Разработка заданий базового и повышенного уровней для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 5 классе. Раздел «Фонетика и графика»
Разработка заданий базового и повышенного уровней для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.
Раздел «Фонетика и графика»
Базовый уровень
1.Планируемый результат: различать звуки и буквы __________________________________________________________________
Задание 1
Прочитай слова: вода, арбуз, точка
Запиши, сколько во всех трех словах
а) звуков [а] .................................
б) букв «а» .................................
__________________________________________________________________
Образец правильного ответа:
а) звуков [а]: 4, б) букв «а»: 3.
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: правильно определено количество звуков и букв.
__________________________________________________________________
Задание 2
Найди слово, написание которого не соответствует его произношению. Обведи номер ответа:
тон
дом
сбор
шум
__________________________________________________________________
Образец правильного ответа:
-32385195943) сбор.
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
2. Планируемый результат: уметь характеризовать заданный звук.
_________________________________________________________________
Задание 3
Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова яблоко. Обведи номер ответа. В слове яблоко:
второй гласный ударный,
первый звук гласный
первый звук мягкий согласный
второй звук твердый согласный
__________________________________________________________________
-60960340360Образец правильного ответа:
3) первый звук мягкий согласный.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
__________________________________________________________________
Задание 4
Отметь «х» слова, в которых все согласные звуки звонкие.
дрова
пир
адрес
вьюга
баран
резец
__________________________________________________________________
Образец правильного ответа:
2343151333500дрова
пир
22860023304500адрес
вьюга
209550889000баран
резец
Критерий достижения планируемого результата: выбрано хотя бы одно нужное слово, неверных выборов нет
Задание 5
В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведи номер ответа:
бал, пена, экран, филин
йогурт, дятел, лицо, стол
экскаватор, дерево, песня, вода
мешок, эскимо, собака, ветер
_________________________________________________________________
-41910428625Образец правильного ответа:
2) йогурт, дятел, лицо, стол
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
_________________________________________________________________
Повышенный уровень
Планируемый результат: уметь находить заданный звук.
Задание 1
Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы, полез с ним на берёзу. Мы начали трясти берёзу. Кот уронил колбасу. Она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.
Ответ: ..........................................................................................................................
_________________________________________________________________
Образец правильного ответа:
Этим, он, уронил, она, упала. и
Критерий достижения планируемого результата: записано не менее четырех нужных слов, ненужные слова не записаны.
________________________________________________________________
Планируемый результат: уметь находить и различать заданный звук.
Задание 2
Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова.
Слова: дробь, барабан, бетон, бумага, дуб, разбег.
Слова со звуком [б] Слова со звуком [б’]
__________________________________________________________________
Образец правильного ответа:
Слова со звуком [б] Слова со звуком [б’]
барабан бетон
бумага разбег
Критерий достижения планируемого результата: при распределении слов по
столбикам допущено не более одной ошибки.
Размышления и выводы
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания, лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием
Действия с предметным содержанием — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Неразрывная связь планируемых результатов с процессом их формирования, равно как и с оценкой, их достижения, требует уточнения и конкретизации обобщенных планируемых результатов — явного выделения и перечисления умений, характеризующих их достижение, а также иллюстрации на конкретных примерах возможных уровней освоения учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Действительно, выполняя практические задания обучающийся не повторяет действия, а как бы заново применяет имеющийся у него багаж знаний и умений для решения конкретной задачи, стоящей перед ним в этот момент. Например, для выполнения задания № 1 базового уровня обучающийся должен одновременно протранскрибировать 3 слова и посчитать звуки в каждом, далее сделать сравнение с количеством букв, которые он просто посчитает. При транскрипции ему необходимо помнить о том, что в слабой позиции звук [о] может звучать как звук [а]. Таким образом, вспомнить не только фонетику, но и орфоэпию.
При составлении заданий базового уровня необходимо учитывать, что эти задания должны выполняемы всеми учащихся, в противном случае тема по данному разделу усвоена не всеми, соответственно планируемые результаты не достигнуты. Так. например, дав задание 2 базового уровня, учитель может проследить усвоил ли обучающийся принцип озвончения/оглушения согласных.
Умение дать правильную характеристику звукам проверяется следующим заданием базового уровня. Ученику недостаточно сделать просто транскрипцию слова, но необходимо дать верную характеристику каждому звуку, для того, чтобы выбрать правильный ответ. Данное задание позволяет проследить как обучающийся усвоил и применяет познавательные УУД.
Задание 4 базового уровня также требует от учащегося умения характеризовать звуки нашей речи и из определенного количества слов выбрать верные варианты. Затруднения могут быть вызваны тем, что многие обучающиеся путают характеристику непарных по звонкости/глухости согласных звуков и данное задание помогает это проверить
Задание 5 базового уровня проверяет умение обучающегося одновременно выполнять в голове несколько мыслительных операций (ПУУД). К выполнению 5 задания учащийся уже устает, соответственно, концентрация внимания снижается, поэтому важна волевая регуляция.
Задания базового уровня необходимо выполнять всем учащимся, так как этот уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Так, например, в задании 1 повышенного уровня обучающийся работает с текстом, что требует от него повышенной концентрации внимания (большое количество слов), умения вычленять нужную информацию (одновременно находить и запоминать несколько слов), знания фонетического анализа слова.
В задании 2 повышенного уровня обучающийся одновременно анализирует фонетический состав слова, перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (заполняет таблицу) Ему необходимо не только применять полученные умения, но и объединять изученные способы действия.
Для получения информации об уровнях подготовки необходимо использовать задания разного уровня сложности по каждому планируемому результату, в связи с чем и разрабатываются задания на двух уровнях: базовом и повышенном.