Методическая разработка занятия по литературе А.А. Ахматова. Личные и общественные темы в лирике. Своеобразие лирики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Методическая разработка
открытого занятия по литературе
«А.А. Ахматова. Личные и общественные темы в лирике. Своеобразие лирики»
преподавателя русского языка и литературы
Л.И. Ледянкиной1739265348615
Арзамас
Введение
Урок литературы особенный. На нем студенты должны познакомиться с творчеством писателей и поэтов, их художественным миром, понять литературное достоинство произведений, разобраться в общественно-политической не той или иной эпохи, аргументировать свою точку зрения, подготовиться к аналитической работе не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. А главное – приобщиться к прекрасному, заложить основы художественного вкуса и духовной нравственности. Осуществить все это сложно, т.к. программа включает большое количество писателей и поэтов, а часов на их изучение отводится мало.
Поэтесса А.Ахматова не исключение. Всего два часа дается на изучение ее жизни и творчества. Ахматова жила в сложное для нашей страны время, которое безжалостно отразилось на судьбе талантливой женщины: в начале творческого пути она была востребована, купалась в лучах славы, в середине же и в конце творческого пути забыта. Студенты должны почувствовать драму женской души, ее переживания, для этого необходимо рассмотреть хотя бы несколько шедевров ахматовской лирики.
Решить эту задачу можно, по-моему мнению, использовав разные методические приемы: рассказ преподавателя, выразительное чтение стихотворений, театральная иллюстрация, анализ, презентация… И важно, чтобы материал урока сочетал в себе личное и общественное, т.е. жизнь, творчество поэта и жизнь страны. Тогда студенты поймут подлинный смысл жизни человека, будет дан старт для развития личности.
Проект
открытого занятия по литературе
Преподаватель: Ледянкина Л.И.
Дата: 23.10.2015
Группа: 14-27БУХ
Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Тема: А.А. Ахматова. Личные и общественные темы в лирике. Своеобразие лирики.
Вид занятия: урок развивающего обучения
Тип занятия: усвоение новых знаний
Технология: личностно ориентированная с методом театральной иллюстрации
Цели:
Создать условия для углубленного понимания духовных ценностей поэта и его художественного мира, отраженного в лирике
Способствовать осмыслению мировосприятия через развитие умений:
- определять авторский замысел;
- обобщать информацию и соотносить её с реальной действительностью;
- устанавливать взаимосвязь сюжетно – композиционного единства с жизнью поэта;
- выполнять элементы исследовательской работы.
3. Способствовать воспитанию нравственных качеств, художественного вкуса студентов, их творческих возможностей.
Межпредметные связи: история, обществознание, информатика.
Описание исходного уровня компетенций студентов для изучения этой темы.
Студенты владеют программным материалом.
Знают:
- особенности поэтической речи;
- алгоритм анализа стихотворения.
Умеют:
- выразительно читать стихотворение;
- определять тему, идею стихотворения.
На основе исходных компетенций студент должен знать:
- наизусть одно стихотворение;
- художественный мир поэта;
- идейно – тематические особенности лирики.
Уметь:
- выразительно читать стихотворение;
- передавать художественный мир поэта;
- определять авторский замысел.
Средства обучения:
Материальные:
- мультимедийная установка;
- тексты стихотворений;
- презентации.
Идеальные:
- вступительное слово преподавателя;
- таблица;
- речь студентов;
- чтение стихотворений;
- театральная иллюстрация.
Результат:
Норма Способности
Определение духовных ценностей А. Ахматовой
Определение отношения поэта к жизни России
Выделение общих понятий
Предметная рефлексия Сравнение ценностей на разных этапах жизни
Синтез русского национального самосознания
Сопоставление понятий художественное воображение
Оценка мировоззрения, самоопределение и аргументация
Структура урока
I этап – организационно-мотивационный
Выделение личностного смыслового объекта изучения:
- использован социальный опыт студентов (анкетирование);
- объект изучения включен в широкий культурный аспект.
Актуализируются необходимые знания для понимания.
II этап – деятельностныйПредъявляется познавательная задача:
- определение личностных и общественных тем в лирике;
- доказательства соблюдения нравственного принципа.
2. Выделяется личностный объект способов изучения:
- Театральная зарисовка («Сплетники об Ахматовой»; «Автобиография»; «Разоблачение Жданова»);
- чтение и интерпретация стихотворений;
-заполнение таблицы;
- историческая справка;
- презентации для удержания в долговременной памяти;
3. Задача решается студентами индивидуально, парно, по возможности коллективно.
4. Делается общий вывод об изученном объекте (субъекте).
III – этап рефлексивно-оценочный
1.Выделяется мировоззренческое значение полученного знания.
2. При наличии спорных суждений приводятся обоснования.
3. Оценивание проводится исходя из дидактических задач.
IV - Домашнее задание
1.Выучить наизусть стихотворение «Родная земля».
2.Написать миниатюру «Жизненное кредо А.Ахматовой».
