Исследовательский проект «Исследование почвы на учебно-производственном участке ОГАОУ НПО ПУ № 50 п.Залари филиал «Кимильтей»
Сервисный методический комплекс
Образовательных организаций профессионального образования
Западного региона Иркутской области
Региональная учебно - исследовательская конференция «Шаг в будущее»
обучающихся образовательных организаций профессионального образования
западного региона иркутской области
Тема исследовательской работы:
«Исследование почвы
на учебно-производственном участке
ОГАОУ НПО ПУ № 50 п.Залари филиал «Кимильтей»
Автор: Гончарик Светлана Сергеевна
обучающаяся группы № 48
по профессии «Овощевод»
Руководитель: Мастер п/о I квалификационной категории Желтобрюхова Ольга Николаевна
Саянск, 2014год
Постановка проблемы (задачи)
Тема исследовательской работы «Исследование почвы на учебно-производственном участке ОГАОУ НПО ПУ № 50 п.Залари филиал «Кимильтей».
Цель работы: определить механический состав почвы, её морфологические признаки и кислотность для планирования и проведения мероприятий, направленных на окультуривание почвы. Это нужно для того, чтобы, следуя рекомендациям специалистов, стабильно получать высокие урожаи картофеля и овощей.
Задачи:
Изучить виды почв и их свойства.
Познакомиться с почвами Иркутской области.
Научиться определять механический состав почвы, структуру, водопрочность, окраску, плотность и влажность.
Составить таблицу « морфологические признаки почвы».
Научиться определять кислотность почвы.
Составить агрохимическую характеристику почвы учебно-производственного участка.
Выяснить, какие мероприятия необходимо проводить для окультуривания почвы, для повышения её плодородия.
Актуальность работы:
Создание данной работы нацелило меня на то, что изучение почвы на учебно-производственном участке имеет не столь познавательное значение, сколько хозяйственное, так как на основе сделанных выводов можно принять меры по повышению плодородия почвенного ресурса.
Гипотеза:
- Изучив почвы на учебно-производственном участке, при их правильной эксплуатации в дальнейшем можно рассчитывать на высокие урожаи.
Методы исследования:
-Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
-Социологический (опрос специалистов);
-Практический (определение механического состава почвы, её морфологических признаков);
-Картографическое исследование (изучение географических карт);
- Химическое исследование (составление анализа почвенного образца).
Сроки исследования:
-Исследование почвы на учебно-опытном участке проводились с апреля по октябрь 2013года
Результаты исследования:
1.Составлена характеристика почвы на учебно-производственном участке ОГАОУ НПО ПУ №50 п.Залари филиал «Кимильтей»
2.Составлен анализ почвенного образца
3.Сделаны выводы по дальнейшему использованию учебно-производственного участка.
Аннотация (отзыв) к исследовательской работе
Работа представлена на учебно-исследовательскую конференцию «Шаг в будущее» обучающихся образовательных организаций профессионального образования западного региона Иркутской области.
Автор работы: Гончарик С.С. – обучающаяся 48 группы IІ курса ОГАОУ НПО ПУ № 50 п.Залари филиал «Кимильтей», Зиминского района, Иркутской области.
Тема, исследуемая автором, интересная, актуальная, работа имеет научный и образовательный потенциал.
В работе поставлена цель исследования, имеются задачи исследования и выводы по изложенному материалу. Прослеживается чёткая форма работы: имеются введение, основная часть, заключение. Приведён список использованной литературы, в качестве приложения имеются: таблицы результатов исследований, фотографии проводимых работ.
Объект исследования предлагаемой работы –почва на учебно-производственном участке
Предмет исследования– литература, анализ статей, анализ почвенного образца
Гипотеза - изучив почвы на учебно-производственном участке, при их правильной эксплуатации в дальнейшем можно рассчитывать на высокие урожаи.
Ход выполненного исследования и выводы, сделанные на его основе, являются достоверными.
Особая ценность работы состоит в том, что для исследователя Гончарик С.С.. она принесла удовлетворение, «момент самопознания» - помогла самосовершенствоваться, почувствовать уверенность в себе, расширила кругозор и способствовала открытию новых знаний по ранее неизвестным фактам.
