Методическая разработка по теме: «Деятельностные и компетентностно — ориентированные технологии в образовании младших школьников с нарушением интеллекта».


Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5»
Методическая разработка по теме:
«Деятельностные и компетентностно - ориентированные технологии в образовании младших школьников с нарушением интеллекта».
Автор-составитель
Светлана Владимировна Чуканова
учитель первой квалификационной категории
Хабаровск 2015
«Деятельностные и компетентностно - ориентированные технологии в образовании младших школьников с нарушением интеллекта».
Методологической основой ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью является системно - деятельностныйи дифференцированный подход, который предполагает (Пункт 1.10):
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно - практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством цели образования;
-признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
-признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью происходит в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации.
Стандарт диктует нам, что обучающийся на уроке выступает в роли не только пассивного слушателя, а вовлекается в активную деятельность. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управляя уроком, обеспечить включение обучающихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Деятельностный подход положен в основу практико-ориентированного обучения. Практическая сторона деятельности обеспечивается обширным арсеналом способов, приемов, операций и процедур, контролирующих осуществление этого преобразовательного процесса, а также соответствующими формами организации перечисленных параметров в виде технологий и техник интеллектуальной работы.
Содержанием обучения является содержание деятельности – ее формы организации, способы работы, рабочие операции и т.д.   В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.    Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа.  Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Учитель направляет ученика на выполнение деятельности, но не хаотичной (неосознанной), а планомерной. А для этого уже с первого класса мы обучаем ученика слушать учителя, понимать (анализировать), выполнять инструкции. Иными словами, обучение с точки зрения деятельностного подхода - это подготовка обучаемых к включению и участию в практической деятельности.
Успешность деятельности зависит от полноты ориентировки ученика на систему условий, которые должны быть учтены для правильного выполнения действия уже с первого раза. Значит, ориентировку надо специально организовывать, обеспечивая разумность и осознанность действия. Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.
При реализации технологии деятельностного метода в практике преподавания следует придерживаться системы дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данных принципов в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.
Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
Рассмотрим отличия компетентносного подхода к обучению и традиционного:
Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Основная формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, как»
Характер образовательного процесса Репродуктивный Продуктивный
Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