Андреевна Ахматова
1889 – 1966
Личные и общественные темы в лирике. Своеобразие лирики.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был.
А. Ахматова
1. Организационно-мотивационный этап.
Жизнь каждого человека – это миг во Вселенной, поэтому перед каждым человеком всегда стоит вопрос о смысле жизни. Как прожить свою жизнь: для себя, замкнуться в своих мелких желаниях и потребностях или жить, творя добро на благо другим? Жизнь коротка, и прожить ее нужно так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не было потом стыдно за совершенные какие-то ошибки, проступки, я уже не говорю о преступлениях. Во всяком случае, жизнь человека нельзя рассматривать в отрыве от других людей, т.е. от общества. Не только личное, но и общественное должно определять ценность человеческой жизни. Согласны вы со мной? Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов.
В русской литературе много писателей и поэтов, которые прожили трудную жизнь, но они всегда старались быть на нравственной высоте, не совершать того, за что бы впоследствии пришлось раскаиваться. Изменить своим нравственным принципам – значит изменить себе, Родине. Этого нельзя допустить! Эти слова были жизненным кредо А.А.Ахматовой. Этот жизненный тезис мы попытаемся доказать на уроке.
Выбегают 2-3 человека – сплетники и ведут разговор.
- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!
- Правильно, они давно исписались.
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
- Да вы правы, соцреализмом там не пахнет.
- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь пишет.
- Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…
- Какая-то странная фамилия.
- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
II – Деятельностный этап
Выходит студентка в роли Ахматовой и рассказывает свою биографию.
Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой», Эйфелевой башней. В то лето Париж праздновал 100-летие падения Бастилии – 1889, а в ночь моего рождения справлялась знаменитая древняя Иванова ночь – 23 июня. Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я сделала своим литературным именем… Годовалым ребенком я была перевезена из Одессы в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Каждое лето проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1905 году мои родители расстались, мама с детьми уехала на юг. Год жили в Евпатории, потом в Киеве. Здесь закончила гимназию в 1907 году. 2 года училась на Юридическом факультете, но охладела к юриспруденции. В 1910 году вышла замуж за Гумилева. В 1912 г. родился мой единственный сын Лев и в этом же году вышел первый сборник стихов «Вечер». Я очень счастлива. Пишу о том, что происходит со мной, о своих переживаниях, о любви, о повседневной жизни.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Ненасытные взгляды твои. (1913 г.)
Как же не быть безмятежно счастливой? Ведь время, когда начала писать Ахматова, было на редкость богато в истории русской поэзии. Это время вошло в историю нашей культуры как серебряный век.
- Вспомним громкие имена: А.Блок, В.Брюсов, Б.Пастернак… Чего стоит одна фигура В.Маяковского. Н.Гумилев, О.Мандельштам… Поэты дружили, несмотря на поэтические разногласия: символизм, акмеизм, футуризм.
Ахматова посвящает много стихов Блоку, Мандельштаму. Но я хочу сейчас сказать о философской мудрости молодой женщины, поэтессы. В 22,5 года она написала стихотворение «Я научилась просто, мудро жить».
1.Какие слова вы бы назвали главными в стих.?
( молиться Богу, бродить по окрестностям, общаться с котом, чувствовать тишину)
2. Отсюда вытекает авторский замысел: тема – размышления о жизни;
Идея – жизнь – это божий дар, ценить нужно ее, несмотря на повседневную суету.
Стихи, сборник Личное Общественное Своеобразие
«Я научилась просто, мудро жить», «Четки» 1912 г. Размышление о своей жизни Бытовые детали приобретают философский смысл
Человек не может жить только для себя. Личное счастье не может длиться вечно, т.к. человек – существо общественное. Жить в обществе, не реагируя на изменения в нем, нельзя. Вы изучаете дисциплину «Обществознание», там конкретно рассматриваются вопросы взаимосвязи человека и общества. А на уроках литературы мы изучаем творчество великих людей и понимаем, что высший смысл для них – это жить в едином порыве со страной, откликаться на все события, которые происходят в ней.
Началом крушения личного счастья Ахматовой и исторического крушения для нее и для ее современников стала первая мировая война. Ушел на фронт ее муж Н.Гумилев и друзья-поэты. Будущее подернулось плотной завесой, а настоящее было страшно. В стихотворении «Июль 1914» поэтесса предчувствует трагедию своей страны».
Судьба русской земли, России становится центром ахматовской скорби. Картины войны даются через скупые зарисовки пожарищ, плач вдов, окровавленная земля.
Обратимся к книге «Anno Domini”(1922) «Все расхищено, предано, продано».
«Все расхищено, предано, продано», «Anno Domini”, 1921 г. Ушел на войну муж Н.Гумилев Первая мировая война, война – национальное бедствие Скупые реалистические зарисовки на фоне метафор
Прочитайте и ответьте на 2 вопроса: 1.Как показана война, с чем ассоциируется ее образ. 2. Как изменилась ахматовская Муза, в чем ее своеобразие? ( Война – это нищета, голод, смерть. Это национальное бедствие, трагедия для всего народа. Особенность в том, что она заявляет о себе не как «Я», а от лица всего поколения, чувствуем голос протеста, «МЫ».
