Методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме: Дроби вокруг нас
Методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме:
"Дроби вокруг нас"
Выполнила
Цыганова Ирина Александровна
учитель математики
МОУ Очкуровской СШ
Николаевского р-на
Волгоградской обл.
Методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме:
"Дроби вокруг нас"
Цели:
Образовательные:
повторить и закрепить правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей; выражения одних единиц измерения через другие.
сформировать способность записывать обыкновенные дроби в виде десятичных; сравнивать десятичные дроби.
решать практические задачи, используя известные действия с дробями.
Воспитательные:
привить интерес к предмету;
обратить внимание учеников на задачи, составленные на тему здоровья.
привить чувство патриотизма при решении математических задач;
Развивающие:
развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач на дроби;
строить аналогии, доказывать, сравнивать.
Оборудование:
Мультимедиа проектор для показа слайдов и кинохроники, наглядные иллюстрации, стеллаж с книгами, рассказывающими о Сталинградской битве.
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Обратите внимание на доску:
– это частые прерывистые звуки, например, “барабанная …”;
– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.
Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока.(Это слово – “Дробь”.)
II. Актуализация знаний
– Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные и десятичные.)
– Давайте соберем наш с вами багаж знаний. Вспомним, какие действия над дробями вы можете выполнять. (Сложение, вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями, сравнение десятичных и обыкновенных дробей, смешанные числа.)
– Для успешной работы на уроке я предлагаю вам разминку. Отгадайте еще два слова, которые пригодятся нам, чтобы сформулировать тему и цель урока. Перед вами тест (на каждой парте печатный вариант и на интерактивной доске электронный вариант), ответьте на вопросы теста, выбирая букву верного ответа. Из выбранных букв составьте два слова.
Тест
1. Какому натуральному числу соответствует дробь ?
Е) 25; В) 125; Р) 1250
2. Какая из двух дробей больше 0,72 или 0, 271?
О) 0,72; К) 0,271; А) они равны.
3. Какую долю килограмма составляет 125 граммов?
В) 1/10;К) 1/8; М) 1/125.
4. Укажите, как расположены точки А(1/2), В(1/8), С(1/4) на координатной прямой слева направо?
Е) А,В,С Р) В,С,А Н) С,В,А
5. Выразите в килограммах 100 г.
И) 0,01 кг; У) 0,1 кг; Я) 1 кг.
6. Выполните действия: 1,36 - 0,72∙0,5
Г) 1; З) 0,64; С) 0,32.
7. Выполните действия: 13+ 12- 16Е) 16М) 56Н) 238. Сравните дроби 0,5 и 24И)0,5 ˂24А) 0,5 = 24 Е) 0,5 ˃249. Выделите целую часть: 173С) 523 Р) 1523 Д) 532– Сверим ответы. На доске написано: «Дроби – (дописываем) вокруг нас”.
Запишите тему урока: “Дроби вокруг нас”.
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
IV. Постановка целей урока
– Как вы думаете, где в нашей жизни встречаются дроби?
(Дроби окружают нас везде. С помощью дробей мы можем измерять длины, делить целое на части. А как измерить рост человека или расстояние между объектами, не зная дробей? Мы используем дроби, когда хотим узнать время. Когда взвешивают товар в магазине. В измерениях величин. Всё вокруг – дроби!)
– Сегодня мы с вами будем решать задачи, применяя знания действий с дробями, которые решаются только с опорой на ваш жизненный опыт или опыт, взятый из истории нашего края. Думаю, что после этого урока решение задач на дроби приобретет для вас большой смысл. Цель урока – решить практические задачи на дроби, взятые из реальной жизни, включая задачи, составленные на тему здоровья.
Проверим домашнюю задачу. “Семья из трёх человек за неделю съедает 12 батонов хлеба. На сколько это превышает норму на одного человека в день, если для здорового питания человеку в день положено 1/5 кг хлеба, а масса одного батона 1 кг?”
Учащиеся предлагают свои способы решения и обсуждают ответ на вопрос задачи.
