тематический план работы изостудии для детей старшего дошкольного возраста.
Учебно-тематический план работы
по изобразительной деятельности
«Образы природы в изобразительном искусстве»
воспитатель
Ермолаева Валентина Ивановна
МДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 82
(старший дошкольный возраст 5-7 лет)
г. Дзержинск 2009 г.
Сентябрь
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
1-й тематический блок – «Мир природы»
1. Природа-художник-зритель (введение)
Повторение основных сведений о художественных материалах.
Повторение приемов работы с различными художественными материалами.
Рисунок на свободную тему (диагностика творческого развития детей, 5-10 мин.) изображения портрета художника (автопортрета)
Рассматривание иллюстраций картин художников, работ других детей
Стихотворение
Н. Бромлея «Скажи, скажи, художник...»
Напоминание,
объяснение
поощрение
сравнение
художественное слово,
игровая ситуация,
драматизация
Бумага, фломастеры, детские рисунки за прошлые годы, иллюстрации картин художников.
2. Образы неба Краски неба и краски моего настроения изменчивы
Учить, использовать знакомые живописные приемы, способы изображения неба (на заката, туманное, сонное, серое дождливое, бой облаков, восход.)
В месте с детьми вспомнить приемы работы в технике (по-сырому).
полусухой кистью тычком
Рассматривание иллюстраций картин художников, работ других детей, фотографий.
Наблюдения на прогулке
Загадки о небе и облаках, загадки о радуге, дожде
Песня «Облака -белогривые лошадки.»
Напоминание,
объяснение
поощрение
сравнение
художественное слово, загадки
Бумага, акварель (по-сырому), или гуашь кисти (на выбор). Губка.
3. Образы Земли. Ковер из осенних листьев.
Учить детей передавать краски осени, используя знакомые живописные приемы,
Смешение цветов, одновременное наложение на кисть двух цветов
Наблюдения, на прогулке, экскурсия по территории садика, в уголок нетронутой природы.
Стихотворение «листопад, листопад»
Худ. слово.
объяснение
поощрение
Бумага, гуашь, акварель, тычки, кисти.
4. Образы деревьев
(деревья, согнувшиеся от ветра)
Учить изображать дерево согнутое ветром, плавный изгиб ветвей расширять знания детей о природе..
Наблюдения на прогулке
в уголок нетронутой природы.
Сборник стихов и загадок про все на свете (М.1996г.)
игровая ситуация,
драматизация
Бумага, акварель или гуашь, кисти, тампоны
Октябрь
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
1. Образы деревьев (Дуб, клен, рябина)
Учить передавать характерные особенности строения деревьев красками (кистью, тычком, поролоном)
Наблюдение на прогулке, экскурсии
Стихи, рассказы о деревьях
Наблюдение, рисование с натуры (наброски)
Бумага, акварель, гуашь,
2.Образы земли и неба. (Радуга)
Учить работать детей в технике по-сырому, вливание цвета в цвет. Закрепить знание основных цветов (желтый, синий, красный). Умение создавать из них новые цвета.
Наблюдения, схемы цветовой палитры,
цвета спектра
Загадки о радуге, пословицы.
Художественное слово, показ
Акварель, бумага, вода, губки (поролон).
3. Образы цветов
(натюрморт) Букет цветов в теплой или холодной гамме
Осенний букет – рисование с натуры.
Учить рисовать осенние цветы (астры, хризантемы) в технике акварель + пастель
Наблюдения, рассматривание цветов на клумбе
Загадки о цветах
Художественное слово, рассматривание картин, натюрмортов.
Акварель, пастель, бумага.
4. Зеркало природы – вода
( отражение)
Показать прием получения зеркального отражения в технике монотипии.
Изображение отражения в воде деревьев, трав, цветов и т.п.
Наблюдения в природе, эксперимент
Стихи, загадки
Художественное слово, рассматривание картин, пейзажей.
Гуашь, акварель, вода, поролон, бумага
Ноябрь
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
1.Осенние дары (ваза с плодами)
Учить создавать полуобъёмные изображения плодов и фруктов.
Рассматривание плодов и фруктов, натюрмортов.
Загадки о плодах и фруктах
Скатывание, сплющивание.
Показ способов действий.
Пластилин, стека, картон.
2. Образы природы. (чудо – дерево, чудо –цветок)
Изображение фантастического образа чудо-цветка или чудо-дерева, на котором растут игрушки, конфеты и т.д.
Развитие творческих способностей, воображения.
Знакомство с мативами росписей народных промыслов (Хохлома, Гжель, Городец, т.д.)
Чтение произведения К.Чуковского «Чудо-дерево», рассматривание иллюстраций.
Наглядные, словесные. Создание проблемной ситуации.
Акварель, гуашь, фломастеры, бумага.
