Дополнительная общеразвивающая программа вокального коллектива О кей ( базовый уровень)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР №1
«Согласовано»
Председатель НМС
________________Е.В.Лукьянова
«___»____________2014г.
Протокол №
«Утверждаю»
Директор ДЮЦ №1
________________И.М.Хохлова
«_____»_________2014г.
Приказ №
Дополнительная общеразвивающая программа
вокального коллектива «О*кей»
( базовый уровень)
Направленность – художественная
Возраст детей: 8 -13 лет
Срок реализации: 5 лет
Педагог дополнительного образования
Емельянова Светлана Вячеславовна
Иваново - 2016
Содержание
Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка....
1.2.Цели и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
Раздел №2 « Комплекс организационно- педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации
2.4.Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся. Также данная программа имеет социально- педагогическую направленность: способствует адаптации школьников к обучению в группе сверстников по программе начальной школы с учётом реализации федерального государственного образца стандартов .
Нормативная база.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ»
*Устав МБУ ДО ДЮЦ №1 от 08.04.2015 г.
Направленность( профиль) программы- жудожественный
Актуальность программы –своевременность, необходимость,
соответствие потребностям времени.
Данная программа направлена на современное исполнительство, включающее в себя новейшие веяния в области вокального и сценического искусства, что открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей, дает возможность и шанс каждому ребёнку
выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.
Новизна данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.
Педагогическая целесообразность программы :
образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.
Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.
Практическая значимость изучаемой программы обуславливается обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия
воспитание юных вокалистов происходит на репертуаре, который основан на русскоязычных песнях. Песенный репертуар состоит из русских народных песен, песен советского периода и до песен современных авторов, джазовых композиций. Для привития художественного вкуса и эталона звучания на занятиях педагог знакомит учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки
Помимо формирования практических навыков в области эстрадного вокала учащиеся приобретают навыки работы с микрофоном, владение сценическим движением.
Уровень программы- « базовый »
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Адресат программы - данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.
Объём и срок освоения программы :
общее количество учебных часов – 144ч;
количество часов и занятий в неделю- два раза в неделю по 2 часа продолжительность занятий 45 мин.
Форма обучения – очная ( Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2)
Особенности организации образовательного процесса - обучение в студии проходит в форме групповых занятий учащимися разных возрастных категорий; состав группы – переменный.
1.2.Цель и задачи программы:
создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Задачи:
- личностные – формировать общественную активность личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п; формировать положительное отношение к учению в целом, а также к вокальному творчеству, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды вокального мастерства , участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя, как самостоятельную творческую личность и, одновременно, как члена детского коллектива; формировать стремление к красоте мира.
- метапредметные – развивать мотивацию к определённому виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п; вступать в диалог с педагогом, другими обучающимися, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
– образовательные ( предметные) – развивать познавательный интерес к чему- либо, включаться в познавательную деятельность, приобретать определённые знания, умения, навыкы, компетенции и т.п.; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с педагогом и другими детьми) необходимые действия, действовать по плану; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
осознавать поставленную педагогом познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в рекомендуемых педагогом сборниках и пособиях, книгах; понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных и творческих задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
1.3 Содержание программы.
Программа вокального объединения рассчитана на пять лет обучения. В объединение принимаются дети младшего и среднего школьного возраста.
Программа построена по принципу постепенного усложнения теоретических понятий на основе ранее полученных знаний и постоянного совершенствования технических возможностей учащегося с целью передачи образного содержания исполняемого музыкального репертуара.
С целью стимулирования певческих навыков и совершенствования исполнительского уровня учащихся, а также профилактики и оздоровления воспитанников введены здоровьесберегающие технологии, такие как: ( дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой; ( интонационно
фонетические упражнения по методике В.В. Емельянова; ( артикуляционная гимнастика; (
точечный массаж; ( физкультминутки; ( релаксация.
В течение всех лет обучения отслеживается результативность программы (тесты, анкеты, рефераты, презентации, конкурсы исполнительского мастерства, концертные выступления на разных площадках, зачеты).
Режим занятий
№
Год обучения
Возраст
Кол-во человек в группе
Режим занятий
1.
1 год обучения
7 лет
12человек
2 раза.
по 1 ч(2часа)
2.
2 год обучения
8-9 лет
12 человек
2 раза
по 2 ч(4часа)
3.
3 год обучения
9-10 лет
10 человек
2 раза.
по 2 ч(4 часа)
4.
4 год обучения
10 – 11 лет
10 человек
2 раза
по 2 ч(4 часа)
5.
