ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Ржева, Тверской области
ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Исследовательская работа по истории
ученика 7 класса
Ильчука Даниила
Руководитель: Арсеньева Татьяна Евгеньевна
Ржев
2014
Предметом изучения является возможность расширения источниковой базы по истории повседневности средневековья путём привлечения и изучения творчества вагантов.
Целью работы стало наше стремление продемонстрировать значение поэзии вагантов как исторического источника по истории Средневековья.
Задачи исследования:
- определить возможность использования поэзии вагантов в качестве исторического источника по реконструкции истории повседневности Средневековья;
- выделить те стороны жизни средневекового общества, которые наиболее ярко представлены в поэзии вагантов.
Реконструкцию истории повседневности весьма успешно в своё время начала школа «Анналов». Ф. Бродель, Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга и др. в своих работах уделили большое внимание ментальности общества, бытовым реалиям, месту простого человека, а не социально детерминированного элемента в обществе. Для их работ в качестве исторических источников использовались произведения художественной литературы того времени. Посмотрим, могут ли произведения вагантов стать таким же подспорьем для историка.
Введение.
В историческом исследовании весьма актуальна проблема наличия достоверных источников (под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие). Всё, что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несёт в себе информацию о нём. Источник неисчерпаем, главная проблема заключается в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нём информацию.
Когда историки говорят о средних веках, то обычно нам представляется закованный в латы рыцарь, тяжелым мечом поражающий врага, каменные громады феодального замка, изнурительный труд крепостного крестьянина, унылый колокольный звон, раздающийся за монастырской стеной, и монах, отрекшийся от мирских соблазнов. Железо. Камень. Молитвы и кровь. Но это в «официальной» литературе, угодной власти. Однако всё ли так безупречно и романтично было в средние века? Прочитав несколько произведений вагантов, я пришел в замешательство. Поэтому главной причиной возникновения моего интереса к исследованию творчества вагантов стала ограниченность числа свидетельств, характеризующих эпоху средневековья, особенно в части реконструкции бытовых реалий прошлого, ментальности средневекового общества.
Актуальность выбранной темы продиктована стремлением почувствовать и понять дух того далёкого времени, реконструировать и ощутить бытовые реалии, поскольку долгое время эти стороны жизни средневекового общества оставались без внимания исследователей, сосредотачивающих свои интересы на проблемах социально-экономической истории, вопросах классовой борьбы, социальной структуры общества. Произведения вагантов, на наш взгляд, дают богатейший материал для исследования, помогают глубокому погружению в эпоху, что определяет новизну нашей работы. Она заключена в том, что нами предлагается использование произведений вагантов в качестве исторического источника для реконструкции истории повседневности средневековья, особенно это важно там, где ощущается некоторый дефицит письменных источников иного плана, есть проблемы со знанием иностранных языков, а интерес к истории средневековья, тем не менее, достаточно велик.
Объектом нашего изучения является творчество средневековых поэтов-вагантов, дающее возможность увидеть жизнь разных слоев средневекового общества.
2.1. Изображение ментальности эпохи в произведениях вагантов.
Ваганты (лат.vagantes – бродячие). - Бродячие поэты, музыканты из студентов, переходящих из одного университета в другой в поисках лучших учителей, ушедших из монастыря монахов, клириков без определенных занятий.
Ваганты – это поэты, принадлежащие к неформальному литературному течению средневековой поэзии Европы.
Литературные произведения, написанные вагантами, как правило, рассказывают об их жизни, выражают их взгляды на происходящие события в соответствии с их философией, дают бытовые зарисовки.
Поскольку ваганты были людьми образованными, их взгляды на мир и на бытие и шире, и глубже, чем у подавляющего числа их современников. Самосознание вагантов в период раннего средневековья не было развито. Преобладало анонимное творчество. О поэтах их современники, а под час и они сами вспоминали связи с похвалами их рыцарским доблестям, подвигам, совершённых в крестовых походах, или их благочестию, при этом, не касаясь того, что они были поэтами. Только с XII века положение меняется, начинает возрастать самосознание поэта как творца.
