Гомлякова«__» ноября 2014 УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « СОШ №1»
_______М.А. Бондаренко
Приказ №_____от ____2014
Программа по формированию
жизнестойкости обучающихся МБОУ « СОШ №1»
на 2014-2017 годы
Составитель О.В. Новикова
Содержание
Введение
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость
Целью данной программы является предупреждение девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости обучающихся.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
- целенаправленное включение обучающихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;
- работа с ценностно-смысловой сферой;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;- развитие коммуникативных способностей;
- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;
- освоение обучающимися опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;
- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;
- развитие социальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения;
- осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Программа рассчитана на работу с обучающимися 11-15 лет (5-9 классы) и реализуется в течение 3-х лет последовательно в три этапа:
1 этап – подготовительный, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости обучающихся посредством проведения тестирования и диагностики. Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни обучающегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап – диагностический, оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости обучающихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
Направления деятельности программы:
работа с педагогами;
работа с детьми (индивидуальная и групповая);
работа с родителями, в том числе с семьями, требующими особого внимания.
Формы занятий:
беседы;
тренинги;
конкурсы;
анкетирование.
Прогнозируемые результаты:
сформировать у обучающих полное представление о здоровом образе жизни, самопризнании, самопонимании;
привить нравственные способы поведения, решения проблем;
овладеть навыками рефлексии, социальными навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими;
оказать помощь семье в воспитании и обучении, профессиональном определении подростка, социализации школьников.
Перечень мероприятий по реализации Программы
Этапы реализации программы Содержание деятельности Сроки Прогнозируемые результаты, формы их представления ответственные
Подготовительный Работа с педагогами
Разработать пакет документов по организации работы школы по формированию жизнестойкости среди учащихся Ноябрь 2014 Разработка локальных актов, регламентирующих данное направление работы школы Администрация школы
Внесение изменений в базу данных по социально неблагополучным семьям, обучающимся, требующим особого контроля До 01.12. 2014 Уточнение данных для организации эффективной работы с данными категориями обучающихся и семьями Общественный инспектор по охране прав детства
Результаты диагностики довести до сведения родителей с обеспечением конфиденциальности полученных сведений До 15.02.2015 Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи, анализ ситуации в семье Классные руководители
Рассмотреть на МО классных руководителей методические рекомендации по формированию жизнестойкости среди детей и подростков Ноябрь 2014 Формирование представлений о деятельности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями Куратор ВР
Работа с родителями (законными представителями) обучающихсяОпросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин Ноябрь 2014- январь 2015 Выявление проблем межличностного общения в семье Классные руководители
Проведение беседы с родителями о программе формирования жизнестойкости детей Ноябрь-декабрь 2014 Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости и роли семьи и школы в воспитании данного качества Классные руководители
Внесение в тематику родительских собраний (программа «Ответственное родительство») вопросов о формировании жизнестойкости подростков Декабрь 2014 Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу Куратор ВР
Работа с обучающимисяБеседы со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха. Ноябрь-декабрь 2014 Стимулирование обучающихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания Классные руководители
Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы Ноябрь 2014 -январь 2015 Заполнение групповых карт-характеристик, обсуждение со школьником результатов тестирования и постановка задач-саморазвития. Классные руководители
Обсуждение и анализ поведения в экстремальных ситуациях, развитие волевых качеств, примеров жизнестойкости известных личностей на уроках гуманитарных дисциплин, ОБЖ и физической культуры В течение года Стимулирование обучающихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания Учителя гуманитарного цикла, ОБЖ, физической культуры
Формирующий Реализация модуля «Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах» 5 класс «Я и мой мир» Тема1. Я - личность и индивидуальность. Я и мои друзья 1 раз в четверть Самоанализ сильных и слабых сторон своей личности. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как способ саморазвития личности. Самопрезентация. Классные руководители
Тема2. Я в мире друзей 1 раз в четверть Развитие умения сотрудничать. Толерантность во взаимоотношениях и взаимодействии между всеми членами команды. Классные руководители
