Элективный курс по химии для 6-го класса Взрывная химия


Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся 6 классов. Исходя из задач обучения, курс с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы.
С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений. Наблюдение – это не пассивное созерцание, это сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и четко описывать результаты эксперимента, признаки реакций. Правила ТБ изучаются постепенно.
Данный курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Так, в 6 классе в курсе математики, учащиеся решают задачи на нахождение части от целого. Используя эти знания, можно решать задачи на нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в растворе.
Новизна программы состоит в том, что через дополнительное образование учащихся расширить их кругозор, повысить интеллектуальный уровень. Занятия дополняют жизненный опыт учащихся, приобщают их к совместной деятельности в микросоциуме, позволяют определить и оценить уровень собственных знаний. 

Данный курс (70 часов) рассчитан на один год для учащихся 6 классов из расчета 2 часа в неделю.
Актуальность курса: позволяет показать роль химии в жизни человека.
Направленность программы – естественно-научная
Вид образовательной деятельности - репродуктивный, исследовательский
Цель курса: формирование интереса к предмету химии, расширение представления о химическом эксперименте.




Задачи курса:
Образовательные:
- формировать у учащихся знания о веществах, окружающих в повседневной жизни, с целью дальнейшего правильного применения;
- знакомить учащихся с экологическими проблемами, как результатом человеческой деятельности;
- формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности;
Развивающие:
-развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе изучения основ химии, развить внутреннюю мотивацию учащихся, вызвав интерес к познанию химии;
- формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.
- развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием.

Воспитательные:
- воспитывать точность и организованность в работе, при выполнении химического эксперимента.
-Прививать навыки коммуникативного общения, формировать навыки работы с разными источниками информации, а также с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у учащихся ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе







Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

учащиеся должны знать:
ТБ при работах в школьной лаборатории;
правила пользования химической посудой и правила обращения с химическими реактивами;
свойства веществ, окружающих нас в повседневной жизни
признаки химических реакций;
способы очистки веществ;
что называется атомом, молекулой, химическим элементом;
экологические проблемы, возникающие в результате человеческой деятельности.
уметь:
отбирать необходимые приборы;
выполнять измерения;
отличать физические тела от веществ.
исследовать физические свойства веществ.
сравнивать вещества по физическим свойствам.
выполнять простые химические опыты.
работать с дополнительными источниками информации по предмету.














Учебно-тематический план
на 2016/2017 учебный год





п/п
Название
разделов
Всего
часов
Теория
Лабора-торные
работы
Исследовательские работы



1
Введение
2
2
0


2
Техника лабораторных работ
5

5


3
Тела и вещества
14
8
5
1

4
Явления, происходящие с веществами
13
4
9


5
Воздух и жизнь на Земле.
11
6
4
1

6
Вода в природе
9
3
5
1

7
Химия почвы и недр Земли
9
6
3


8
Химия у нас дома
7
3
4


Итого:
70
32
35
3

























Содержание программы (70 часов)

Введение (2 часа)

Что такое химия? Правила поведения в кабинете химии. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химических знаний
Техника лабораторных работ (5 часов)

Рабочее место. Простое лабораторное оборудование. Хранение. Экскурсия в школьную химическую лабораторию. Знакомство с лабораторным штативом и спиртовкой. Строение пламени. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами.
Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и прокаливание. Наблюдение за горящей свечой. Работа со спиртовкой. Определение зон пламени свечи и спиртовки.
Стеклянные трубки и их применение. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность.
Взвешивание. Растворение
Тела и вещества (14 часов)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Чистое вещество, смесь. Способы разделения смесей. Приготовление и разделение смесей.
Индикатор. Изготовление индикаторов своими руками.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Химический элемент. Явления, происходящие с веществами (13 часов)

Свойства вещества. Агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, растворимость в воде.
Химические явления и химические реакции. Признаки химических реакций (изменение окраски, появление запаха, выделение газа, выделение или поглощение тепла, выпадение осадка). Условия протекания и прекращения химических реакций (соприкосновение веществ, растворение, измельчение, доступ кислорода при горении).
Изменения, которые происходят с пищевыми продуктами при неправильном хранении. Нейтрализация действия уксусной кислоты раствором питьевой соды, и гашеной извести – раствором борной кислоты.
Фотосинтез – химическая реакция, происходящая в зеленых растениях, её значение для живой природы.
Реакции горения, их значение для человека. Коррозия – пример реакции неполезной для человека. Качественные реакции в химии: действие уксусной кислоты и питьевой соды на индикаторы химические и природные.