3. Образы природы.
(портрет волшебницы природы в осенних нарядах)
Знакомство с портретом.
Передача в рисунке, образа осени, настроения человека.
Рассматривание портретов: художник В. Боровиковский – «Портрет Лопухиной», И.Репин – «Девушка с осенним букетом»
Чтение сказки. стихи.
Наглядные (рассматривание картин), словесные (художественное слово). Работа по схеме последовательности рисования портрета
Бумага, пастель
2-й тематический блок – «Мир животных»
4. Образы птиц. «Вью гнездо из веточек, будет дом для деточек»
Учить изображать больших и маленьких птиц в полете. Показ птиц в движении.
Учить передавать образы, характерные особенности разных видов птиц.
Наблюдения на прогулке. Рассматривание иллюстраций
Чтение произведения В.Бианки «Хвосты»
Наглядные (рассматривание) Художественное слово.
Бумага, акварель, фломастеры, пастель (по выбору детей)
Декабрь
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
1. Образы подводного царства (кто живет в аквариуме)
Изображение разнохарактерных и разных по форме рыб.
Учить передавать образ рыб в движении. Учить передавать характерные особенности различных видов рыб.
Рассматривание репродукций с рыбами. Наблюдение за аквариумными рыбками.
Стихи, загадки, рассказы о подводных обитателях.
Показ способа работы в смешанной технике: восковой мелок + акварель.
Восковой мелок, акварель, бумага.
2. Образы домашних животных
Учить изображать домашних животных в движение (котенок катает мяч, собака ловит бабочку, мама кошка ухаживает за котятами и т.п.).
Наблюдение за животными на прогулке, дома, в зооуголке.
Чтение произведений Г.Остера «Как тебя зовут», В.Бианки «Первая охота», и др.
Техника работы пастелью (штрих, растирка). Работа по схеме последовательности рисования животных в движении.
Бумага, пастель, карандаши, фломастеры.
3. Образы диких животных
Учить изображать образы диких животных, передавать характерные особенности. Изображать животных в движении. Создавать интересный сюжет – композицию (мама с медвежатами, зайчиха с зайчатами и т.п.)
Рассматривание иллюстраций художников – анималистов (В.Ватагин, И.Ефимов и др.)
Чтение произведений про животных.
Наглядные (рассматривание картин), словесные (художественное слово). Работа по схеме последовательности рисования животных в движении.
Бумага, акварель, карандаши, фломастеры.
4. Образы экзотических животных
Учить изображать образы диких животных разных континентов, передавать характерные особенности. Изображать животных в движении. Создавать интересный сюжет – композицию (король лев и его прайд т.п.)
Рассматривание иллюстраций художников – анималистов
Чтение произведения про животных К.Чуковский «Крокодил»
Наглядные (рассматривание картин), словесные (художественное слово). Работа по схеме рисования животных в движении.
Бумага, акварель, карандаши, фломастеры.
Январь
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
3-й тематический блок – «Мир человека»
1. Дед Мороз и Снегурочка
Рисование воображаемых образов Деда Мороза и Снегурочки.
Учить создавать яркие образы, интересные композиции.
Обсуждение новогодних праздников. Рассматривание новогодних открыток.
Чтение стихов и сказок о Новом годе, Деде Морозе и Снегурочке.
Наглядные, словесные. Показ приемов рисования.
Бумага, акварель, гуашь, тычки, ватные палочки.
2. Мои друзья
Работа над композицией. Передача с помощью выразительных средств взаимоотношения между детьми.
Рассматривание репродукций детских портретов (Д.Веласкис, М.Сарьян, З.Серебрякова, Д.Жилинский и др.)
Чтение произведения Н.Носова «Фантазеры»
Словесные (чтение художественного произведения), наглядные (рассматривание иллюстраций).
Бумага, фломастеры (не менее 12 цв.), цветные карандаши.
3. Портрет мамы (моя семья)
Закреплять знание о портрете. Учить рисовать портрет красками. Учить передавать характерные особенности женского портрета.
Рассматривание женских портретов, фотографии мамы.
Стихи о маме.
Наглядные и словесные.
Бумага, гуашь
4. Едем в страну «Выдумляндию» (фантастический транспорт»
Закрепление знаний о транспорте. Напомнить приемы работы цветными фломастерами. Развивать творчество и воображение.
Рассматривание иллюстраций с транспортными средствами.
Загадки о транспорте.
Наглядные и словесные.
Бумага, фломастеры, восковые мелки
Февраль
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
Холодное царство (путешествие в Антарктиду. Пингвины)
Закрепить знание об Антарктиде – ледяной пустыне. Закрепить знание о плавающих птицах – пингвинах. Учить изображать пингвинов, передавать их характерные особенности.
Рассматривание арктических пейзажей, фотографий пингвинов.