Так как ваганты были своенравны и непредсказуемы, то они позволяли себе подвергать сомнению традиционные взгляды общества на мир, мораль, политику, философию и многое другое.
Радость и свобода вот к чему устремлена душа вагантов. Устремлена в то время, когда вся жизнь средневекового человека была всецело подчинена строгой сословной и корпоративной регламентации. Этому чопорному миру ваганты противопоставляли свое вольное братство, доступ в которое был открыт всем добрым и веселым людям, всем, кто готов поделиться последним грошом с нуждающимся, кто лишен высокомерия и ханжества (без различия пола и возраста, общественного и имущественного положения, национальной принадлежности и вероисповедания). Зато лицемерным святошам, наглым щеголям и хищным стяжателям в вольное братство доступ заказан.
У них имелся своенравный нравственный закон или кодекс, отражённый в стихотворении «Орден вагантов»:
Все желанны, все равны,
К нам вступая в братство,
- Невзирая на чины,
Титулы, богатство.
Наша вера не в псалмах,
Господа мы славим
Тем, что в горе и в слезах
Брата не оставим.
Ваганты, несмотря на свою бедность, были щедры и милосердны. Их идеалы были сходны с утопическими представлениями о мире и всеобщем равенстве. Естественно, что, исповедуя такие принципы, ваганты не могли мириться с законами, диктуемыми обществу правящим богатым и знатным классом. Огромное количество стихотворений и песен вагантов посвящены вину, пьянству, пирушкам. Всё это изображается у них как особое действо, наполненное глубоким смыслом:
Но у господа зато
Есть вино в избытке
Для продравших в кабаках
Все свои пожитки.
Вину в произведениях придаётся, чуть ли не божественное значение. Вином освещается пир и все, высказываемые чувства, размышления и порывы души во время весёлой пирушки. Темы отступничества от христианских духовных норм и заветов пронизывают всё творчество вагантов. Они сочинили свои церковные законы, оправдывающие их пьянство и разгульный образ жизни. Вообще в те времена само слово «вагант» ассоциировалось с кабаками, тавернами, харчевнями. Ведь вино они считали выше всего земного, а состояние опьянения – особой благодарностью, снизошедшей на них. Их не смущал драный вид и босые ноги, пустые кошельки, они видели в этом особую романтику, воспевали эти элементы бытия как естественные атрибуты свободной жизни. В этих настроениях мы можем видеть протест против лицемерия, царящего в средневековом обществе, освещенного католической церковью. Серьезные жанры духовной словесности тем самым приобретали пародийное звучание:
«Отче Бах, иже еси в винной смеси. Да изольётся вино твое, да приидет царствие твое; да будет недоля твоя, яко же в зерни, и в кабаце. Вино твое насущное даждь нам днесь, и остави нам кубки наши, яко мы оставляем бражникам нашим, и не введи нас во заушение, но избави сиволапых от всякого блага. Опрокинь. Во шкалики шкаликов. Опрокинь».
Архипиит Кельнский мог, например, вполне благочестивую стихотворную «проповедь» неожиданно закончить обращением к богу, которого он убедительно просит снабжать его деньгами. А в своей знаменитой «Исповеди», пронизанной горьким юмором, прославить беспутную жизнь ваганта, предпочитающего умереть не на ложе, а в кабаке.
Эти песни мне всегона земле дороже:то бросает в жар от них,то - озноб по коже.Пусть в харчевне я помру,но на смертном ложенад поэтом-школяромсмилуйся, о боже!
или
Я желал бы померетьне в своей квартире,а за кружкою винагде-нибудь в трактире.Ангелочки надо мнойзабренчат на лире:«Славно этот человекпрожил в грешном мире!
Естественно, что власть и церковь борются с вагантами, начинаются преследования:
Ложь и злоба миром правят,
Совесть душат, правду травят.
