Презентация по русскому языку на тему: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ-2015


ЕГЭ по русскому языку Схема анализа текста и написания сочинения * Напишите сочинение по исходному тексту. Сформулируйте (К1) и прокомментируйте одну из проблем (К2), поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования и подробного пересказа).Сформулируйте позицию автора (К3). Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт(К4). * Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку Итак, прежде всего следует прочитать исходный текст; учащийся делает это уже при выполнении предыдущих заданий однако, приступая к работе над частью С, лучше перечитать исходный текст еще раз * Текст по А.И.Куприну *Александр Иванович Куприн – русский писатель, автор рассказов, повестей, романов. * Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку Формулируем проблемы исходного текста в форме слова или словосочетания. *Каждый учащийся формулирует темы по-своему, это будет отражением степени проникновения в содержание исходного текста.Образец: … проблема памяти … проблема смысла жизни * Слово «проблема» обязательно должно прозвучать! * Примерный круг проблем 1.Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. 2. Проблема эгоизма, «черствого благоразумия». 3. Проблема взаимоотношения между людьми. 4. Проблема нравственного выбора человека. 5.Проблема семейного воспитания. * Оформляем 2-ой абзац сочинения! (К1) Формулировка одной из проблем, представленных автором в тексте:Автор рассматриваемого текста поставил перед нами проблему…В предложенном фрагменте (автор) ярко представлена проблема…Среди проблем предложенного текста наиболее важной , на мой взгляд, является проблема … * Комментируем* проблему, выявленную в тексте. При этом избегаем чрезмерного цитирования и подробного пересказа. *КОММЕНТАРИЙ – объяснение вашего видения проблемы*Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор. Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку * Оформляем 3-ой абзац сочинения! (К2) Автор заставляет задуматься…Проблема, поднятая автором, современна (актуальна как никогда, злободневна)…Данная проблема является нравственной, потому что касается морально-этических сторон в отношениях людей…Рассуждая над проблемой ..., (указываем автора) обращается ... (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передаём содержание текста, а не пересказ. * Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку 2. Формулируем* основную мысль (~позицию автора) исходного текста в форме предложения * Можно найти предложение, которое отражает авторскую позицию, в исходном тексте, но в случае затруднений следует формулировать основную мысль текста, опираясь на проблему. * Авторская позиция должна быть сформулирована по проблеме, обозначенной в К1 * * Примерный круг проблем Авторская позиция 1.Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. 1. Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, не думая, что сами могут оказаться в подобной ситуации и нуждаться в помощи. 2. Проблема эгоизма, «черствого благоразумия». 2. Превыше всего некоторые люди ставят собственное благополучие, забывая о высоких нравственных принципах. 3.Проблема взаимоотношений между людьми. 3. Взаимоотношения между людьми должны строиться на основе взаимопомощи, неравнодушного отношения друг к другу. 4. Проблема нравственного выбора человека. 4. Выбор человека обусловлен нравственными ценностями. Семья в рассказе превыше всего ставит собственное спокойствие, поэтому отказывает в помощи человеку, попавшему в беду. Точка зрения автора на выдвинутую им проблему обозначена прямо: «…»Автор мастерски убеждает нас в том, что…Вывод словно напрашивается сам собой: …Автор приводит читателя к мысли о том, что… * Оформляем 4-ой абзац сочинения! (К3)Позиция автора Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку 4. Формулируем тезис (мысль, которую будем доказывать); ищем два аргумента* * Аргументы предпочтительно связать с тезисом причинно-следственными отношениями («это так, потому что…») * Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку В качестве тезиса можно взять утверждение автора, согласившись, не согласившись или отчасти согласившись с ним. В то же время тезис не должен быть банальной, очевидной истиной: «проблема отцов и детей актуальна всегда»; «люди всегда будут делиться на сильных и слабых»; «природу надо любить и беречь» и т.д. * Оформляем 5-ой абзац сочинения! (К4)Собственное мнение по проблеме Я согласен с автором в том, что…Нельзя не согласиться с автором в том, что…Как не признать правоту автора…По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о… * Схема анализа исходного текста части С ЕГЭ по русскому языку Аргументация может опираться на читательский опыт, но должна быть связана с тезисом и исходным текстом. Мало упомянуть писателя и название его произведения: следует сравнить темы, образы исходного текста и произведения, на которое мы ссылаемся в качестве доказательства своей позиции. Второй аргумент – на основе жизненного опыта. * а) художественная литература;б) прессав) научно-популярная литература;Многие писатели затрагивали данную проблему в своих произведениях. На память приходит… Подобные примеры мы видим в жизни и на страницах книг. Давайте вспомним… Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ... Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. * Аргументы. Читательский опыт: Аргументы. Жизненный опыт: а)реальные факты из жизни окружающих;б)собственные наблюдения и выводы;Как часто приходится сталкиваться с ... Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...? Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ... К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)… * Формулировка одной из проблем, представленных автором в тексте Комментарии Позиция автора Формулировка личностной позиции к сформулированной автором текста проблеме Аргументы Автор рассматриваемого текста поставил перед нами проблему…В предложенном фрагменте ярко представлена проблема…Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,… Автор заставляет задуматься…Проблема, поднятая автором, современна…Эта…..проблема сегодня актуальна, как никогда… Точка зрения автора на выдвинутую им проблему обозначена прямо:…Автор мастерски убеждает нас в том, что…Вывод словно напрашивается сам собой: … Я согласен с автором в том, что…Нельзя не согласиться с авторомКак не признать правоту автора…По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о… Жизненный опыт:а)реальные факты из жизни окружающих;б)собственные наблюдения и выводы;Читательский опыт:а)художественная литература;б) прессав)научно-популярная литература;Давайте вместе вспомним…Многие писатели затрагивали данную проблему в своих произведениях. На память приходит…. * Вступление (1-й абзац) Именительный темыСхема приема:1) Запиши ключевое слово.2) Опиши круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.3) Сделай переход к проблеме исходного текста. Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…  * Ряд риторических вопросов как «мостик» к заявлению проблемы текста.Схема приема:1) Задай два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.2) Напиши, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора. Почему лед безразличия сковал людские сердца? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти… * Картина Схема приема:1) Запишите 3-4 назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.2) Сделайте переход к исходному тексту. Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в тексте… * Заключение (последний абзац) 1) Прочитав этот текст… Прочитав этот текст, становится понятно, что … 2) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. *