«Основные пути развития системы патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время»
«Основные пути развития системы патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время»
Учитель начальных классов,
руководитель
МО начальных классов
Н.И.Сергеева2014г.
«Основные пути развития системы патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время»
Воспитание молодого поколения – всегда нелегкий процесс, и сегодня тем более. Усложняется сам процесс воспитания. Утверждения психологов и педагогов о том, что в настоящее время многие люди страдают душевным сиротством, особенно молодёжь и дети, подтверждаются поведением и поступками подрастающего поколения. Поэтому перед нами учителями стоит серьёзная задача раскрыть души наших воспитанников, помочь им выйти из сложившейся ситуации.
Обратимся к словам из книги В.А.Сухомлинского “Как воспитать настоящего человека”:
“Чувствование прекрасного, вносит в юную душу утонченную способность откликаться на призыв, быть мужественным и великодушным, добрым и сердечным. Человек не может стать воспитуемым, если в годы детства он не восторгается красотой духа человеческого. Изумление человеком — вот что должно стать основой школьного воспитания»
Каковы же пути развития системы патриотического воспитания учащихся начальной школы?
Это, прежде всего:
- продолжение и расширение работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов по гражданско-патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности проводимых мероприятий;
- участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, имеющих отношение к гражданско-патриотическому воспитанию;
- организация сотрудничества педагогов школы и педагогов дополнительных образований, сотрудников музеев и библиотек;
- изучение и обобщение передового опыта работы в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы педагогов.
1 сентября 2013 года в школах Росси были проведены уроки, посвященные 20 летию конституции РФ. В начальных классах поведены видео-уроки « 20 лет конституции РФ»
Наш край богат природой и патриотами своей Родины. Это наши герои-земляки: Алексеенко Сергей Владимирович, Семенов Вадим Иванович - герои афганцы и Мирошниченко Сергей Анатольевич, участник чеченской войны – выпускники нашей школы. Учащиеся самостоятельно готовят материал о героях-земляках и в рамках проектной деятельности знакомят с ним одноклассников.
9 мая весь народ отмечает великий праздник - День Победы, победу советского народа в Великой Отечественной войне. Мы не забываем об этой дате, узнаем об ужасах этой кровавой и жестокой войны, чтим память погибшим, проводим встречи с участниками Великой Отечественной войны.
Проект “Маленькие герои большой войны”2013г. завершился участием в районном конкурсе проектов Мехарева Никиты и выходом в НОО. Также в феврале 2014г.был проведен конкурс проектов «Моя малая родина», победителем стал проект «Православная история города Зеленокумска» Гоженко Владислава, который принял участие в районном конкурсе и выходит в НОО. С чувством гордости и глубокого уважения к ним ребята занимались данными проектами.
Ежемесячно в начальной школе работает Единая Дружная Семейка - где отражаются все направления воспитательной работы.
Ко дню города Зеленокумска в начальной школе был проведен фото - конкурс: «Зеленокумск 10» где голосованием учащихся были выбраны 10 самых лучших уголков нашего городка. Также проведен конкурс сочинений «Мой любимый уголок».
Ежегодно в январе проведятся часы общения на тему «Освобождение г.Зеленокумска от фашистских захватчиков», «Блокада Ленинграда»
Май 2014г.объявлен месячником «Памятных дат», с5-10 будет проведена неделя истории. Выпущена газета «О мужестве, о чести, о славе». Также по плану воспитательной работы будет проведен конкурс рисунков «Не забыть нам этой даты».
Запланированы экскурсии в краеведческий музей, в зал боевой славы нашей школы. Посещая районный историко-краеведческий музей г.Зеленокумска , мы ближе знакомимся с историей нашего края, с трудом крестьянина, узнаём какую помощь оказывали дети.
Во внеурочной учебной деятельности изучается курс « Истоки возрождения» филиалом учащихся начальной школы.
Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, совместная работа с учителями музыки и физкультуры. Введение регионального компонента на этих предметах.
Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы, Родине, дружбе.
Развитию гражданственности и патриотизма, формированию у детей общечеловеческих ценностей помогают и уроки окружающего мира, литературного чтения.
Так, изучая предмет “Окружающий мир”, в первом-втором классах на уроках больше проводим очные экскурсии “Вот и осень пришла”, “Как из зерна получилась булка”, “Ноябрь - зиме родной брат” и заочные, используя презентации, “Наша страна-Россия”, “Жизнь животных зимой”, “День космонавтики” и другие. Знакомясь с государственными символами России, с Конституцией Российской Федерации, с государственным устройством нашей страны, проводим игру: “Имею право”
В третьем – четвёртых классах, изучая предлагаемый материал, мы с ребятами так же проводим экскурсии и уделяем большое внимание проектной деятельности. Изучая историю нашего государства и края, на уроках окружающего мира и во внеурочное время, совместно с библиотекой, районным и школьным музеями, мы говорим о том, как трудились наши предки, как нашу страну называли в разные времена, кто правил нашим государством, какой вклад внесли наши правители и народ в развитие и процветание государства, нашего края. Реализация патриотического воспитания через внедрение регионального компонента на уроках окружающего мира в 4 классе: тема ВОВ ; «О подвигах, о славе, Зеленокумске»
Изучаются отдельные темы в рамках ОРК и СЭ.
Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Только человек, уважающий себя, способен несмотря ни на что любить свою Родину.
Уроки литературного чтения так же помогают воспитать гражданина, патриота своей Родины. Региональный компонент на уроках лит чтения: «Жизнь замечательных людей нашего региона» Уже с первых уроков чтения учитель стремится привить любовь к книге – великому чуду, вобравшему в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.
Мы часто говорим: “Книга - это открытие мира”. Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и поступки ребёнка.
“Красота спасёт мир”, - сказал мудрейший писатель России Фёдор Михайлович Достоевский, спасёт от духовной нищеты, невежества, жестокости насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлёстывающей всё вокруг. Как “напоить” душу ребёнка целительным бальзамом красоты, открыть глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьей стаи, шелест листвы, всем тем, что повседневно, буднично нас окружает?
Это ежедневная задача учителя. Через сказки, через произведения русских классиков и современных писателей, через детскую литературу – высокое искусство, имеющее свою специфику, историю, свои вершинные достижения.
Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Патриотическое воспитание является продолжением в среднем и старшем звене школы. Одним из результатов этой работы являются победители районного конкурса сочинений «Мы помним о вас, мы гордимся вами» Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию помогает нам воспитать настоящего гражданина.
Мы убеждены, что гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Это сегодня звучит актуально.
Выводы и рекомендации
1. Учителям-предметникам разработать серию уроков, рабочие программы по учебным дисциплинам, внеклассные воспитательные мероприятия по реализации программы развития школы на параллелях 1-11 классов в 2014-2015 учебном году.
2. Классным руководителям разнообразить и активизировать работу с классными коллективами по патриотическому воспитанию. Больше проводить встреч с интересными людьми города, экскурсии на предприятия и в организации города.
3. Принимать активное участие во всех патриотических акциях города.
4. Активизировать работу в муниципальных НПК по защите рефератов, проектов, методических разработок обучающихся и учителей школы на патриотические темы. Ответственные: Мацина О.Н. зам. директора по УВР; руководители ШМО.