Актуальность темы и ход выполненного исследования позволили сделать работу
Работа имеет практическую направленность: работа востребована для занятий по агрономии и овощеводству.
Содержание
Введение.5
1. Интересные сведения о почве.. 6
1.1 Почвы, их виды и свойства 6
1.2 Почвы Иркутской области..7
1.3 Анализ статей по повышению плодородия почвы...........................8
2. Исследование почвы на учебно-опытном участке.9
2.1 Описание учебно-опытного участка..9
2.2 Метод определения механического состава почвы....10
2.3Определение морфологических признаков и физических свойств почвы....10
2.4 Кислотность почвы и методы её определения....12
2.5 Выводы и рекомендации...............................13
Заключение...14
Использованная литература....15
Приложение №1 Таблица «морфологические признаки почвы»........16
Приложение №2...............17
Введение
Ты бороздишь земли усталый лик
Войди в неё на глубину в полметра
И ты откроешь новый материк
В. Фёдоров.
Земля - кормилица. Я так часто слышу эти слова, что почти не придаю им значения. А ведь правильнее было бы сказать, что растут деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница только благодаря тому, что у нас есть земля, а точнее почва.
С давних пор человек оценивает почвы, главным образом, с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит и красота растений. Почва - сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений.
Ещё Б.Н. Польский в своих « Рассказах о почве» писал: «Почва! Какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами. Буйно зеленеющим нарядом покрывает она землю, давая пищу растениям. Эшелоны зерна, овощей, фруктов, разнообразного сырья для промышленности производит почва, возделанная трудом человека».
Меня заинтересовал ряд вопросов, связанных с изучением почвы. Листая новый учебник агрономии, я узнала, что между почвами и возделываемыми на них культурами существует взаимосвязь. Я обратилась к мастеру производственного обучения профессии «Овощевод» Желтобрюховой Ольги Николаевны с предложением изучить более подробно почву на учебно-производственном участке училища. Из предыдущего курса обучения я знаю, что почвы бывают разных типов, каждый из которых обладает определёнными свойствами.
На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи, на других почвах урожайность намного ниже. Я поняла, что нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы. Ольга Николаевна предложила заняться исследованием почв на учебно-производственном участке (см приложение №2 фото1).
1. Интересные сведения о почве
Первобытный человек занимался охотой и собирательством. Но численность племени древних людей неуклонно возрастала, и наступил момент, когда имеющиеся естественные «мощности» уже не могли прокормить людей. Человечество встало перед необходимостью выбора: умирать от голода или искать какие-то другие способы получения пропитания. Выход был найден: люди научились выращивать нужные растения и разводить скот, что без почвы было бы сделать невозможно. Так древние люди стали использовать почву, закладывая основы агрономии-науки о возделывании сельскохозяйственных культур и приучаясь к оседлому образу жизни. В древние времена, когда только зарождалось земледелие, люди многого не знали о почве. Они вырубали леса, выкорчёвывали пни и золой удобряли небольшие участки. Жизнь человека зависела от собранного урожая: если засуха или град побил, значит, голод в семье. Если беды стороной прошли, то год будет сытный. Земля для крестьянина являлась матерью, кормилицей. В некоторых сёлах до сегодняшнего дня сохранились традиции и обряды, при которых в землю зарывали дожиточный венок как заклятие урожая будущего года. Обжинок (баба), являлся олицетворением богини плодородия.
В 17 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на 3 царства: растительное, животное и минеральное. К какому же из этих царств относится почва? Оказывается, что почва это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Именно к такому выводу и пришёл в 19 веке основоположник современного почвоведения (науки о почвах) русский естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев. Он первым из учёных осознал, что почва представляет собой особое, четвёртое, царство природы, в которых органично сочетается живое и неживое. Несколько позже его последователь и ученик В. И. Вернадский ввёл для определения почвы понятие «биокосное тело» (bios-жизнь).
Почва является результатом сложного взаимодействия местного климата, растительных и животных организмов, состава и строения горных пород, рельефа местности, деятельности человека.