Загадки и рассказы о пингвинах.
Наглядные и словесные.
Бумага, гуашь
Теплое царство
Закрепление о цветовой гамме. Теплая цветовая гамма. Ознакомление с разными архитектурными постройками
Рассматривание иллюстраций
Чтение сказок
Наглядные и словесные.
Бумага, гуашь теплые цвета.
Серебренное королевство
Дать представление о монохромной живописи (черно-белое изображение)
Рассматривание иллюстраций
Чтение сказок
Наглядные и словесные.
Бумага, гуашь (белая и черная).
Страна улыбок – царство смеха
Закреплять знание о мимике. Учить передавать характерные особенности настроения в портрете.
Рассматривание репродукций цирковых представлений
Прослушивание веселой музыки
Наглядные и словесные.
Бумага, (гуашь, карандаши, фломастеры по выбору)
Март
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
Страна чудес (музыка в красках)
Закреплять умение работать акварелью в технике по-сырому. Закрепить представление о цвете. Теплые цвета-радостные, холодные-грустные. Учить изображать музыку цветом.
Прослушивание небольших разных по характеру музыкальных произведений.
-
Напоминание, побуждение
Бумага, акварель
Человек в движении (забавы матушки-Зимы)
Учить изображать людей, передавать характерные особенности. Изображать людей в движении. Создавать интересный сюжет – композицию.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Рассказы, стихи, поговорки о зимних забавах, развлечениях
Наглядные и словесные.
Бумага, карандаш, уголь, восковые мелки.
4-й тематический блок – «Мир искусства»
Пять континентов
Учить изображать людей разных континентов, передавать характерные особенности их одежды. Изображать главные достопримечательности зарубежных стран. Побуждать к созданию интересной композиции творческого замысла.
Рассматривание иллюстраций, картин отображающие жизнь на разных континентах.
Рассказы, стихи, поговорки
Наглядные и словесные.
Бумага, карандаш, уголь, восковые мелки.
Русский сувенир
Знакомить детей с историей русского сувенира – Матрешки. Ознакомление детей со способами и приемами росписи матрешки в разной технике (Семеново, Полхов-Майдан, Загорск и др.)
Рассматривание различных матрешек, репродукций.
Стихи и загадки о матрешках.
Наглядные и словесные.
Бумага, цветные фломастеры, акварель
Апрель
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
Путешествие на Африканский континент
Учить передавать в изображении монументальность. Побуждать к творчеству.
Рассматривание репродукций пирамид.
Сказки, рассказы.
Наглядные и словесные.
Бумага, пастель.
Путешествие по Азии
Учить рисовать местность «вид сверху».
Рассматривание репродукций Великой китайской стены
Сказки, рассказы.
Наглядные и словесные.
Бумага, пастель.
Путешествие на Американский континент
Учить изображать человека во весь рост в одежде индейца.
Рассматривание репродукций с изображением индейцев
Чтение американского фольклора.
Наглядные и словесные.
Бумага, пастель.
Образы людей в разных национальных костюмах
Учить изображать человека в разных национальных костюмах.
Рассматривание репродукций с изображением людей в разных национальных костюмах.
Чтение фольклорных произведений.
Наглядные и словесные.
Бумага, фломастеры
Май
Занятие
Задачи.
Программное содержание
Ознакомление с окружающим
Художественная литература
Методы и приемы
Материалы
1
2
3
4
5
6
Космическое путешествие (пейзаж неведомой планеты, космический транспорт)
Рисование воображаемых пейзажей неведомых планет, космического транспорта.
Учить создавать яркие образы, интересные композиции.
Рассматривание репродукций с изображением космических пейзажей.
Отрывки из сказки С.Говорухина «Тайна третьей планеты»
Наглядные и словесные.
Бумага, фломастеры, мелки.
Цветы весны
Напомнить детям приемы работы гуашью методом мозаичной живописи.
Рассматривание репродукций с изображением цветов, натюрмортов.
Стихи и загадки о цветах
Наглядные и словесные.
Бумага, цветная гуашь и др. материалы.
Дзержинску 80 лет!
Закрепление знаний о родном городе, о его истории. Учить рисовать достопримечательности города.
Рассматривание фотографий, наблюдение на прогулке
Истории и рассказы о городе.
Наглядные и словесные.
По выбору детей.
Обобщающее занятие (любование картинами природы. Природа волшебница художница)
Учить детей работать в технике «коллаж из природных материалов». Развивать фантазию, воображение. Создавать сказочный образ волшебницы природы.
Рассматривание репродукций с изображением природы.
Альбомы фоторепродукций разных времен года.
Наглядные и словесные, игры с природным материалом.
Природный материал (веточки, камушки и т.д. и т.п.), пластилиновая доска.
15