Комментарий кзадаче: 200–300 г – такова норма для здорового питания, больше может лишь съедать тот, кто занимается спортом или тяжелым физическим трудом. Лучше всего использовать в рационе хлеб грубого помола, в нем больше полезных веществ.
Задача № 1. У вас просит помощь Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков. Он никак не может решить одну проблему. Решив начать новую жизнь, Коля составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг; 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 1/4 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?
(Его план не выполним, так как у него получается 29 часов, а в сутках всего 24 часа.)
Обсуждается решение задачи. Ученики, работая в группах, составляют свое расписание на день и делают вывод, что надо составлять свой режим дня так, чтобы на всё хватало времени и что знание дробей позволяет составлять расписание на день.
Комментарий к задаче. Правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Дети 11 лет должны спать не менее 10 часов в сутки. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться.
Задача № 2. Таня, Оля, Наташа и Катя измерили свой рост. Получили результаты: 1,3 м; 1,47 м; 1,5 м; 1,4 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани, Катя выше Наташи. Найдите рост каждой девочки. (Катя – 1,5м; Наташа – 1,47 м; Оля – 1, 4 м; Таня – 1,3 м.)
– Какое правило вы использовали, решая эту задачу? (Сравнение десятичных дробей.)
– Итак, дробные числа позволяют нам узнать свой рост.
Задание № 3.
– Запишите десятичные дроби в виде обыкновенных: 0,1; 6,3; 0,125. Какие у вас получились записи?
– А теперь запишите обыкновенные дроби в виде десятичных: 34/100; 1/5; 1/8.
– Со всеми дробями вы справились? Как десятичную дробь можно записать в виде обыкновенной? (У обыкновенной дроби должен быть знаменатель 10, 100, 100 и т.д.)
– Любую ли десятичную дробь можно записать в виде обыкновенной?(Да, любую.)
– Как обыкновенную дробь записать в виде десятичной? (Надо записать её со знаменателем 10, 100 и т.д.)
– Любую ли обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной?(Нет. Только ту, у которой знаменатель делится только на 2, только на 5 или только на 2 и на 5.)
Умение записывать обыкновенные дроби в виде десятичных упрощает решение многих задач, потому что работать с десятичными дробями намного легче.
Задача № 4. Заботящийся о своем здоровье пятиклассник должен правильно питаться. В день можно съедать не боле 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5 кг; масла (сливочного и растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день пятиклассник? Что надо сделать, чтобы решить задачу? (Выразить килограммы в граммах.)
– Что означает знаменатель дроби? Числитель? Как записать 1/5 кг в граммах? (Надо записать обыкновенную дробь 1/5 в виде дроби со знаменателем 1000, так как в 1 кг 1000 г. Получим 1/5кг = 200/1000кг = 0,2 кг = 200г и т. д.)
–Сделаем вывод из решенной задачи, учитывая тему нашего урока.(Задачи на дроби позволяют правильно составить дневной рацион питания, выражать одни единицы измерения в другие.)
Комментарий к задаче. Школьник может съедать сладостей 80 – 100 г, причем сюда входит и сахар, и пирожные и фрукты!!!
V. Оздоровительная пауза
Задача № 5. А теперь я предлагаю вам игру. Как вы знаете, многие обыкновенные и десятичные дроби имеют упрощенные названия. Например, как мы в жизни называем дробь 1/2? – Половиной. Значит ли это, что 0,5 тоже половина?
Задание на карточках:
Соедините стрелками равные дроби.
0,5; 1/8 – одна восьмая,
0,25; 1/4 – четверть,
0,125 1/2 – половина.
VI. Практическое приложение решения задач на дроби
Совсем недавно мы с вами отпраздновала 73-летие со дня Победы в Сталинградской битвенад фашистскими захватчиками. В Сталинград война ворвалась внезапно. 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону, почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день, пополудни, все в одночасье рухнуло. 4-я немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. Сотни самолетов, совершая один заход за другим, планомерно уничтожали жилые кварталы. История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета. В городе тогда не было скопления наших войск, так что все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения.