«Чудесной силой» называет народ плодородие почвы. Это свойство настолько важно, что теперь почвой называют рыхлый поверхностный слой земли, обладающий плодородием, то есть способностью давать урожай растений. Самым большим плодородием обладают чернозёмы.
В.В. Докучаев назвал чернозём «царь почв». Он писал: «Богатство чернозёма гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозём. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России.
1.1 Почвы их виды и свойства
Почва имеет большое значение для роста и развития растений.
Она состоит из твёрдой (минеральной и органической), жидкой (почвенного раствора), газообразной (почвенного воздуха) фаз.
Твёрдая фаза включает минеральную часть, которая состоит из камней, ила, песка, глины и так далее и органическую, главным веществом которой является гумус. Минеральная часть почвы создаёт её механический состав, от которого зависят её физические свойства: влагоёмкость, воздухоёмкость, влажность, прогреваемость, теплоёмкость, липкость, рыхлость и другие.
В зависимости от места возникновения и содержания камней, ила, песка и глины почвы бывают: глинистые, песчаные, суглинистые, супесчаные, торфяные, дерново-подзолистые, чернозёмные, каштановые, бурые, серозёмы, солонцы и солончаки.
Характеристика некоторых видов почв
Глинистые - плохо пропускают воду в глубоко лежащие слои. Вода застаивается на их поверхности, вытесняет воздух и растения погибают. При высыхании влаги на таких почвах образуется корка, которая при растрескивании разрывает корни растений и затрудняет обмен воздуха.
Песчаные - легко пропускают воду и воздух и не могут сохранять нужный для растений запас воды. Песчаные почвы бедны питательными веществами.
Суглинистые - хорошо пропускают воду и воздух и одновременно способны иметь запас влаги и воздуха.
Супесчаные - хорошо пропускают воздух в глубоко лежащие слои, но в отличие от суглинистых почв, бедны питательными веществами и не задерживают нужную для растений влагу.
Чернозёмные - питательны, имеют хорошие физические свойства. Пригодны для выращивания картофеля и овощей.
Некоторые виды почв можно улучшить за счёт внесения органических удобрений.
Жидкая фаза, или почвенный раствор у различных видов почв имеет различную кислотность или щелочность, то есть различную реакцию. Сильнощелочные или сильнокислые почвы не пригодны для выращивания картофеля и овощей.
1.2 Почвы Иркутской области
Почвы Иркутской области отличаются значительным разнообразием. Формирование почв происходит с учетом следующих факторов: воздействия подстилающих пород, форм рельефа и климатических условий. В основных сельскохозяйственных районах преобладают следующие типы почв: серые лесные (38,6%), дерново-карбонатные, дерново-подзолистые, черноземы (5,9%), луговые и болотные. Серые лесные почвы расположены в пределах наиболее освоенной территории области, главным образом в Иркутском, Усольском, Черемховском, Заларинском, Зиминском Тулунском, Куйтунском, Нижне-Удинском и Тайшетском районах. Дерново-карбонатные почвы преобладают в земельном покрове Усть-Ордынского Бурятского округа, Братского, Качугского и Усть-Удинского районов, характеризуются высоким естественным плодородием. Дерново-подзолистые почвы преобладают в таежной и подтаежной зонах, характеризуются низким естественным плодородием и, соответственно, мало используются в сельском хозяйстве. Черноземы - высокоплодородные почвы с высоким содержанием гумуса и мощным перегнойным горизонтом, характерны для степных и лесостепных районов1.
К особенностям почв области нужно отнести их мелкоконтурность в силу большой расчлененности рельефа и разнообразия литологического состава пород пониженный температурный режим вследствие глубокого сезонного промерзания и медленного оттаивания, недостаточное увлажнение из-за небольшого количества осадков и весенних вод, которые скатываются по еще не оттаявшим почвам и грунтам.
Почвы области подвержены ветровой и водной эрозии, что уменьшает содержание гумуса и понижает плодородие.
Почвы испытывают недостаток органических и минеральных удобрений и нуждаются в новой агротехнике их обработки.
