Рабочая программа курса по выбору Генетика вокруг нас (9класс)
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009 №373, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 .12.2010г. №1897, санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 09.12.2010г. №189), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196 и Уставом МОБУ Краснохолмская СОШ №3, МР Калтасинский район, РБ.Курс по выбору «Генетика вокруг нас» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 8 ч. Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления.
Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика в значительной мере стимулирует формирование познавательного интереса. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации.
Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, – ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предполагается в старшей профильной школе.
Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, содействие формированию у учащихся генетической грамотности и приобщение к здоровому образу жизни, создание условий для развития творческого мышления, развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Задачи курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний; формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний; развитие генетического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинноследственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов; формирование у школьников правильного отношения к здоровью.
План занятий.
№ Тема занятия Дата
по плану Дата фактическая
1 Генетика вокруг нас. Для чего нужна генетика? 07.02.15 2 Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. 07.02.15 3 Решение задач на моногибридное скрещивание. 14.02.15 4 Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Решение задач. 14.02.15 5 Дигибридное скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание. 21.02.15 6 Виды взаимодействия генов. Генетика пола. 21.02.15 7 Решение задач по генетике пола. 28.02.15 8 Выходная зачетная работа: «Решение задач по генетике» 28.02.15 Ожидаемые результаты занятий
Учащиеся должны знать:
– основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков, независимое наследование, сцепленное наследование;
– хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;
– закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;
– значение генетики для медицины, основные принципы генной инженерии.
Учащиеся должны уметь:
– применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования;
– давать характеристику типам скрещивания, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемые закономерности;
– приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине, сельском хозяйстве и др.;
– применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, приемов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов;
– пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям;
– решать генетические задачи.Литература.
1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.Биология. введение в общую биологию и экологию. 9 класс.
М., Дрофа, 2012г.
2. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике( с решениями).
Москва, ЦРС-ПИ, 1992
3. В.М.Жуков. Биология. Основы генетики. Менделизм.
Волгоград, «Учитель», 2007г.
4. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.
Вологоград, «Учитель», 2007г
5. Н.А.Степанчук. Справочник учителя биологии. Законы, правила, принципы, биографии ученых.
Волгоград, «Учитель», 2009г.
6. О.В.Гончаров. Генетика. Задачи.
Саратов, Лицей, 2008г.