5 год обучения
12 – 13 лет
10 человек
2 раза
по 2ч (4 часа)
Учебно – тематический план 1-го года обучения
№
Тема
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации
контроля
1
Вводное занятие
4
4
-
беседа
2
Развитие музыкального слуха и голоса
10
4
6
наблюдение
3
Усвоение певческих навыков
15
5
10
наблюдение
4
Работа над дыханием
10
3
7
наблюдение
5
Певческая установка
9
3
6
зачёт
6
Песенное творчество
20
10
10
концерт
7
Импровизация
4
1
3
наблюдение
ИТОГО
72
30
42
Учебно – тематический план 2-го года обучения
№
Тема
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации
контроля
1
Вводное занятие
4
4
-
беседа
2
Развитие музыкального слуха и голоса
25
10
15
наблюдение
3
Усвоение певческих навыков
40
10
30
наблюдение
4
Работа над дыханием
20
10
10
наблюдение
5
Певческая установка
10
5
5
зачёт
6
Песенное творчество
20
10
10
концерт
7
Импровизация
25
5
20
наблюдение
ИТОГО
144
54
90
Учебно – тематический план 3-го года обучения
№
Тема
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации и контроля
1
Вводное занятие
3
3
-
беседа
2
Развитие музыкального слуха и голоса
25
10
15
наблюдение
3
Усвоение певческих навыков
40
10
30
наблюдение
4
Работа над дыханием
20
10
10
наблюдение
5
Певческая установка
10
5
5
зачёт
6
Песенное творчество
20
10
10
концерт
7
Импровизация
25
6
20
наблюдение
ИТОГО
144
54
90
Учебно – тематический план 4-го года обучения
№
Тема
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации и контроля
1
Вводное занятие
2
2
-
беседа
2
Развитие музыкального слуха и голоса
13
3
10
наблюдение
3
Усвоение певческих навыков
24
4
20
наблюдение
4
Работа над дыханием
18
3
15
наблюдение
5
Певческая установка
20
10
10
зачёт
6
Песенное творчество
50
10
40
концерт
7
Импровизация
17
5
12
наблюдение
ИТОГО
144
37
107
Учебно – тематический план 5-го года обучения
№
Тема
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации и контроля
1
Вводное занятие
2
2
-
беседа
2
Развитие музыкального слуха и голоса
13
3
10
наблюдение
3
Усвоение певческих навыков
24
4
20
наблюдение
4
Работа над дыханием
18
3
15
наблюдение
5
Певческая установка
20
10
10
зачёт
6
Песенное творчество
50
10
40
концерт
7
Импровизация
17
5
12
наблюдение
ИТОГО
144
37
107
Содержание программы
Второй год обучения.
1. Развитие музыкального слуха и голоса.( теория – 4 ч; практика – 6 ч.)
- Упражнять учащихся в различении слухов по высоте, в умении удерживать интонацию на одном звуке;
- Учить различать звуки по длительности;
- Закреплять у учащихся умение точно передавать простой ритмичный рисунок хлопками;
- Слышать и точно передавать в пении постепенное и скачкообразное движение мелодии;
2. Усвоение певческих навыков.( теория – 5ч; практика – 10 ч.)
- Учить учащихся своевременно начинать и заканчивать песню;
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- Учить исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;
- Закреплять умение у учащихся петь естественным звуком, выразительно, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах;
- Отчетливо произносить гласные в словах, согласные в конце слов;
3.Работа над дыханием. ( теория – 3 ч; практика – 7 ч.)
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- Способствовать прочному усвоению обучающимися разнообразных и интонационных оборотов.
4. Певческая установка. ( теория – 3ч; практика – 6ч.)
– Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, для того чтобы у них активней и удобней работала главная дыхательная мышца – диафрагма. Ноги твёрдо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота. Голову держать прямо , без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно ( нижняя челюсть опускается вниз , а не в ширину , так как это способствует крикливому пению). Губы подвижны , упруги. Не рекомендуются искусственные позы « руки за спиной», « лодочкой» , « замочком».
5. Песенное творчество .( практика – 10ч ; теория - 10 ч.)
– Развивать у детей ладотональный слух, активизировать внутренний слух; дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
- Развивать творческую инициативу.
6. Навыки импровизации.( теория – 1ч ; практика – 3 ч.)
- Развитие у учащихся ладотонального слуха, дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
- Учить импровизировать отдельные фразы;
Репертуар выбирается в зависимости от возрастной группы учащихся. В работе используются произведения русских и зарубежных авторов.