Почвы - наше богатство, о них нужно заботиться, улучшать их плодородие и рационально использовать.
1.Большая Российская Энциклопедия, том 11, статья "Иркутская область"
1.3 Анализ статей по повышению плодородия почвы
М.Е. Ершов в статье «Сидеральное удобрение» в книге «Сто и один секрет плодородия почвы» рассматривает посев сидератов главным в органическом земледелии. Он пишет: «Основное назначение зелёного удобрения-обогощение почвы азотом, органическим веществом, улучшение водного и воздушного режима почвы, разрыхление глубоких слоев подпочвы и извлечения оттуда не используемых культурными растениями питательных веществ, особенно фосфора. Перекопка зелёной массы повышает влагоёмкость, аэрацию почвы, улучшает её структуру»1.
Автор приводит примеры применения зелёного удобрения с незапамятных времён и подчёркивает его положительное влияние на повышение плодородия почвы. В качестве сидеральной культуры он советует использовать бобы кормовые, вику озимую, горчицу, горох полевой, люпины, овёс, рапс, сурепку, рожь, и другие. Очень важным считает автор соблюдение определённых правил. Нельзя заделывать в почву слишком много зелёной массы, так как она будет не разлагаться, а киснуть. Нельзя заделывать огрубевшие стебли растений, так как при разложении они забирают азот из почвы, что плохо повлияет на урожайность. Лучше заделывать зелёные удобрения во влажную почву. Большое значение автор придаёт выращиванию ржи как сидерального удобрения и фитосанитара. С её помощью можно избавиться от сорняков, вредных насекомых, но главное, рожь является хорошим предшественником картофеля и овощей.
Галина Степановна Осипова в своём научно-популярном издании «огород - семье доход» в разделе «Чередование и совместное выращивание овощных культур» рассматривает вопросы, касающиеся севооборота. Она пишет, что необходимо учитывать характер размещения корневой системы у различных культур. Глубина корневой системы у картофеля и овощей различна. Автор утверждает, что если выращивать одну культуру на одном и том же месте в течении многих лет, то это приводит к распространению болезней и вредителей данного растения, а так же сорняков. Поэтому она предлагает чередовать культуры в определённой последовательности. Она предлагает овощекартофельный севооборот. Он имеет следующие чередования культур: 1-й год картофель; 2-й-капуста цветная или белокочанная; 3-й-лук, чеснока, лук-порей;4-й-морковь, петрушка, свёкла; 5-й-репа, редька, брюква; 6-й картофель. Органические удобрения вносят под капусту (2-й год) и под картофель (6-й год), известкование проводят осенью под репу, редьку, брюкву. В статье «Повышение плодородия почвы» помещенной в энциклопедии «Дачник» В. Д. Казьмин пишет, что одна из главных задач дачника или земледельца-это повышение плодородия почвы. Он предлагает интересное, на мой взгляд, решение этого вопроса. В качестве органики, которая способна облагородить почву он предлагает использовать перепревшую и полупревшую кору деревьев, которая имеет нейтральную реакцию. Он рекомендует вносить на одну сотку до одной тонны такой древесной коры. Если это сделать осенью, то улучшается структура почвы, улучшаются водные и воздушные режимы, повышается поглотительная, и улучшаются буферные чередовать культуры в определённой последовательности. Она предлагает овощекартофельный севооборот. Он имеет следующие чередования культур: 1-й год картофель;2-й-капуста цветная или белокочанная; 3-й-лук, чеснока, лук-порей;4-й-морковь, петрушка, свёкла; 5-й-репа, редька, брюква; 6-й картофель. Органические удобрения вносят под капусту (2-й год) и под картофель (6-й год), известкование проводят осенью под репу, редьку, брюкву. В статье «Повышение плодородия почвы» помещенной в энциклопедии «Дачник» В. Д. Казьмин пишет, что одна из главных задач дачника или
1.М.Е. Ершов, Сто и один секрет плодородия почвы, 2005 г.