Мёртв закон, убита честь,
Непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
Доброты, любви и веры.
Пласты жизни, представленные в произведениях вагантов, резко отличаются от тех, которые представлены официальной и церковной литературой. Мы видим иную жизнь, иные человеческие ценности, иные бытовые реалии. Нет скуки, пафоса, дидактики. Лирика вагантов соответствовала по своему настроению и пафосу гедонистическому1 направлению, провозглашающему удовольствие и наслаждение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, яркими представителями которого были античные философы Аристипп и Эпикур, Лукреций. Эпикурейцы считали главной целью и смыслом человеческой жизни стремление к наслаждению и блаженству. Ваганты вторили им, и поэтому средневековое общество предстаёт перед нами в связи с их зарисовками в совершенно новом виде, непривычном и несколько нетрадиционном. Оно не мрачное, не тёмное - аскетичное, а полное светлых жизнеутверждающих красок.
Ваганты, как и многие другие поэты, помимо бытовых реалий воспевали также богатство и красоту окружающей природы: моря, реки, горы.
В полной силе было лето,
В леске солнечного света
Вся земля в цветы одета.
Лето было особенно любимо вагантами за тепло щедро даримое обездоленным людям:
Ну, здравствуй, доброе лето!
Ты пышной зеленью одето.
Пестреют на поле цветы
Необычной красоты.
Ваганты – странники, и, естественно, кочуя по дорогам и видя все красоты летней поры, они описывают это в своих произведениях самыми пышными и яркими красками, которые практически не встречаются больше нигде в их творчестве. Обычно в своих произведениях зоркий глаз ваганта тут же подмечал все недостатки, которые находили своё отраженье в сатирической или лирической форме, создавая иное обличье средневековому обществу.
2.2. История эпохи в произведениях вагантов.
Расцвет ордена вагантов пришёлся на период крестовых походов. Ваганты не остались в стороне от этих событий.
Что предрекает царь Давид,
Осуществить нам предстоит,
Освободить Господня сына
От надругательств сарацина!
Это стихотворение именуется не иначе, как «Призыв к крестовому походу». Речь в нем идёт об официальной причине начала крестоносного движения, которое продолжалось практически два столетия с конца 11 по конец 13 веков. Естественно, это событие было ярким материалом для творения вагантов. В этом же стихотворении говорится , что участники крестовых походов свято верили в искупление всех своих грехов.
Поверь, мы слышим: пробил час
тебя спасти от мук безмерных,
мечи обрушив на неверных!
О, мы, погрязшие в грехах,
преодолеем низкий страх,
с победой в град священный вступим
и тем грехи свои искупим!
Довольно часто в произведениях вагантов встречается имя Фридриха Барбароссы.
Отмечено, что этот германский император во время итальянских походов, совершаемых с целью захвата богатых итальянских земель, принял в свою свиту многих учёных и законодателей. В числе его свиты оказался вагант Архипиид Кельнский. Он сообщает, что в течение 12 века римское право, написанное свитой Фридриха Барбароссы, проникло во все школы, что вызвало бурное недовольство со стороны церкви во главе с Папой.
Из трудов ваганта Вальтера Шатильонского известно о драматических столкновениях английского короля Генриха с архиепископом Фомой Бекетом (Шатильонский входил в его научный кружок), вызванных спорами о законах, изданных королём, в частности, против «Трактата об английских законах». Эти противоречия между королём и архиепископом привели к смерти последнего от рук убийц, направленных, по мнению большинства, королём. Заговор против Фомы Бекета описан в одном из стихотворений Вальтера Шатильонского.
Много произведений посвящено волнениям, происходящим в церкви. Естественно, что неуравновешенное положение внутри такого важнейшего государственного института, как церковь, не могло остаться незамеченным вагантами:
Нет, не милосердие
Пастыри даруют,
А в тройном усердии
Грабят и воруют.
Загубили веру,
Умерла надежда.
