ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Аппликация» (внеурочная деятельность)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Аппликация»
(внеурочная деятельность)
для обучающихся 1 -4 классов
Целиной Ларисы Павловны,
первая категория
Программа рассчитана на 4 года обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Аппликация» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по «Аппликация» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа 2100» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Аппликация» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели кружковой работы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
развивать сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
осваивать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладевать начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интерес к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по 8 -12 человек. Срок реализации программы 4 года. Работа в кружке рассчитана на 135 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения - 33 часа (1ч. в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю), 3 год обучения -34 часа (1ч. в неделю), 4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы представлено различными видами аппликации и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
В программе выделяется резерв времени (10%), которое я могу использовать по своему усмотрению для конкретизации основного содержания работы.
Технологии обучения в кружке:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
. Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.
Аппликация. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)
п/№ Тема занятия Количество часов
Теория Практика Итого
1 Вводная беседа 1ч 1ч.
2 Аппликация из прямоугольников. На лугу. 1ч. 2ч 3ч
3 Учимся размечать и наклеивать детали. Аппликация из треугольников. На опушке. 1ч. 2ч 3ч
4 На реке. Геометрические фигуры. 0,5ч. 1,5ч 2ч
5 Закат на море. Геометрические фигуры. 0,5ч. 1,5ч 2ч
6 Размещение линии горизонта в композиции из геометрических фигур. 1ч. 3ч. 4ч
8 Аппликация из геометрических фигур - 2ч 2ч
9 Динамическая открытка с аппликацией. 1ч. 1ч 2ч.
10 Аппликация из круглых салфеток. - 1ч. 1ч
11 Выпуклая аппликация. Коллективная работа. 1ч. 2ч. 3ч
12 Объёмная аппликация. Цветы. 1ч. 3ч. 4ч.
13 Парад военной техники. Коллективная работа. 1ч. 3ч. 4ч.
Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Работа по материалам. Выгонов, В.В. Изделия из бумаги. 1 – 4 классы / В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 1ч 1ч 2ч
13 Итого за 1 год обучения 10 ч 23ч 33ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения)
п/№ Тема занятия Количество часов
Теория Практика Итого
1 Вводная беседа 1ч - 1ч.
2 Аппликация «Пейзаж» из геометрических фигур. 1ч. 2 ч. 3ч
3 Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) 0,5ч. 2,5ч 3ч
4 Аппликация из геометрических фигур «Состояние природы» 1ч. 1ч 2ч
5 Наблюдательная перспектива. Водная поверхность. 1ч. 2ч 3ч
6 Многоплановая композиция. 1ч. 2ч. 3ч
8 Изображение облаков в аппликации из геометрических фигур. 0,5ч. 2,5ч 3ч
9 Объёмная аппликация - 3ч 3ч.
10 Тени в аппликации. - 3ч 3ч
11 Контур в аппликации - 4ч 4ч
12 Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа 0,5ч 2,5ч 3ч
13 Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Работа по материалам. Выгонов, В.В. Изделия из бумаги. 1 – 4 классы / В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 1ч 2ч 3ч
Итого за 2 год обучения 8 ч 26ч 34ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 год обучения)
п/№ Тема занятия Количество часов
Теория Практика Итого
1 Вводная беседа.
Изучаем этапы технологического (творческого) проекта .1ч - 1ч.
2 Пейзажная работа по закону отражения предметов на зеркальной поверхности воды 0,5 3ч. 3,5ч
3 Обрывная аппликация 0,5 3ч 3,5ч
4 Мозаика из комочков гофрированной бумаги 1ч. 1ч 2ч
5 Объёмная аппликация из полосок бумаги 1ч. 4ч 5ч
6 Композиции из полосок бумаги с разными поперечными сечениями. 1ч. 4ч. 5ч
7 Прорезная аппликация с использованием различных материалов 0,5ч 2,5ч 3ч
8 Бабочка из спиралек. 0,5 3ч 3,5ч
9 Прорезная объёмная открытка. Аппликация. 0,5ч 3ч 3,5ч
10 Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Работа по материалам. Выгонов, В.В. Изделия из бумаги. 1 – 4 классы / В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 1ч 3ч 4ч
11 Итого за 3 год обучения 6 ч 28 ч 34 ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (4 год обучения)
п/№ Тема занятия Количество часов
Теория Практика Итого
1 Вводная беседа.
Повторяем этапы технологического (творческого) проекта .1ч 1ч.
2 Объёмная аппликация - визитка 1ч 2ч. 3ч
3 Открытка - сюрприз 1ч. 3ч 4ч
4 Объёмная аппликация из конусов - 2ч 2ч
5 Художественные образы из треугольных модулей. Зайчики и др. животные. Защита проекта. 1ч. 6ч 7ч
6 Зооконструктор. 1ч. 4ч. 5ч
7 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу 1ч. 3ч 4ч
8 Объёмная аппликация из цилиндра - 3 ч 3 ч
9 Объёмная аппликация – цветы. - 2 2
10 Дополнительные материалы по выбору.
Работа по материалам сайтов.
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Работа по материалам. Выгонов, В.В. Изделия из бумаги. 1 – 4 классы / В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 1ч 2ч 3ч
12 Итого за 4 год обучения 9 ч 25 ч 34 ч
ИТОГО: 31ч. 104ч. 135ч.