земледельца - это повышение плодородия почвы. Он предлагает интересное, на мой взгляд, решение этого вопроса. В качестве органики, которая способна облагородить почву он предлагает использовать перепревшую и полупревшую кору деревьев, которая имеет нейтральную реакцию. Он рекомендует вносить на одну сотку до одной тонны такой древесной коры. Если это сделать осенью, то улучшается структура почвы, улучшаются водные и воздушные режимы, повышается поглотительная, и улучшаются буферные свойства почвы. Количество полезных почвенных микроорганизмов повышается в несколько раз. Автор обращает внимание на то, что земля становится живой, растения развиваются в симбиозе с микроорганизмами. Кроме того, после внесения перегноя из коры повышается эффективность известкования. Автор говорит о ещё одном назначении перепревшей коры-использования в качестве мульчи. Автор предлагает необычный вариант компоста: древесную кору и свежие опилки смешать с куриным помётом в соотношении 1 : 1. Компост созревает через 3-6 месяцев. Кроме этого, он считает необходимым использовать жидкое удобрение из растений, особенно из крапивы. Оно содержит азот и калий. Внекорневая подкормка этим удобрением позволяет устранить недостаток калия и азота. Опрыскивание листьев проводится через две-три недели. Особое внимание автор уделяет концентрации раствора. Он считает, что концентрация раствора для внекорневой подкормки может быть в разы меньше, чем раствора, используемого при обработке почвы1.
2. Исследование почвы на учебно-производственном участке
2.1 Описание учебно-производственного участка
Основная площадь учебно-производственного участка расположена на территории ОГАОУ НПО ПУ № 50 п.Залари филиал «Кимильтей» (см приложение №2 фото 3). Общая площадь учебно-опытного участка:
0,2га-под картофелем
0,01га-цветочно-декоративные культуры
0,4га-овощные культуры
Итого: 0,61 га.
После изучения вопросов теории, вместе с мастером производственного обучения Желтобрюховой О.Н. приступили к проведению запланированных исследований.
Начали с определения механического состава почвы.
2.2 Метод определения механического состава почвы на учебно-производственном участке
Механический состав почвы
Если рассмотреть подробнее верхний, плодородный слой, то мы обнаружим минеральные частицы, мёртвое органическое вещество растений и животных, включая отходы их жизнедеятельности на разных стадиях разложения и разнообразные живые
1.В.Д. Казьмин статья «Повышение плодородия почвы» в энциклопедии «Дачник».
микроорганизмы. Механический состав почвы - это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на учебно-производственном участке училища. Для этого из пахотного слоя я взяла пригоршню почвы и размочила образец до состояния теста. После этого скатала шарик. Он получился круглый, с небольшими трещинами (см приложение №2 фото 4). Из этого я сделала вывод, что почва песчаная. Затем из шарика скатала «шнур». «Шнур» получился с незначительным количеством трещин. Его нельзя было раскатывать, так как он рассыпался (см приложение №2 фото 5). Это говорит о том, что исследуемая почва является супесчаной. После этого я попыталась свернуть шнур в кольцо (см приложение №2 фото 6). Попытка оказалась безуспешной, кольцо не получилось, я сделала вывод о том, что почва не является глинистой. Передо мной супесь. Почвы с таким механическим составом не являются благоприятными для роста и развития растений без внесения удобрений - органических и минеральных. Для улучшения структуры этой почвы можно добавлять свежие опилки при осенней перекопке из расчёта полведра на 1 л. Для ускорения перегнивания опилок их можно полить навозной жижей или смешать с любым навозом. Почву для определения механического состава брала в разных местах.
2.3 Определение морфологических признаков почвы
Структура почвы
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Диаметр почвенных комочков структурной почвы в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуру. Структурные почвы плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Часть воды по мельчайшим порам проникает внутрь комочка. Почвенный раствор, обволакивает их, прочно прилипает, не стекая. Воздух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и развитию растений. На учебно-производственном участке я определяла структуру почвы при ясной, сухой погоде, когда уже были отмечены три заморозка на почве. Я выкопала яму на глубину пахотного горизонта. С отвесной стенки срезала лопатой пласт почвы на всю глубину ямы толщиной около 5 см. после этого ножом вырезала небольшой образец почвы и подбросила его на лопате два раза. Почва распалась на мелкие комочки. Комочки были разных размеров от просяного зёрнышка до горошины. Приглядевшись внимательно, я увидела, что большинство комочков имеют размер просяного зёрнышка и мельче. На основании этих наблюдений я сделала вывод о том, что почва на учебно-опытном участке имеет зернистую структуру (см приложение №2 фото 7). Это говорит о высоком плодородии почвы.