Я хотела бы вам порекомендовать прочесть вышедшую книгу «Воспоминания детей военного Сталинграда», которая тронула меня за душу и надеюсь не оставит и вас равнодушными. Вот выдержки из данной книги: «Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну за другой улицы Сталинграда. Застигнутые бедой, жители укрывались в подвалах, земляных убежищах, канализационных трубах, оврагах.
Это тоже неизвестная страница войны, которую раскрывают авторы сборника. В первые же дни варварских налетов были разрушены магазины, склады, транспорт, дороги, водопровод. Прекратилось снабжение населения продовольствием, не было воды. Я, как очевидец тех событий и один из авторов сборника (Галина Крыжановская), могу свидетельствовать, что нам за пять с половиной месяцев обороны города гражданскими властями не было выдано ни каких-либо продуктов, ни одного куска хлеба.
Как же мы выживали? Только милосердием советского солдата. Его сострадание к голодным и измученным людям спасало нас от голода. Каждый, кто выжил среди обстрелов, взрывов, свиста пуль, помнит вкус мерзлого солдатского хлеба и варево из пшенного брикета.»
Ребята, давайте решим задачу:
По словам Галины Крыжановской (ей на тот момент было 5 лет): «В нашем подвале под деревянным домом укрывались трое женщин и семь детей. Выходили из подвала за кашей или водой только старшие дети, которым было по 10-12 лет: женщин могли принять за разведчиц. Однажды в овраг, где стояли солдатские кухни, поползла и я. Пережидала обстрелы в воронках, пока добралась до места. Передо мной остановился офицер: «Откуда ты, девочка?» Услышав про наш подвал, он повел меня в свою землянку в откосе оврага, накормил меня гороховым супом и, проводив, дал мне с собой брикеты каши и хлеб для остальных.» Брикетов каши было 5шт (по 200г), 2 буханки хлеба и 900г сухарей. Посчитайте, сколько же каши, хлеба и сухарей досталось каждому жителю подвала.
Обсуждается решение задачи. Ученики, работая в 3-х группах, считают количество продуктов и наглядно демонстрируют его остальным ребятам.
(В классе заготовленыэлектронные весы ипродукты:1 кг пшенной крупы, 2 буханки хлеба и 900 г сухарей)
- А теперь скажите, так много или мало 1/5 буханки хлеба?
(С одной стороны это ничтожно мало, ведь было неизвестно когда появиться возможность раздобыть еще продуктов. А с другой стороны, 1/5 хлеба – это много. Ведь такой кусочек спасал жизни многих людей.)
– Да, действительно, такой кусочек спасал жизнь людям. Такая простая обыкновенная дробь, а какое имеет значение. На примере кусочка хлеба я хотела показать вам значимость решения задач на дроби и связать их с рассказами о тех великих подвигах и ужасах войны, которые прошли наши земляки, солдаты и дети Сталинграда. Мы при решении задач на дроби говорили о том, чего нельзя забыть, ведь ваши сверстники, жившие в Сталинграде, несмотря на все жизненные трудности, голод и холод, учились в школе, ставили перед собой цели и считали, что этим они приблизят победу.
(Демонстрируется кинохроника «Сталинградская Битва»)
VII. Подведение итогов урока
VIII. Оценка деятельности на уроке
Учащиеся оценивают своё участие на уроке по десятибалльной шкале.
IX. Домашнее задание
– Составьте свой режим дня, оформите на отдельных листах, и используйте его. Прочитайте книги о Сталинградской битве и расскажите о том, что вы узнали на уроке своим друзьям.
Использованная литература:
Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5–9 классы: Методическое пособие. М.: 2003.
Бутенко Л.М., Горлов В.М., Овчинникова Л.П., Усачев Б.В., Утенков А.М.,Хватков Г.А., Шаталов Л.Н. «Воспоминания детей военного Сталинграда» М.:2010.