Известно, что в это самое время церковь боролась с еретиками всеми возможными способами, забывая порой о том, что составляла основу христианской морали. Христианская мораль в то время предписывала каждому человеку «соблюдать своё место в жизни».
Известно, что среди вагантов также были и еретики; естественно, что стихи этих поэтов несли людям их мораль и их взгляд на происходящее в церкви. Из таких стихов нам стало известно, что ваганты-еретики утверждали, что церковь «испорчена», они отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. В своих произведениях ваганты осуждали священников и монахов за отказ от бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали своё имущество бедным, питались подаяниями. Они защищали крестьян и бедняков, а священников осуждали как толстосумов, любящих хорошую одежду, еду, вино:
Священнослужители
Ныне стали плохи.
Наши им не ведомы
Горестные вздохи.
В их домах, бесчинствуя,
Скачут скоморохи.
Ваганты сочиняли свои церковные законы, которыми и жили.
Конечно, произведения вагантов не являются историческими хрониками, но всё же общий ход событий вполне может быть представлен на основе их произведений.
Большинство же произведений вагантов описывали жизнь и быт обычных людей, невольно втянутых в борьбу и войны, стоящими у власти. На дорогах Европы можно было встретить много странствующего люда. Это людское море состояло из бездомных батраков, солдат, нищенствующих монахов, отрядов разбойников, поджигающих добычу на дорогах, купеческих караванов, а также бродячих артистов, циркачей, музыкантов.
2.3. Социальная структура общества,
место вагантов в нём.
Ваганты, несмотря на то, что вели нищенский образ жизни, имели ряд прав и привилегий, дарованных им королями. Например, неподсудность общему суду. Это преимущество ставило их вне окружающих людей. Разумеется, это вызывало недовольство в народе. Но в целом общество любило и принимало вагантов.
В средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. В университетах, монастырских и городских школах занятия велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, склонным к перемене мест, перебираться из одного университета в другой, из одной страны в другую, повсюду встречая привычную обстановку латинского велеречия2. Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите средних веков, вместе с тем на иерархической лестнице того времени они занимали достаточно скромное место. Большие господа посматривали на них свысока. Ваганты знали, что такое бедность и что такое унижение. Это сближало их с демократическими слоями, да, вероятно, многие из них вышли из этих слоев.
Литературные произведения, написанные вагантами, рассказывают, как правило, об их жизни, выражают их взгляды на происходящие события в соответствии с их философией, дают бытовые зарисовки.
Уклад жизни вагантов диктовался исторической обстановкой и оформлялся в протестной форме. Бедность, постоянные странствования создавали и соответствующий быт, стремление хоть на некоторое время уйти от действительности, умерщвлению плоти, к которому призывала церковь, противопоставить гедонизм3.
Свечи яркие горят,
Дуют музыканты,
То свершают свой обряд
Вольные ваганты.
Стены ходят ходуном,
Пробки вон из бочек!
Хорошо запить вином
Лакомый кусочек!
Ваганты имели еще одно название – голиафы4. Оба названия возникли в одно и то же время. Ваганты, принявшие это название, считали, что они так же, как и библейский герой, Голиаф внушают страх своим врагам. А враги – это лицемерные служители церкви, богатеи, короли, не заботящиеся о своих подданных.
Конечно, вагант бывал и огорчён, и печален, но в своей сущности он всегда весел и счастлив. Вагант наслаждается своей свободой, и это делает его счастливым. Несмотря на такую беззаботную и свободную, казалось бы, жизнь, он с усердием учится, познаёт науки.
Филологией моя
Милая зовётся.
Я взираю не неё
Восхищенным взором.
Грамматическим мы с ней
Заняты разбором.
Нам сейчас трудно себе представить, как мог в одном человеке ужиться разгильдяй, любящий веселье, и прилежный ученик, получающий удовольствие от учёбы, верующий, славящий Бога, человек, и опровергающий законы бытия, и насмехающийся над священнослужителями вольнодумец. Тем не менее это было так!