Механический состав оказывает влияние на водные свойства почвы.
Водопрочность почвы
В условиях промышленного режима лесной зоны водопрочность почвы имеет очень большое значение. Для определения водопрочности почвы я проделала следующую работу. Взяла стакан с водой и поместила туда несколько образцов почвы с учебно-производственного участка. Стала потихоньку взбалтывать воду и увидела, что образцы почвы быстро разрушаются и оседают на дно (см приложение №2 фото 8). Этот факт свидетельствует о том, что почва не обладает водопрочной структурой. Она непрочна.
Определение окраски почвы
Известно, что в западной части Иркутской области преобладают серые лесные почвы. Село Кимильтей расположенов Зиминском районе. Зиминский район расположен в юго-западной части Иркутской области и граничит с Заларинским, Балаганским, Куйтунским и Тулунским районами, а также с Нукутским районом Усть-Ордынского автономного округа. Его территория пересекается Транссибирской железнодорожной магистралью и Московским трактом. От г. Зима проходит водный путь по р. Ока до Братского водохранилища. Расстояние от г. Зима до Иркутска по автомобильной дороге - 260 км. На почвенной карте Иркутской области в нашем участке Зиминского района выделены серые и тёмно-серые лесные почвы. В ясный, солнечный полдень при высоком стоянии солнца очень хорошо определяется серая окраска почвы.
Плотность почвы и степень плотности
Учебно-производственный участок эксплуатируется 25 лет. Для определения плотности почвы я беру лопату и выхожу на участок. При сильном ударе лопата входит на глубину 5 см (см приложение №2 фото 9). Это значит, что перед нами рыхлая почва. Далее я хочу определить плотность почвы на дорожке. Там, где почву не пашут и не перекапывают, она плотная.
Влажность почвы
Влажность почвы я определяла спустя неделю после дождя. Для этого я взяла образец почвы из пахотного горизонта. Была пыль и образец показался мне тёплым и прогретым, значит, почву влажной назвать нельзя. После этого я положила образец в фильтровальную бумагу и сжала его. То место, где была почва, оставалось сухим. На этом основании я сделала вывод о том, что почва сухая.
Проведя полевое исследование почвы на учебно-производственном участке училища, я составила таблицу: «Морфологические признаки почвы» (приложение №1).
Кислородный обмен в почве
Почвенный воздух находится между почвенными комочками, содержит много углекислого газа. Воздух в почву поступает в результате атмосферного давления, различной температуры воздуха и почвы, действия ветра.
Воздушный режим почвы можно улучшить за счёт внесения органических удобрений, систематического рыхления, соблюдения норм полива, и др.
2.4 Кислотность почвы и методы её определения
Природа распорядилась так, что почва бывает кислой, нейтральной и щелочной. Кислотность почвы характеризуется величиной РН (водородный показатель). Нейтральная реакция почвы соответствует РН7. Если РН выше 7, то реакция почвы щелочная, ниже - кислая. При этом кислые почвы классифицируются следующим образом:
Значение рН
Степень кислотности почв
Ниже 4,5
Сильнокислые
4,5 -5,0
Среднекислые
5,1 -5,5
Слабокислые
5, 5- 6,0
Близкие к нейтральным
Более 6,0 -7,0
Нейтральные
7,0 – 8,0
Щелочные
Кислотность почв часто является большим препятствием при выращивании овощных культур. Они лучше растут на почвах с реакцией от слабокислой до
нейтральной. На нашем учебно-производственном участке имеются плодово-ягодные культуры - чёрная смородина, крыжовник, вишня и слива. Оказывается оптимальная кислотность почвы для указанных культур разная. Для смородины и крыжовника 6.0-6.5 РН, для вишни и сливы 5.5-6.0 РН.