Второй год обучения.
1. Развитие музыкального слуха.( теория – 10 ч.; практика – 15ч.)
- Закрепление у учащихся умения чисто интонировать, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке, подводить к умению уверенно пропевать скачки в мелодии;
- Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз;
2. Усвоение певческих навыков.( теория – 10 ч практика – 30 ч.)
- Научить петь легким звуком в оживленном темпе;
- Петь естественным голосом, слаженно;
- Учить петь самостоятельно, без помощи педагога, но с музыкальным сопровождением;
3.Работа над дыханием. ( теория – 10 ч; практика – 10 ч.)
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- Способствовать прочному усвоению обучающимися разнообразных и интонационных оборотов.
4.Певческая установка.( теория – 5ч ; практика -5 ч.)
- Во время пения учащиеся должны сидеть прямо, ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота;
- Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно;
- Губы подвижны, упруги;
5. Песенное творчество.( теория -10 ч ; практик – 10 ч. )
- Развитие у учащихся ладотонального слуха;
- Развитие творческой инициативы;
- Закрепление умения импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам;
6. Навыки импровизации.( теория – 5ч ; практика – 20 ч.)
- Развитие у учащихся ладотонального слуха, дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
- Учить импровизировать отдельные фразы;
Репертуар выбирается в зависимости от возрастной группы учащихся. В работе используются произведения русских и зарубежных авторов.
Третий год обучения.
Развитие музыкального слуха и голоса.( теория – 10 ч;практика – 15 ч. )
- Совершенствовать у учащихся умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение;
- Уметь показать рукой чередование долгих и коротких звуков;
Усвоение певческих навыков.( теория – 10 ч. ; практика – 30 ч.)
- Закрепление у учащихся умения самостоятельно начинать пение после вступления;
- Правильно брать дыхание;
- Точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко;
- Учить произносить все слова внятно, отчетливо;
3.Работа над дыханием. ( теория – 10 ч; практика – 10ч.)
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- Способствовать прочному усвоению обучающимися разнообразных и интонационных оборотов.
4.Певческая установка та же.( теория – 5ч; практика – 5 ч.)
5. Песенное творчество. ( теория -10 ч; практика – 10ч.)
- Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество учащихся;
- Развивать творческую инициативу, внутренний слух;
6. Навыки импровизации.( теория – 6ч ; практика – 20 ч.)
- Развитие у учащихся ладотонального слуха, дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
- Учить импровизировать отдельные фразы;
Репертуар выбирается в зависимости от возрастной группы учащихся. В работе используются произведения русских и зарубежных авторов.
Четвёртый год обучения.
1. Развитие музыкального слуха и голоса.( теория – 3ч ; практика – 10 ч.)
- Уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок;
- Уточнять у учащихся умение различать высокие, средние, низкие звуки;
2. Усвоение певческих навыков.( теория – 4ч; практика – 20 ч.)
- Петь легко, подвижно, естественно, без напряжения;
- Петь выразительно, передавая характер песни в целом, а так – же смену темпа в запеве и припеве;
- Учить правильно брать дыхание;
- Учить сольному исполнению ранее выученных песен;
3.Работа над дыханием. ( теория – 3 ч; практика – 15ч.)
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- Способствовать прочному усвоению обучающимися разнообразных и интонационных оборотов.
4.Певческая установка та же.( теория – 10 ч. ; практика -10ч.)
5. Песенное творчество.( теория – 10ч; практика – 40 ч. )
- Продолжать развитие творческой инициативы в самостоятельном нахождении несложных песенных импровизаций;
- Подводить к умению придумывать мелодию на определенный жанр;
- Развитие ладотонального слуха
6. Навыки импровизации.( теория – 5ч ; практика – 12ч.)
- Развитие у учащихся ладотонального слуха, дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
- Учить импровизировать отдельные фразы;
Репертуар выбирается в зависимости от возрастной группы учащихся. В работе используются произведения русских и зарубежных авторов.
Пятый год обучения.
1. Развитие музыкального слуха и голоса.( теория – 3ч ; практика – 10 ч.)
- Уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок;
- Уточнять у учащихся умение различать высокие, средние, низкие звуки;
2. Усвоение певческих навыков.( теория – 4ч; практика – 20 ч.)
- Петь легко, подвижно, естественно, без напряжения;
- Петь выразительно, передавая характер песни в целом, а так – же смену темпа в запеве и припеве;
- Учить правильно брать дыхание;
- Учить сольному исполнению ранее выученных песен;
3.Работа над дыханием. ( теория – 3 ч; практика – 15ч.)
- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- Способствовать прочному усвоению обучающимися разнообразных и интонационных оборотов.
4.Певческая установка та же.( теория – 10 ч. ; практика -10ч.)
5. Песенное творчество.( теория – 10ч; практика – 40 ч. )
- Продолжать развитие творческой инициативы в самостоятельном нахождении несложных песенных импровизаций;
- Подводить к умению придумывать мелодию на определенный жанр;
- Развитие ладотонального слуха
6. Навыки импровизации.( теория – 5ч ; практика – 12ч.)
- Развитие у учащихся ладотонального слуха, дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст;
- Учить импровизировать отдельные фразы;
Репертуар выбирается в зависимости от возрастной группы учащихся. В работе используются произведения русских и зарубежных авторов.
- Формы аттестации и контроля ( см. Приложение 3)
1.4. Планируемые результаты.
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:
Ключевые:
Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные: умение организовать свободное время; наличие внутренних мотивов личности для занятий вокалом; проявление интереса к собственной деятельности.
Учебно-познавательные: готовность к восприятию информации; умение отличать реальные события от домыслов.
Информационные: умение усваивать нужную информацию из разных источников
Коммуникативные: приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования: · развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
Специальные: проявление интереса к концертно-исполнительской деятельности; овладение навыками восприятия и оценки музыки; знание основ вокального мастерства; приобретение опыта публичных выступлений и эмоциональных взаимоотношений со зрителем.
Учащиеся первого года обучения должны научиться исполнять несложные музыкальные произведения в диапазоне одной октавы.
Знать и понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену голосового аппарата;
элементарные основы певческого дыхания
Уметь:
петь короткие фразы на одном дыхании;
правильно дышать: делать небольшой вдох, не поднимая плеч;
петь легким звуком без напряжения сохраняя звонкость и полетность голоса;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Учащиеся второго года обучения должны овладеть навыками голосоведения: legato, nonlegato, понимать работу певческого аппарата (положение языка, гортани), чисто
интонировать в пределах октавы, целесообразно использовать режимы работы гортани или регистров. Для детей особо одарённых – участие в концертных программах различного уровня.
Должны знать:
названия октав фортепианной клавиатуры;
длительности нот и расположение их на нотном стане;
динамические оттенки;
сравнительный анализ - вокальные звуки глухие, плоские, глубокие, открытые, светлые. У
меть:
петь на опоре;
петь сдвоенные согласные;
раскрепощать артикуляционный аппарат;
петь на мягкой атаке звука;
владеть средствами музыкальной выразительности.
Учащиеся третьего года обучения должны
Знать:
что такое форманта. строение мажорной гаммы;
гармонический, мелодический, натуральный минор;
мажорные и минорные тональности до трех знаков;
построение главных ступеней в мажоре;
буквенные обозначения тональностей до трех знаков;
размеры 2/4, 3/4, 4/4;
основные музыкальные жанры. Три кита (песня, танец, марш).
Уметь:
чисто интонировать микстовые тона;
петь в разных регистрах (грудной, головной);
петь на стаккато;
правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
владеть вокальными регистрами;
словесно описать художественный образ.
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны
Знать:
средства музыкальной выразительности;
вокальные манеры;
музыкальные жанры.
Уметь:
выравнивать звучность голоса на всем диапазоне;
сглаживать переходные ноты;
управлять диафрагмальным дыханием;
самостоятельно работать над репертуаром;
формировать сценическую культуру поведения;
передавать образное содержание исполняемых произведений;
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи;
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе работы над номером.
Учащиеся пятого года обучения должны
Уметь: владеть собой как средством для воплощения сценического образа, знающих основные законы сценического искусства и владеющих всеми музыкальными средствами: правильным осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью и пластикой; исполнять музыку различных стилей. Оценивать качество услышанного материала, научиться формировать собственное мнение и свою собственную позицию в творчестве, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. комментировать и оценивать достижения других обучающихся, высказывать им свои предложения и пожелания.
Раздел № 2 « Комплекс организационно- педагогических условий».
2.1Календарный учебный график
– количество учебных недель – 36,
-количество учебных дней – 144,
- продолжительность каникул – нет
– дата и окончание учебного периода -15.09. 2016 – 31.05.2017 г.