Тема 3.Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи 1 раз в четверть Формирование ценностного отношения к себе, своей жизни, близким. Обучение приемам конструктивного общения. Классные руководители
Тема 4. Практикум уверенного поведения в опасных ситуациях 1 раз в четверть Обучение приемам анализа, планирования и преодоления трудной жизненной ситуации. Формирования умения обращаться за помощью к взрослому, сверстникам, пользоваться телефоном доверия. Классные руководители
6 класс «Я и мой мир» Тема1. Я и мой мир 1 раз в четверть Формирование позитивных представлений о будущем. Самоконтроль и саморегуляция, как обязательные элементы успеха. Классные руководители
Тема 2. Практикум общения 1 раз в четверть Обучение способам распознавания уверенного и неуверенного поведения в общении, умения оказать поддержку. Тренировка на модели игровой ситуации. Классные руководители
Тема 3. Практикум нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях 1 раз в четверть Тренировка принятия решения, обращения за помощью и преодоления трудной жизненной ситуации. Службы экстренной помощи Классные руководители
Тема 4. Если бы моим другом был…я 1 раз в четверть Формирование адекватной самооценки. Самопрезентация. Классные руководители
7 класс «Я и мой мир» Тема 1.Практикум общения 1 раз в четверть Особенности принятия коллективного и индивидуального решения. Тренировка предлагать и отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения Классные руководители
Тема 2. Разработка и управление социальным проектом 1 раз в четверть Формирование навыков конструктивного общения, умений принятия коллективного решения. Формирование и сплочение команды Классные руководители
Тема 3. Практикум преодоления трудностей 1 раз в четверть Формирование умения постоять за себя, отстаивать свои права, сказать «нет». Индивидуальные приемы психологической защиты Классные руководители
Тема 4. Я - личность! 1 раз в четверть Осознание собственной ценности, ценности человеческой жизни. Выбор своей социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми Классные руководители
8 класс «Я и этот мир» Тема 1. Ценности жизни. Факторы риска и опасности 1 раз в четверть Дискуссия о жизненных целях и ценностях. Индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в ситуациях риска и опасности Классные руководители
Тема 2. Практикум общения 1 раз в четверть Предупреждение и разрешение конфликтов Классные руководители
Тема 3. Практикум саморегуляции1 раз в четверть Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу Классные руководители
Тема 4. Риск- дело благородное? 1 раз в четверть Формирование понятий: неоправданный риск, минимальный риск, склонность к риску, самосохранение, самоспасение, самопомощь Классные руководители
9 класс «Я и этот мир» Тема 1. Жизнь по собственному выбору 1 раз в четверть Актуализация представления о своем будущем, о свих жизненных целях. Профессия как ценность. Личностные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях. Программы защиты от стресса, зависимости Классные руководители
Тема 2. Практикум конструктивного общения 1 раз в четверть Анализ особенностей общения, ресурсов личностного роста. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуациях сложного выбора, принятия коллективного решения. Защита от агрессии и стресса Классные руководители
Тема 3. Любовь! Что это такое? 1 раз в четверть Любовь и романтические отношения в жизни человека. Характер отношений между любящими людьми. Признаки насилия и зависимости в отношениях Классные руководители
Тема 4. Проблемы смысла жизни 1 раз в четверть Я - в мире сверстников. Я – мире взрослых. Классные руководители
Работа с педагогами Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска 2015-2017 Оказание помощи семье в решении проблем межличностных отношений с подростками Классные руководители
Организация деятельности волонтерского отряда с целью пропаганды ценностей здорового образа жизни 2015-2017 Профилактика зависимых состояний, формирование жизненных ценностей Куратор ВР
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» 2015 Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями Руководитель МО
Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов» 2016 Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями Руководитель МО
Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» 2017 Повышение уровня информированности классных руководителей по данному направлению организации работы с семьями Руководитель МО
Работа с родителями (законными представителями) обучающихсяПроведение родительских собраний, с включением вопросов о формировании жизнестойкости у подростков 1 раз в четверть Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу Классные руководители
Индивидуальные консультации По потребности Повышение уровня информированности родителей по данному вопросу, оказание помощи в разрешении сложной ситуации Администрация школы, классные руководители
Диагностический этап Обсуждение результатов повторной диагностики с обучающимися и их родителями 2017 Обработка данных тестирования с помощью методов математической статистики.
Составление отчета о проделанной работе в рамках реализации программы Администрация школы