В цветочно-декоративном отделе я увидела, что люпин предпочитает кислые почвы. Хорошо на них растёт и развивается. Примулы и хризантемы лучше растут на почве имеющей слабокислую реакцию РН. Точно определить кислотность почвы можно в лаборатории. Но это не всегда возможно. Для определения кислотности почвы на участке я использовала народный метод. Три зелёных листа чёрной смородины залила стаканом кипятка, и когда вода остыла, опустили в неё комочек почвы. После этого следила, каким образом раствор поменяет окраску. В моём случае вода позеленела (см приложение №2 фото 10). Следовательно, эта почва имеет нейтральную реакцию или близкую к ней. Если бы раствор стал красным, то я бы сделала вывод что передо мной сильнокислая почва. Мне очень нравится проводить различные опыты, поэтому я решила ещё раз определить кислотность почвы с КСl. Для этого я приготовил следующее оборудование: фарфоровую чашку, стеклянную палочку, весы и разновесы. Кроме этого, подготовил следующие вещества: почва 2 кубических см, 10 мл однонормального раствора КCI и индикаторную бумагу. Для получения 10 мл однонормального раствора КCI я смешала 0,754г. КCI с 10 мл дистиллированной воды. После этого в фарфоровую чашку положила почву и прилила весь объём раствора. Содержимое чашки перемешала стеклянной палочкой и оставил на две минуты. Индикаторную бумажку быстро опустила в содержимое чашки. Через две секунды вынула бумажку: она изменила цвет соответствующий РН 6.0. Таким образом, с помощью данного опыта я ещё раз убедилась в том, что реакция РН на участке соответствует нейтральной или близко к нейтральной. Типичные сорняки - ромашка непахучая, лебеда, пырей, мать- и- мачеха, клевер, вьюнок полевой, произрастающие на данном участке также подтверждают установленную кислотность. Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы. Кислотность почвы я определяла в разных местах учебно-производственного участка . В цветочно-декоративном отделе реакция РН была слабокислой. На основании полученных результатов я составила агрохимическую характеристику почвы на учебно-производственном участке училища.
Каждый год в училище планируется какой-либо опыт с культурными растениями. Например, в этом году мы проводили опыт на тему: «Влияние минеральных удобрений на урожайность картофеля». Оказалось, что там, где вносили удобрения, урожай был больше. Следует помнить, что увлекаться внесением минеральных удобрений не стоит, нужно придерживаться установленных норм. При переизбытке удобрений кислотность почв может повыситься. Это плохо отражается на росте и развитии растений, а в конечном итоге на урожайность. Поэтому необходимо ежегодно определять кислотность почвы на участке.
В том случае, если РН (водородный показатель) повышается, следует вносить известь 500г на 1м2. Известь вытесняет из почвенного поглощающего слоя водород и алюминий и заменяет их кальций и магнием. Это ведёт к улучшению структуры почвы и её водно-химическому режиму. Уменьшается кислотность, а токсичные формы алюминия и магния переходят в нерастворимое состояние, становятся безвредными для растений. Почва способна полностью удовлетворить потребность растений в кальций.
Известкование снижает поступление в растения элементов радиоактивной природы.
Известь не только снижает кислотность почвы, но и усиливает питание растений, увеличивая скорость минерализации органических удобрений и перегноя, разрыхляет почву.
Для получения высокого урожая необходимо вносить органические удобрения – 200-300 кг на сотку, а также азотные удобрения (аммиачная селитра) – 1,5 – 2,0 кг на сотку, весной под вспашку или культивацию. Из сложных удобрений рекомендуется вносить нитрофоску 3,0 – 3,5 кг на сотку.
2.5 Выводы:
1. Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам. Механический состав почвы влияет на плодородие и эффективность вносимых удобрений.
2. Необходимо выявить основные морфологические признаки и физические свойства почвы для того, чтобы грамотно проводить окультуривание почвы и предупредить её эрозию.
3. Ежегодно определять кислотность почвы, так как от вносимых минеральных удобрений она (кислотность) может повыситься.
4. Изучать влияние природных и антропогенных факторов на выращиваемые растения.