Плачьте, плачьте верные
Церкви нашей скверные
Слуги лицемерные,
С господом не дружные!
Жестокосердие, обличаемое в песнях вагантов, чаще всего сопряжено с алчностью, с сребролюбием, стяжательством высших слоев общества.
Нищий стучится в окошко:
"Дайте мне хлебца немножко!"
Но разжиревший богач
зол и свиреп, как палач.
"Прочь убирайся отсюда!.."
Но не в духе вагантов унывать, они смеются над своей нищетой и веселя своих слушателей верят в чудо:
Вдруг совершается чудо:
Слышится ангельский хор.
Суд беспощаден и скор.
Нищий, моливший о хлебе,
вмиг поселяется в небе.
Дьяволы, грозно рыча,
в ад волокут богача.
Однако, мечтая о свободе и человеческой доброте, ваганты но собственному опыту знали, что мир, окружавший каждого из них, был скорее злым, чем добрым. Бедность следовала за ними но пятам, прерывала их учение, заставляла их мерзнуть и голодать. И хотя молодые весельчаки готовы были подчас и себе и другим внушать утешительную мысль, что бедность даже добродетель, им все же было трудно продираться сквозь жизнь с пустым карманом в дырявом рубище. Не раз и не два в песнях вагантов звучали жалобы на унизительную бедность, которая делала их игралищем бездушной фортуны.
Я - кочующий школяр...
На меня судьбина
свой обрушила удар,
что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
не для развлеченья
из-за горькой нищеты
бросил я ученье.
Ваганты славили бедных и сочувствовали им, высмеивали богатых и воспевали всеобщее равенство. Такие идеалы, как правило, всегда были востребованы в слоях нищих и бедняков. Ваганты пишут о неправедно приобретённых богатствах, об угнетении и откровенном грабеже народа феодалами, о двуличии церковных служителей. Вызывают этим восторг у своих слушателей, но вместе с тем и навлекают на себя гнев высших слоев общества, стоящего у власти или хотя бы приближённых к ней. Естественно, что власти и церковь начинают бороться с вагантами, и очень своеобразно. Они создают произведения и письма, опровергающие вагантов, но не уступающие им при этом в остроумии и таланте. Однако, несмотря на такие меры, следует отметить, что последнее слово всегда оставалось за вагантами.
А по социальному составу к вагантам относят бродячих школяров и студентов. Школяр – это ученик городской или монастырской школы. Студент – это тот же школяр, только закончивший школу и учащийся в высшем учебном заведении. Так как обычно представители вагантов были бедны и не имели собственного дома и имущества, то внешний вид их вполне соответствовал образу жизни.
Но до гробовой доски
В ордене вагантов
Презирают щегольски
Разодетых франтов.
Не помеха драный плащ.
Чтоб пленять красоток,
А иной плясун блестящ
Даже без подмёток.
Такому образу жизни соответствовало и окружение. Это обнищавшие люди, которые видят свою жизнь на дне бутылки, это просто кочующие бедняки, нищие и беженцы. Как правило, в таком обществе человек обречён на распутную и бессмысленную жизнь, наполняя её, по возможности, лишь телесными наслаждениями.
Как известно из стихотворений, довольно часто случались неурожайные годы, и тогда города наполнялись массой голодающих, бежавших из деревень. Чернорабочие, подёнщики и нищие составляли городскую бедноту. Бедняки вели борьбу против богатых горожан, которые их угнетали и притесняли. Не раз в городах вспыхивали восстания, которые тоже нашли своё выражение в стихах вагантов. Но, как правило, эти восстания жёстко подавлялись знатью, которая роскошно одевалась, щеголяла драгоценными украшениями. Эта верхушка была очень малочисленна в соотношении с простым бедным людом.
В средневековых городах росло число бедняков. Они нанимались на самую грязную и тяжёлую работу к богатым купцам и ремесленникам, мыли и чесали шерсть, переносили тяжести, грузили товар. Из-за частых эпидемий в городах скапливалось много немощных и искалеченных людей, которые нищенствовали и воровали – именно такому обществу покровительствовали ваганты:
Смотри, сидят, упиваясь в дым,
Григорий и Иероним,
И, сотрясая небеса,
Друг друга рвут за волоса.