Воздух и жизнь на Земле ( 11 часов)

Воздух – смесь газов.
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений и их источники.
Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Горение как реакция окисления.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.
Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов.
Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.
Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Вода в природе (9 часов)

Вода в природе. Вода – универсальный растворитель. Способность воды растворять вещества. Растворы. Концентрация растворов. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей (в процентах) растворённого вещества. Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Строение льда.

Химия почвы и недр Земли. (9 часов)

Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Кислотность почв. Минералы. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк). Применение горных пород и минералов в жизни человека Известняк.

Химия у нас дома. (7 часов)

Химия на кухне. Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение. Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека. Моющие средства. Польза или вред. Химчистка на дому, полезные советы.

Календарно-тематическое планирование


№ п./п.
Тема и содержание занятия
Количество часов
Предлагаемая
форма занятия
Дата





план
факт


Введение (2ч)



1.
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории
1
Экскурсия по химической лаборатории, лекция с элементами беседы.
5.09


2.
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химические знания
1

6.09



Тема 1. Техника лабораторных работ (5ч)


3.
Лабораторная работа №1 «Химическая посуда и правила обращения с ней»
1
Простое лабораторное оборудование. Хранение. Знакомство с лабораторным штативом и спиртовкой. Строение пламени. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами.
Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и прокаливание. Наблюдение за горящей свечой. Работа со спиртовкой. Определение зон пламени свечи и спиртовки.
12.09


4.
Лабораторная работа №2 «Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой»
1

13.09


5.
Лабораторная работа №3 «Строение пламени»
1

19.09


6.
Лабораторная работа №4 «Изготовление простых приборов, проверка их на герметичность»
1

20.09


7.



Лабораторная работа №5 «Взвешивание. Растворение».
1

26.09



Тема 2. Тела и вещества (14ч)


8.
Тело. Вещество.
1
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Чистое вещество, смесь. Способы разделения смесей. Приготовление и разделение смесей.
Индикатор. Изготовление индикаторов своими руками.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов.

27.09


9.
Три состояния вещества
1

3.10


10
Лабораторная работа №6 «Изучение свойств веществ в твердом. Жидком, газообразном состоянии»
1

4.10


11.
Кристаллы.
1

10.10


12.
Исследовательская работа №1 «Выращивание кристаллов»
1

11.10


13
Чистые вещества и смеси.
1

17.10


14.
Смеси и способы их разделения
1

18.10


15
Лабораторная работа №7 «Приготовление и разделение смесей».
1

24.10


16
Лабораторная работа №8 «Получаем чистую воду».
1

25.10


17
Лабораторная работа №9 «Индикаторы своими руками».
1

7.11
2 чет

18
Лабораторная работа №10 «Индикатор воды».
1

8.11
8.11

19
Из чего состоят вещества. Атом. Молекула.
1

14.11
акт
21.11

20
Неутомимые путешественники. Лабораторная работа № 11 «Диффузия».
1

15.11
акт
22.11

21


Химический элемент.
1

21.11
22.11
ж\к


Тема 3. Явления, происходящие с веществами (13ч)


22
Физические свойства вещества
1
Свойства вещества. Агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, растворимость в воде.
Химические явления и химические реакции. Признаки химических реакций (изменение окраски, появление запаха, выделение газа, выделение или поглощение тепла, выпадение осадка). Условия протекания и прекращения химических реакций (соприкосновение веществ, растворение, измельчение, доступ кислорода при горении).
Изменения, которые происходят с пищевыми продуктами при неправильном хранении. Нейтрализация действия уксусной кислоты раствором питьевой соды, и гашеной извести – раствором борной кислоты.
Фотосинтез – химическая реакция, происходящая в зеленых растениях, её значение для живой природы.
22.11
28.11

23
Лабораторная работа №12 «Исследование физических свойств веществ».
1

28.11
29.11

24
Все течет – все изменяется.
1

29.11
29.11
ж\к

25
Лабораторная работа №13 «Почему кипяченую воду нельзя наливать в аквариум»
1

5.12


26
Лабораторная работа №14 «Химические явления. Признаки и условия протекания реакций».
1

6.12


27
Лабораторная работа №15 «Химические явления. Признаки и условия протекания реакций».
1

12.12


28
Лабораторная работа №16 «Вата превращается в уголь»
1

13.12


29
Лабораторная работа №17 «Помутнение известковой воды»
1

19.12


30
Лабораторная работа №18 «Действие уксусной кислоты и питьевой соды на индикаторы химические и природные».
1

20.12


31
Лабораторная работа №19 «Взаимодействие мела с кислотой»


1

26.12


32
Лабораторная работа №20 «Коррозия железного гвоздя в разных условиях».
1

27.12


33
Химические реакции в растениях – фотосинтез.
1




34
Химия в жизни
1




Тема 4. Воздух и жизнь на Земле. (11ч)


35
Лабораторная работа №21 «Из чего состоит скафандр для Земли?»
1
Воздух – смесь газов.
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений и их источники.
Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Горение как реакция окисления.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.
Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов.
Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.
Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.



