Урок литературы по теме А.А.Ахматова. Поэма Реквием
МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А.Е. Черникова Белгородского района Белгородской области»
Урок - сотрудничество
Литература 11 класс
Тема: «А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».Трагедия поэта и народа»
Учитель: Красникова В.А.
Урок провели: ученицы 11 класса
Фалометова Ольга и Щетинина Ксения
2014
Цели:1) Познакомить учащихся с поэмой А. А. Ахматовой «Реквием».2) Выяснить связь произведения с историческими событиями в стране.3) Совершенствовать умение учеников анализировать поэтический текст.4) Воспитывать патриотизм, мужество, человеческое достоинство.
Оборудование: 1)Презентация по теме урока2)Выставка книг «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок мы посвятим поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Тема нашего урока: «Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы» (слайд 1)
Девиз нашего урока:»Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью был...»А.Ахматова.
Записать в тетрадь. Строки эпиграфа «Реквиема» (слайд2)
2.Проверка домашнего задания.
Сегодня мы познакомимся с одной из знаменитых поэм Анны Ахматовой «Реквием». Перед тем, как ознакомиться с текстом поэмы, обсудить ее, хотелось бы послушать другие произведения поэтессы, а именно «Я не знаю, ты жив или умер…», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень, как вдова…» (слайд3)
3.Повторение. Что вы помните из прошлых уроков литературы об Анне Ахматовой?
Поэтесса родилась в семье отставного флотского инженера-механика. Ее настоящая фамилия – Горенко. Но, выступив со стихами в печати, она избрала себе псевдоним – Ахматова. Это была фамилия ее прабабушки по материнской линии, род которой происходил от хана Золотой Орды Ахмата, жившего в 15 веке. Теперь обратимся непосредственно к поэме(слайд 4)
4.Для начала выясним, что же обозначает слово «Реквием»?
Словарь.
Реквием - ( от лат. «(на) упокой») – заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви(слайд 5)
5.Музыка на уроке. Существует множество произведений с таким названием, как литературных, так и музыкальных. Всем нам известно музыкальное произведение Вольфганга Моцарта «Реквием»А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны (слайд 6, включить музыку)
6.Теперь поговорим немного об истории написания поэмы и ее композиции.
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был бы переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть(слайды 7, 8)
7.«Реквием» складывался постепенно. Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».
Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).
После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», глава, состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.
Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов мужа и сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.
- Подумайте, как это можно объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)
8.Работа с текстом поэмы.Теперь, когда мы познакомились с композицией произведения, можно поговорить о его содержании.
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это ... описать».- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?
Следующая часть поэмы «Посвящение».- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
- А теперь подумайте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
- Итак, кому же посвящается поэма?(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
Обратимся к вступлению:
- Какая Родина изображена у А. Ахматовой? (читаем «Вступление»)(Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
Переходим к 1 главе.- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?- Почему А. Ахматова обращается к истории, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
Обратите внимание на экран. Это картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. На ней, помимо приговоренных стрельцов, мы видим лица плачущих жен и детей.
Обращение к образу стрелецкой женки помогает Ахматовой связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы.Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?- Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и в поисках спасения видит себя глазами «месяца» -как бы из другого мира.
Читаем IV главу.- Что происходит с героиней?(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности героини.)Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались... Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.
Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»....(... Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию)
Вернемся к теме нашего урока.
- Прочтите название X главы. С чем оно связано?- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?(Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа). Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.
Обратимся к эпилогу.Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах - это мужики и сыновья; другая - в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины- поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:(читаем со слов) А если когда-нибудь в этой стране...Эпиграф написан в 1961 году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы вполголоса. Так говорят на похоронах и поминках.
9.Обобщение:1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».2. Именно им «невольным подругам... двух осатанелых...» посвящается поэма «Реквием».3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
Вопросы и задания
Кому посвящена поэма «Реквием»?
Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворений, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием?
Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
Какую роль в поэме сыграли средства художественной выразительности? Приведите примеры.
Д/з: выучить отрывок из поэмы наизусть (по выбору уч-ся)
Сочинение-размышление по теме: «Евангельские мотивы и образы в поэме «Реквием», их роль в произведении»
Урок-сотрудничество способствует активной работе старшеклассников совместно с учителем по выработке навыков самостоятельного анализа художественных произведений. Учащиеся совершенствуют умения планировать учебную деятельность, отбирать для урока необходимый материал, организовывать урочную работу одноклассников, приобретают опыт проведения мероприятий.