2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие учебного кабинета, возможности проведения занятий с микрофонами в актовом зале, дополнительных занятий с хореографом по сценическому движению, а также наличие:
( музыкального инструмента (фортепиано);
( компьютера, микрофона и музыкального центра;
( микрофона и фонотеки;
( фонотеки (СD-дисков с фонограммами + и –) и нотной литературы;
( учебных и методических пособий;
( письменного стола, мягких стульев и табурета для фортепиано;
( стеллажа для инструментов, магнитной доски, тумбы для аппаратуры.
2.3Формы аттестации
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год обучения ) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования.
Основной мониторинг результативности образовательного процесса проводится на основе мониторинга результативности образовательного процесса в вокальной группе «Песенка – чудесенка» С. В. Емельяновой. Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога.
2.4Оценочные материалы
Контроль и диагностика образовательной деятельности учащихся осуществляется по трем направлениям.
Входной контроль проводится на первых занятиях по вокалу. Прежде всего, изучается уровень мотивации ребенка, проверяются музыкальные слух и память, чувство ритма, вокальные возможности и диапазон голоса. При поступлении детей в объединение проводится стартовая диагностика в форме прослушивания, для определения уровня природного дарования и развития вокальных данных. Критериями являются наличие музыкального слуха, чистота интонации, чувство ритма и вокальные данные. Данные мониторинговых исследований фиксируются в разработанных мною таблицах на всем протяжении обучения воспитанника.
Текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом занятии и по полугодиям через исполнение музыкальных произведений на зачете, публичные выступления. Теоретические знания проверяются по выполнению тестов.
Промежуточный контроль - проводится в конце учебного года через годовой зачет, где отслеживаются уровень освоения образовательной программы, динамика усвоения практических навыков, техника вокального исполнения и сценического мастерства. Промежуточная аттестация осуществляются педагогом в присутствии руководителя музыкального отдела и заведующей учебно-воспитательным процессом в учреждении. Промежуточная аттестация проводится каждые полгода в следующих формах:
1. Зачетные выступления по вокалу: сдача двух разнохарактерных произведений;
2. Концертно-исполнительская деятельность;
3.Тестирование (контроль усвоения теоретических результатов).
4. Для особо одаренных детей участие в конкурсах.
В конце каждого полугодия обучающиеся оцениваются по следующим критериям: 1) чистота вокального интонирования; 2) выразительность, осознанность исполнения; 3) прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях; 4) уровень освоения теоретического материала. В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Практика
(исполнение репертуара)
Высокий уровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал; уверенное и интонационно точное исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога, трудолюбие и дисциплинированность на занятиях. эмоциональное и выразительное исполнение музыкального номера; Средний уровень учащийся получает, если в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал: недостаточно точное воспроизведение музыкального номера ( небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств); работоспособность, активность на занятиях.
Уровень ниже среднего ставится учащемуся, если в процессе обучения и на зачетном занятии продемонстрировал неточное интонирование мелодии своего исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением.
Теория
Высокий уровень ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки. Средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две ошибки.
Уровень ниже среднего получает ребёнок в том случаи, если допущены три или более ошибок при выполнении теоретических заданий.
2.5 Методические материалы.
- особенность организации образовательного процесса – очно;
- методы обучения : ( словесный, наглядный практический ;объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый; игровой ) и воспитания( убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
-формы организации образовательного процесса: групповая ;
-формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер – класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, творческая мастерская, фестиваль
3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:
показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;
устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям
Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:
- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;
- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;
-практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания;
- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;
- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.
- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.
2.6 Список литературы:
Литература рекомендуемая детям :
Н. Н. Озерова « Планета детства».
Н. А. Ветлугина « Музыкальный букварь».
М. П. Андреева « От примы до октавы».
О. П. Радынова « Музыкальные шедевры».
В. В. Воронкова « Пение».
Литература, используемая при составлении программы :
Ю. Азаров « Искусство воспитывать »
Т. Орлова « Учите детей петь »
Л. Мархасев « В легком жанре »
О. Очаковская « Рассказы о песнях »
Т. Челышева « Спутник учителя музыки »
6. Г. Селевко « Современные образовательные технологии » Артобо левская А.А. «Первые встречи с искусством».-М. Просвещение, 1995
7. Брагинская Ж.И. «Время и песня».-М.Профиздат, 1986.
8. Взаимодействие и синтез искусств.-Л.Наука, 1978
9. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем.-М.Эйдос, 1994
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».- М.Просвещение, 1991
10. Выготский Л.С. «Гимнастика чувств»-М.Просвещение, 1985
Г.А. Струве, Школьный хор, М., 1981
11. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия сост. О.А.Апраксина.-М.Просвещение,1990
12. М.С. Осеннева, В.А. Самарин «Методика работы», М., 1999
13. Методика Исаевой И.О. «Как правильно стоять».
