Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.
Lesson Planner Template
Предмет: Язык и литератураКласс: 10 класс Юнит: Культура серебряного века Подраздел: А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Историко-культурный контекст. Учитель: Стасишина В.Г. СодержаниеПонятияВопросДеятельность: Ресурсыисследования- На уроке учащиеся через работу с аудиоматериалом, статьей из периодической печати рассмотривают контекст создания, жанровые особенности произведения А.А. Ахматовой «Реквием». Раздел «КультураТворчество – КонцептуальныйВведение (побуждение учащихся к учебной деятельности). 1.А.А. Ахматова поэмасеребряногоключеваявопрос: На данном этапе учащимся предлагается прослушать аудиоматериал: поэму«Реквием» века», тема урокаконцепция- Каким образом«Реквием» в исполнении автора -А.А. Ахматовой (только «Предисловие», 00.03 – 2. АудиоматериалЖанр – 00.10) «Предисловие» из поэмы«А.А. Ахматова. даты создания и родственноеhttp://rutube.ru/video/2de18777a4c239a8d0422ef2bb0323e3/ (вид дифференциацииА.А. Ахматовой «Реквием» Поэмапубликации поэмыпонятиеусложнение в плане восприятия материала) (00.03 – 00.10 могут служить«Реквием». После прослушивания беседа: 3. Презентация по темехарактеристикойИсторико- - Назвать произведение и автора? (А.А. Ахматова «Реквием») урока. Данныеэпохи А.А. культурныйпонятия поАхматовой? - Определить исполнителя данного произведения? 4. Статья «Ежовщина» контекст». курсу «Язык(видПосле беседы учащимся создаются условия для самостоятельного определения темы gazeta.aif.ru › все издания › На урокеи дифференциацииурока, цели и навыков (через актуализацию знаний прошлого урока,АиФ на Енисее › 45 (517) учащиеся черезлитература» усложнение) прогнозирование). Инструкция (для учителя). работу с в МУР Данный вопросаудиоматериаломрассматриварассматривается при1. Подготовить и предоставить на урок аудиоматериал «Предисловие» из поэмы ,статьей изются прианализе контекста«Реквием» А. Ахматовой (00.03 – 00.10), создать учащимся условия дляпериодическойанализесоздания поэмы. определения темы и цели урока, навыки, над которыми будет вестись работа напечатиконтекстауроке. 2. Работа с произведением А.А. Ахматовой «Реквием»: создать условия для того, рассмотрятпоэмы: чтобы обратить внимание учеников на время создания «Вместо предисловия», его контекстучащиесяроль для произведения, беседа: создания поэмы, определяют- Какое это было время? определятьжанровые- Какие строчки из «Вместо предисловия» подтверждают, что было «страшное жанровыеособенностивремя»? особенностипроизведения3. Рассмотрение контекста создания произведения (презентация учителя, запись визучаемого, как (черезтетрадь): произведения. какой вид1934 г. - первые наброски «Реквиема». искусства) Навыки: поэтессас 1935-1940 гг. – создание поэмы1957 г. - «Вместо Предисловия» На уроке ведетсяизображает1961г. – Эпиграфработа поособенностиОбратить внимание учащихся на следующий факт: формированиюсвоего1950 г. – записать поэмы (долгое время произведение существовало только в памятинавыков: времени, А.А. Ахматовой и ее друзей)- работы с почему ею1988 г. первая публикация (через 22 года после смерти поэта). различнымивыбран- Почему? (Рассмотрение концептуального вопроса: источниками; именно этот- Каким образом даты создания и публикации поэмы могут служить характеристикой - работы в жанр. эпохи А.А. Ахматовой?, вид дифференциации усложнение). группе; 4. Работа со статьей "Ежовщина" (вид дифференциации усложнение, умение работать- составлятьс несколькими источниками) фактические, Вначале, в течение 5 минут, учащиеся читают статью самостоятельно. концептуальныеЗатем они обсуждают содержание статьи в группе (3 группы). и дискуссионныеИтогом обсуждения является составление по текстам (поэмы и публицистической вопросы. статьи) фактического, дискуссионного и концептуального вопросов (данные вопросы оформляются на лепестках от цветка, актуализация знаний по теме «Вопросы исследования»). 5. Презентация работ. Перед презентацией учащиеся отвечают на вопрос: Что ими было рассмотрено? (контекст поэмы, данное слово пишется в сердцевине цветка) 1. Группы презентуют свою работу: ими задаются вопросы, на которые отвечают слушающие. 2. Во время выступления групп учащиеся индивидуально оценивают качество вопроса по 5балльной шкале в тетради. По окончании презентации делается вывод об историко-культурном аспекте поэмы, актуализация ключевого понятия «творчество» и родственного «жанр», учащиеся делают вывод, почему жанр произведения – поэма, определяют тему произведения. 6. Рефлексия деятельности: Учащиеся в группах выставляют общие оценки за составленные вопросы (данные оформляются на доске), им предлагается заполнить листы с записью «Даннаяработа…», «Рекомендации…». Выбирается лучший вопрос (концептуальный и дискуссионный). - Что у вас получилось хорошо? - Составление каких вопросов у вас вызвало затруднение, почему? - Чему способствует данная работа? - Над чем вам надо поработать? Деятельность (ученик):
Учащиеся, прослушав аудиоматериал, определят тему, цель урока, назовут навыки, над которыми ведется работа.
При работе с главой из поэмы «Вместо предисловия» определят его роль, охарактеризуют время, изображенное в поэме, свою точку зрения подкрепят цитами из текста.
При рассмотрении контекста создания поэмы «Реквием» ответят на концептуальный вопрос «Каким образом даты создания и публикации поэмы могут охарактеризовать особенности эпохи А.А. Ахматовой?, вид дифференциации усложнение.
Работая в группе, составят по поэме «Реквием» и публицистической статьи «Ежовщина» фактические, дискуссионные и концептуальные вопросы.
Презентуют свою работу, дадут оценку составленным вопросам, сделают вывод об историко-культурном аспекте поэмы, определят, почему поэтессой был выбран жанр для произведения – поэма).
Рефлексия. Подведут итоги по работе на уроке:
Данная работа…, рекомендации….
Выберут лучший вопрос (концептуальный и дискуссионный)
Роль глобального контекста: «Глобализация и устойчивое развитие». Планируется, что данный глобальный контекст будет рассмотрен через работу анализ контекста поэмы и работу с публицистической статьей «Ежовщина». Учащимся создаются условия для определения сферы использования, как жанр произведения способствует отображению времени в поэме и раскрытию авторского замысла.
Цели IB:
(согласно руководству по языку А)
Задача В: Организация
II. последовательно и логически излагать мнения и идеи
Методы дифференциации: Дифференция прослеживается в моделях преподавания и обучения.
1.Усложнение: данный вид дифференцации используется при рассмотрении концептуального вопроса - Каким образом даты создания и публикации поэмы могут охарактеризовать особенности эпохи А.А. Ахматовой?
2. Усложение в плане восприятия материала: учащимся предлагается, прослушав аудиоматериал (Предисловие» из поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой , 00.03 – 00.10), определить тему и цели урока, навыки, над которыми будет вестись работа на уроке.
3. Усложнение: данный вид дифференцации при работе с публицистической статьей «Ежовщина» (,умение работать с несколькими источниками)
Подходы к обучению:работать с различными источниками, в группе, составлять фактические, концептуальные и дискуссионные вопросы Описание оценивания: на данном уроке будет вестись работа по отработке навыков составления фактических, концептуальных и дискуссионных вопросов.
Домашнее задание: полностью прочитать поэму А.А. Ахматовой «Реквием».