На взаимоотношения общества и вагантов влияла, конечно, ещё и историческая обстановка того времени, в конце 13 века закончились религиозные крестовые походы. С этим немаловажным событием получила новое развитие система образования в Европе. Соответственно, поднялся общий уровень преподавания в национальных университетах. В то время многие бродячие ваганты нашли себе места службы. Бродячие, нищие студенты, как социальное явление, перестали существовать, но творчество вагантов продолжалось.
По окончании крестовых походов не только ваганты исчезли с дорог, изменился весь облик Европы. Европа постепенно оседала на месте, обустраивала свой быт, приобретала цивилизованный облик, зачастую заимствованный у мусульман. Одним из таких заимствований было то, что простые европейцы стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях, менять бельё и верхнюю одежду – эти элементы бытия в шуточной форме отмечали и ваганты в своих последних произведениях.
Созданная вагантами культура – в частности, поэзия и стереотип поведения – продолжала оказывать своё влияние на образованное общество, проникая всё глубже и глубже в различные его слои.
Заключение.
Трудно недооценить значение научно достоверных деталей, представленных в поэтическом наследии вагантов. Отчасти их творчество можно сравнить с фотографией, точно схватывающей текущий момент жизни. Поэтому вполне обоснованно можно считать вагантов истинными летописцами своего времени, живо пишущими бытовые реалии и ментальность эпохи.
Таким образом, мы смогли достичь нашей цели – т.е. доказать возможность использования произведений вагантов как источников информации об эпохе Средневековья.
Также были разрешены следующие задачи исследования:
- определена возможность использования поэзии вагантов в качестве исторического источника по реконструкции истории повседневности средневековья;
- выделены те стороны жизни средневекового общества, которые наиболее ярко представлены в поэзии вагантов.
На основе вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:
Творчество вагантов даёт нам научно достоверные детали жизни, быта и нравственных устоев общества того времени.
Фотографическая точность рисунка событий позволяет считать вагантов летописцами своего времени.
Творчество бродячих студентов – важнейший элемент культуры Средневековья, который благодаря работе учёных не затерялся в лабиринтах истории, а нашёл своё место в духовном наследии человечества.
Литература
Ваганты. Колесо фортуны. М., «Летопись», 2000 г.
Блок. М. Апология истории. М., «Наука», 1973 г.
Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., «Искусство», 1972 г.
Заборов М. История крестовых походов. М., «высшая школа», 1977 г.
Карсавин л. «Культура Средних веков». Киев, «Символ», 1995 г.
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Поэзия вагантов. М., 1975; Поэзия вагантов //Пуришев Б. И. (сост.). Зарубежная литература средних веков /3-е изд. М., 2003.
Интернет-источники
Корякина, Е.П. Культура Средневековой Западной Европы: особенности, ценности [Электронный ресурс]/ Е.П. Корякина.- Режим доступа: http://art/miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_ Kt.html .-Загл. с экрана
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поэзия Вагантов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СЛОВАРЬ
ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ, -ая, -ое; -ив (устар. и ирон.). Высокопарный, напыщенный (во 2 знач.), красноречивый.
ГЕДОНИЗМ
(греч. hedone [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.
КЛИРИК
(от греч. kleros - жребий, удел) - общее название любого духовного лица, церковнослужителя, священнослужителя. Слово клирик происходит от идеи, что служение Богу есть особый жребий, удел.
ГОЛИАФ
(евр. Goliath). 1) имя филистимского исполина, убитого Давидом в единоборстве. 2) нарицательное для людей, выдающихся высоким ростом.
Picture 4Описание: C:\Users\User\Desktop\ВАГАНТЫ\11889336_Piter_Arsten_Tanec_s_yaycami_1552_szh.JPG