14. Методика обучения вокалу Д.Огороднова
15. Н.А. Ветлугина, Музыкальное развитие ребенка, М., 1972
О.А. Апраксина, Музыкальное воспитание в школе, М., 1979
16. Пособие для музыкального самообразования.-М.Музыка, 2000
17. Правила вокального пения, Журавленко Н.И.
18. Программа и рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева
19. Требования и условия работы дыхательных органов, В.Емельянов,
Список полезных интернет – ресурсов .
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
Примерный репертуар на 2016- 2017
Репертуар 1 –го года обучения.
1. 77 лучших песен для детей из мультфильмов, спектаклей,
Сборник. - М., 1998г.
2. Еще 77 лучших песен для детей: Сборник - М., 1999г.
3. Музыкальная шкатулка: Сборник детских песен. - М.,1995г
4. Песенки в картинках. М., 1989г.
5. Песни для детей В. Герчик. - М., 1994г
6. Семь нот: Музыкальный альманах. – М., 1990г.
7. Сборник песен В. Шаинского. – М., 1992г.
8. Сборник детских песен Е. Крылатова. – М., 1989г.
9. Сборник песен Г. Гладкова. – М., 1987г.10
10. Сборник песен Г.Струве. – М.,1997г.
11.Частушки школьные. - М., 2000г.
12.Песни для детей композитора Ольги Поляковой. - М., 1999г.
13.Песни для детей Татьяны Морозовой. - М.,1999
Репертуар 2 –го года обучения.
1. Песни для детей композитора Андрея Варламова. - М., 2004г.
2. Сборник песен детского театра-песни «Серебряный колокольчик». –
М., 2004г.
3. Песни композитора Юрия Верижникова. – М., 2004г.
4. Сборник песен детского театра песни «Светофор». – М., 2005г.
5. Репертуар детской шоу-группы «Золотой ключик». – М., 2003г.
6. Сборник песен Вячеслава Цветкова для ансамбля «Семицветик». - М.,
2001г.
7. Андрей Ермолов. Песни театра-студии «Ладушки». – М., 2005
8 . Песни о любви для детей (на стихи Нины Соловьевой). - М., 1999г.
9 . Сборник песен на английском языке. /Сост. Б.Б. Здоровова. - М.,
1990г.
10. Сборник песен на французском языке. - М., 1991г.
Репертуар 3 –го года обучения .
1. В кругу друзей: Сборник популярной музыки. – М., 1987г
2. Песни композитора Раймонта Паулса. – М.,1988г.
3. Песни композитора Максима Дунаевского. – М., 1990г.
4. Песни для детей исполнительницы Элины Чебан. - М., 2000г
5. Песни для всей семьи «Школьные годы». - М., 1987г.
6. Песни о любви для детей (на стихи Нины Соловьевой). - М., 1999г.
7. Сборник песен на английском языке. /Сост. Б.Б. Здоровова. - М.,
8. Сборник песен на французском языке. - М., 1991г.
9. Песни композитора Олега Газманова. - М., 2000г.
10. Песни композитора А. Пахмутовой. М., 1988г.
11. Песни Ливерпульской четверки «Beatles». - М., 1990г.
12. Сборник песен Игоря Николаева. – М., 2002г.
13. Сборник песен Игоря Крутого. – М., 2000г.
14. Сборник песен группы «Можайское шоссе». – М., 2
Репертуар 4- 5 года обучения .
Муз. Я. Дубравина Сл. В. Суслова « Верность».
Муз. А. Колкера Сл. В. Вербина « Чистота».
Муз. и сл. В Моцарта « Откуда приятный и нежный тот звон» .
Муз. Ю. Чичкова Сл. М. Пляцковского «Мама».
Муз. и сл. Ж. Колмагоровой « Возьмёмся за руки друзья».
Муз. Я. Дубравина Сл. В. Суслова « Вальс».
Муз. Л. Вихаревой Сл. С. Сон «Графиня тишина».
Муз. и Сл. Е. Сокольской « Зима».
Муз. и Сл. Т. Муриной «Баллада о матери».
Муз .М. Протасова Сл. В. Степанова « Сегодня Салют».
Муз. и сл.Е. Шмакова « Марш кадетов».
Муз. и сл. Е. Шмакова « Песенка о бабушке».
Муз. Л. Деревягина Сл. В. Степанова « Горница- узорница».
ГђЗаголовок 115