Рекомендации:
Для улучшения структуры почвы использовать опилки при осенней вспашке из расчёта полведра на 1м2. Чтобы ускорить перегнивание свежих опилок их смачивают мочевиной, поливают навозной жижей, смешивают с любым навозом. Выращивание ржи как сидерального удобрения. Посев осуществлять в сентябре, сразу после уборки картофеля, а заделку в почву производить весной.
1.При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500г известковых удобрений на 1м2
2.Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течение 10 лет.
3.Составить схему севооборота на 3 года.
4.Соблюдать сроки посева и агротехнику выращивания картофеля и овощных культур.
5.Внесение органических и минеральных удобрений.
6.Использование коры деревьев в качестве органики.
Заключение
Ясный осенний день. Мы с одногруппниками убираем урожай картофеля на учебно-производственном участке. Вот раскопали ещё одну грядку и крупные, светлые клубни рассыпались на две стороны. Я оглядываюсь назад и вижу, что полных мешков становится всё больше и больше. На сердце у меня радость. Наш общий труд не пропал даром, и мы получили большой урожай картофеля и овощей. Теперь для приготовления обедов в нашем училище будет использована экологически чистая продукция.
В нашем училище действует трудовое объединение обучающихся. Эта работа была одобрена на заседании актива трудового объединения. Кроме этого, было принято решение учесть сделанные нами выводы:
1. бережно относиться к почве, своевременно проводить мероприятия направленные на окультуривание почвы и предупреждающие смывание поверхностного слоя талыми водами.
2. при внесении минеральных удобрений следить за уровнем РН в почве. Не допускать повышения кислотности. В случае необходимости принять меры по раскислению почвы.
3. изучать влияние других факторов на выращиваемые растения.
Все этапы работы (изучение литературы, составление агрохимической характеристики почвы, определение морфологических признаков почвы, обсуждение результатов) проводились во внеурочное время.
Данное исследование имеет для меня огромное воспитательное значение, так как требует заинтересованности, способствует воспитанию любви к земле, к созидательному труду и, в конечном счёте, любви к своей Родине.
Навыки, которые приобретаем мы с одногруппниками, пригодятся нам для выращивания сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Считаю необходимым отметить то, что умение выполнять и оформлять исследовательскую работу пригодится при обучении в последующем учебном заведении, где я буду продолжать обучение с целью получения профессии.
Данную исследовательскую работу могут использовать обучающиеся следующего набора по профессии «Овощевод» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Использованная литература
1.Большая Российская Энциклопедия, том 11, статья "Иркутская область"
2.Винокуров М. А. Суходолов А. П. Экономика Иркутской области. Том Глава 1. "Географические характеристики"
3.Атлас: Иркутская область. Экологические условия развития. Москва-Иркутск. 2004.
4.Бояркин В. М., Бояркин И. В. География Иркутской области, "Сарма", 2011
5. М.Е. Ершов, Сто и один секрет плодородия почвы, 2005 г.
6. В.Д. Казьмин статья «Повышение плодородия почвы» в энциклопедии «Дачник».
7. Г.С. Осипова «Огород – семье доход» научно – популярное издание, 2004 г.
8. Э. Раковская. География: Природа России. Москва «Просвещение», 2002 г.
Приложение №1
Морфологические признаки почвы
Приложение №2
Фото 1.Учебно-производственный участок ОГАОУ НПО ПУ № 50 филиал"Кимильтей. Автор Гончарик Светлана
Фото 2. Горящий лигнин
Фото 4. Определение механического состава почвы. Автор Желтобрюхова О.Н..
Фото 5. «Шнур» получился с незначительным количеством трещин. Автор Гончарик Светлана
Фото 6. Кольцо не получилось. Автор Гончарик Светлана
Фото 7. Определение структуры почвы. Автор Желтобрюхова О.Н.
Фото 8. Определение водопрочности почвы. Автор Желтобрюхова О.Н.
Фото 9. Определение плотности почвы. Автор Желтобрюхова О.Н.
Фото 10. Определение кислотности почвы. Автор Желтобрюхова О.Н.