II. Практическая часть.
Практическая часть содержит опыт работы по данной теме учителя начальных классов, в котором раскрыта технология использования деятельностного и компетентностно – ориентированного подхода на уроках математики.
Уже с первого класса обучающиеся включаются в совместную деятельность с педагогом через различные исследования, где они учатся сравнивать предметы, делать выводы. В период пропедевтики, учитывая психологию младшего школьного возраста, предлагаю в своей работе использовать различные объёмные предметы. Например, разноцветная одноразовая посуда различная по размеру и глубине. Материалы, которые используются на уроках, представляются обучающимся с применением игровых технологий: сюрпризный момент, включение в урок сюжета из сказки. Разноцветная одноразовая посуда применяется при знакомстве со свойствами предметов: цвет, форма, размер (величина), глубина. Например, на урок пришла Маша, она рассказывает, о том, что побывала в гостях у медведей. Сказка «Три медведя». С детьми рассматриваем иллюстрацию Маша за столом. Вопросы:
-Что на столе? (тарелки, кружки) Как одним словом можно назвать все предметы на столе? Какая по размеру посуда? Давайте с вами поможем Маше накрыть на стол. Какие тарелки мы возьмём для Михайло Ивановича и Настасьи Потаповны, почему? Какую тарелку мы возьмём для маленького мишки? Машенька решила угостить медведей супом, но не знает, в какую тарелку налить, в глубокую или плоскую? На таком уроке дети получаю жизненные компетенции, отвечают на вопрос, почему жидкость наливают в глубокую посуду, а не в плоскую.
При изучении другой темы «Сравнение двух предметов по массе (весу)», используются две небольшие коробочки, одинаковые по величине, но разные по цвету. Проводится исследование, можно ли определить вес, рассматривая предметы, но не брать их в руки. Одинаковые ли коробочки по размеру, чем отличаются? А одинаковы ли коробочки по массе? Как это можно определить? Самый простой способ взять в руки. Дальше предложить ученикам поиграть в игру, закрыть коробочки от глаз детей, и в одну коробочку положить груз. Провести испытание, а сейчас коробочки одинаково весят? Дети ответят, что одинаково весят, потому, что они одинаковые по размеру. А как мы можем определить массу? На следующем уроке для сравнения массы используются две маленьких одинаковых коробочки и одна большая. В маленькой коробочке лежит груз. Учащимся задаётся проблемный вопрос, какая коробка тяжелее? Дети отвечают, что большая коробка? Почему? Потому, что она больше по размеру. Предлагаем ученикам проверить. Делаем вывод, что масса предмета не зависит от размера предмета.
При изучении темы «Сравнение предметов по совокупности» используются небольшие пластмассовые мячи разных цветов. Сколько красных мячиков, сколько синих мячиков. Красных мячиков больше, чем синих. В дальнейшем эти мячи используются при знакомстве с числом, при закреплении вычислительных навыков.
Так же проводятся различные дидактические игры, игры с движением. Например, во время изучения темы: «Временные представления », знакомим с картинками «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». В дальнейшем вводятся упражнения: «Утро»- руки перед собой, «День» - руки вверх, «Вечер» - руки в стороны, «Ночь» - руки вниз. Затем проводится игра на внимание, детям показывается картинка, они показывают движение.
Во время проведения физкультурных минуток, проводится игра на внимание. Цель этой игры: воспитание умения внимательно слушать учителя, выполнять команды учителя. Ход игры: Учитель знакомит учеников с командами и выполняет движения. Например: руки вверх, вниз, в стороны, перед собой и так повторяют несколько раз. Дальше учитель предупреждает, что ученики должны выполнять, те движения, которые проговаривает. А показывать он будет другие движения.
Во время проведения физкультурных минуток проводятся игры на внимание со звуковыми сигналами: сколько раз хлопну, столько раз присядете, подпрыгните. Потом можно усложнить: присядете на два раза больше, подпрыгните на один раз меньше…
Для обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста, основной доступной деятельностью является предметно – практическая, поэтому на уроках применяется разнообразный раздаточный материал.
1. Например, такая карточка. Для её изготовления понадобится плотный лист бумаги, формата А 4, сверху отступить 10 см., провести перпендикулярную линию, поделить лист пополам. Вот несколько способов работы с ней.
- Знакомство с новой цифрой (слева выложить 3квадрата, справа 1 круг)
- Знакомство с составом числа (наверху карточка с цифрой 4, слева 2 квадрата, справа 2 круга).
-Закрепление знания состава числа: (наверху карточка с цифрой 6, слева карточки с цифрой нет, справа цифра 1.Какая цифра пропущена?).
-Создание проблемной ситуации: живёт ли в этом домике число 7? Соответствует ли количество геометрических фигур - числу? Что нужно сделать, чтобы в домике жило число 7?
2. Использование различных перфокарт.
3. Разрядные таблицы.
4. Подвижные цифры.
При работе с подвижными цифрами задействованы сенсорные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). При такой деятельности обучающиеся запоминают образ цифры, знакомятся с числовым рядом, местом цифры в числовом ряду. При работе с подвижными цифрами каждый обучающийся вовлечён в практическую деятельность, можно провести диагностику знаний (какой обучающийся усвоил материал, а кому то требуется дополнительная помощь). Вырабатывается умение слушать инструкции учителя. Слушание тоже является деятельностью, которая приводит к умению проанализировать услышанное и выполнить какое-либо действие самостоятельно.
5.Создание на уроке проблемных ситуаций. В технологии деятельностного подхода обучающиеся «открывают» знания сами в процессе самостоятельной деятельности, а учитель только организует работу учеников. Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Для этого можно использовать ребусы, шифровки, пиктограммы.
6.. Использование пособия «Нумикон».
Нумикон – это и методика, и набор наглядного материала, которые были придуманы в Великобритании в 1996-1998 годах, чтобы облегчить для детей изучение арифметики.
Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны обучающихся – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая, и способность распознавать паттерны (от англ. pattern, - образец, шаблон), то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях. 
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. 
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить с соответствующими числами.
Структурированные объекты воспринимаются человеком и особенно ребенком гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели группу кругов, разбросанных, как попало (рис. 1), можете ли вы, не пересчитывая, сказать сколько их? А если круги расположены в системе (рис.2), вы сразу видите, что их восемь.
 
 
рис. 1                  рис. 2
В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ –  представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. 
С  формами Нумикона  можно увлекательно играть.  Ребёнок может доставать  их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и  количеством.
Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.
   Чётные числа представлены в Нумиконе прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Выстраивая на доске  штырьки Нумикона одновременно двумя руками, ребёнок может заметить, что, если последний штырёк остался один (вторая рука свободна) – число штырьков нечётное, если же и на последнем ходу заняты обе руки – получается чётное число.
Накладывая две формы Нумикона друг на друга, ребёнок получает преставление о сравнении чисел по величине, впоследствии может определить, на сколько одно число больше или меньше другого. 
Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идёт в пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании. С помощью Нумикона можно наглядно показать детям образование чисел второго и последующих десятков, дети могут сами строить плоскостные и объёмные модели этих чисел, оперировать с ними. Например, чтобы к 7 прибавить 5, ребёнок пристраивает на плоскости последовательно («в длину»)  форму 5 к форме 7 так, чтобы между ними не было зазоров, накладывает сверху форму10 и видит, что после неё осталось ещё 2  (можно наложить ещё форму 2) –получилось двенадцать. Таким способом дети решают примеры с переходом через десяток и могут складывать числа в пределах сотни.
Таким образом, деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности обучающегося.