36
Лабораторная работа №22 «Свойства веществ, входящих в состав воздуха».
1




37
Исчезнет ли из атмосферы кислород?
1




38
Исследовательская работа №2 «Образование кислорода в растениях».
1




39
Лабораторная работа №23 «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств».
1




40
Лабораторная работа №24 «Окисление. Оксиды. Ознакомление с образцами оксидов».
1




41
Лабораторная работа № 25 «Куда исчезает сгоревшая свеча»
1




42
Основные виды загрязнений и их источники
1




43
Нуждается ли воздух в охране? Исследовательская работа №3 «Исследование чистоты воздуха».
1




44
В чем «благородство» гелия
1




45
Озон – враг или друг?
1




Тема 5. Вода в природе (9ч)


46
Планета «Земля» или планета «Вода»?
1
Вода в природе. Вода – универсальный растворитель. Способность воды растворять вещества. Растворы. Концентрация растворов.



47
Лабораторная работа №26 «Формы нахождения воды в природе и ее физические свойства».
1




48
Лабораторная работа №27 «Активное ли вещество вода?»
1




49
Лабораторная работа №28 «Изучение процесса растворения»
1




50
Вода – вещество №1
1
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей (в процентах) растворённого вещества. Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Строение льда.



51
Исследовательская работа №4 «Определение содержания примесей в снеговой воде»
1




52
Лабораторная работа №29 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества для подкормки растений».
1




53
Лабораторная работа №30 «Игры со льдом»
1




54
Урок-игра Русское народное творчество о воде.
1




Тема 6. Химия почвы и недр Земли (9ч)


55
Что такое почва
1



Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Кислотность почв. Минералы. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк). Применение горных пород и минералов в жизни человека Известняк.



56
Лабораторная работа №31 «Определяем механический состав почвы»
1




57
Лабораторная работа №32 «Определяем химический состав почвы»
1




58
Почва – большой многонаселенный дом.
1




59
Есть ли у почвы враги?
1




60
Ролевая игра «Охрана почвы»
1




61
Могут ли быть почвы кислыми? Лабораторная работа №33 «Определение кислотности почвы».
1




62
Из чего состоит земная кора. Лабораторный работа №34 «Физические свойства минералов».
1




63
Все ли соли соленые? Мини-сочинение «Камень на службе человека»
1




Тема 7. Химия у нас дома (7ч)


64
Что мы едим
1
Химия на кухне. Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека. Моющие средства. Польза или вред. Химчистка на дому, полезные советы.



65
Лабораторная работа №35 «Определение химического состава пищи»
1




66
Лабораторная работа №36 «Изучение свойств моющих средств»
1




67
Химчистка на дому
1




68
Лабораторная работа №37 «Химчистка на дому»
1




69
Юный химик
1
Урок-игра (итоговое занятие)



70
Юный химик
1





Литература для учителя

Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. М.: Просвещение, 2004.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 2005.
Горбунова Т.С. Химия вокруг нас: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ по программе «Химия с основами экологии». Пропедевтический курс. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2007
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. М.: Просвещение, 1999.
Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Издательство «Химия», 2010
Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. М.: Просвещение, 2010
Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2005
Литература для ученика

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем. Л. Н. Исаевой (гл. 1-3) и А. Б. Томчина (гл. 4-8). - 3-е изд., стереотипное (с изд. ГДР, 1974). - Л.: Химия, 2005.
Коновалов В. Н. Техника безопасности при работах по химии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2007.
Ольгин О. М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков: Научно-популярная лит-ра / Рис. Т. Коровиной и Е. Суматохина; фотогр. Л. Чистого. - М.: Дет. лит., 2007.
Ольгин О. Давайте похимичим! М.: Детская литература, 2002.
Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. М.: Дрофа, 2011.
Электронные ресурсы:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. http://www.deti.by/parents/security/conduct_rules_on_street.html
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.http://www.zoo-up.ru








13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 2Тђ Заголовок 4Тђ Заголовок 5Тђ Заголовок 6Тђ Заголовок 7Тђ Заголовок 815