Стихотворения этого периода имеют фольклорные жанровые особенности: плач, причитания, песня, молитва. Обратимся к одному из них – Молитва»(1915, Духов день).
Началась революция. Не всем русским интеллигентам она была ясна, не все понимали значимость переустройства. Многие покинули Россию. Ахматова осталась. Осталась потому, что вне России не мыслила своей жизни. Любовь к России была главной силой, определявшей ее отношение к России. Она не знала, какие испытания готовит ей судьба, но никакие расчеты не принимались во внимание, ничто не могло помочь ей понять тех, кто оказался по другую сторону границы. Непреклонным оставалось убеждение, что нигде не найдет она рая вне родной земли. Еще в 1917 году в книге «Белая стая» она написала:
Мне голос был. Он звал утешно.
Решительно и громко она объявила всей стране, что никуда не уедет из России.
А.Ахматова была слишком заметной фигурой на литературном небосклоне, чтобы это стихотворение прошло мимо эмигрантов. В Париже и в Берлине стали склонять ее имя. Но Анна Андреевна не браталась с советской властью, не пришла к ней на службу, а просто жила и работала и верила в будущее России. И когда уже стало невмоготу слушать нападки, летевшие из-за границы, она поясняет свою позицию в 1922 году в книге «Anno Domini» в публицистической форме:
Не с теми я, кто бросил землю
«Не с теми я, кто бросил землю», «Anno Domini”, 1922 г. Отношение к людям, не принявшим революцию Октябрьская революция 1917г. Нельзя предавать родину Открыто в публицистической форме выражает свою позицию
Историческая справка. Почти 100 лет прошло после октябрьской революции 1917 года. Но до сих пор нет единой точки зрения на эти события в исторической науке. Сторонники свергнутого Временного правительства, считали, что совершен государственный переворот, осуществленный на германские деньги и похоронивший надежды на демократическое развитие России.
В трудах ученых советского периода революция трактовалась как Великая Октябрьская социалистическая революция – рубежный этап в развитии не только России, но и всего человечества, положивший начало становлению социалистического строя в мировом масштабе.
Существует и такая точка зрения, что вооруженное восстание в Петрограде в октябре 1917 года было логическим продолжением февральской революции. Действительно первые декреты советской власти реализовали требования, выдвинутые народом еще в феврале 1917 г. Как правило, они решали задачи буржуазно-демократического этапа революции. Поддержка II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов новой власти придала ей в глазах большинства граждан России законный характер. С этой точки зрения разрыв с принципами демократии произошел лишь после того, как большевики пошли на разгон Учредительного собрания и первыми в мировой практике начали реализацию идей левого крыла международной социал-демократии н. ХХ в. о путях социалистического преобразования общества.
ПРЕП. Наступила новая эпоха – не принимавшая свободную, независимую личность, утверждавшая приоритет общественного. Рационализм и научное мышление вытеснили стихийное и религиозное. Политика и экономика подминала нравственность. Мораль классовая подменяла общечеловеческую. Нужен ли был такой эпохе поэт, очеловечивающий и свечи, «горящие равнодушно-желтым огнем», и «безнадежно-бледные небеса»? Страна жила настоящим и будущим, презирая и втаптывая в грязь прошлое. У Ахматовой оставался единственный путь – повернуть время вспять. И она обращается к Пушкину.
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет и старости нет,
А может, и смерти нет.
В 1935 году многолетнее молчание было прервано. Именно этим годом датирован ранний фрагмент «Реквиема». Что же толкнуло Ахматову прервать молчание? Личное и общественное.
Студентка рассказывает. В 1935 году арестован сын Ахматовой – Лев Гумилев, студент исторического факультета Ленинградского университета. Через несколько месяцев его освобождают. В марте 1938 года снова арестовывают и осуждают на 5 лет. Дается личная справка о жизни Гумилева. В 1944 г. пошел воевать рядовым, закончил войну в Берлине. В 1945 г. С первых страниц звучит тема бессмертия и памяти о невинно осужденных и убиенных. А потом звучит голос матери, у которой арестовали сына – единственного, любимого. От имени народа Ахматова говорит о горе и о трагедии, которые испытывает вся страна.
Историческая справка. По ложным доносам и обвинениям в контрреволюционной деятельности были арестованы десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). К концу 30-х годов система ГУЛАГ включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в 1930 году была 179 тыс. человек, а в 1937 году достигла 996,4 тыс. человек.
Дается задание группам: 1.- Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норЫ»,
И смертельная тоска.
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
А надежда все поет вдали. Март 1940 г.
2. Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Но идет… Шатается,,, Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещется им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
Март 1940 г.
3. Это было, когда улыбался
Только мертвый спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь. Ноябрь 1935 г.
4. Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть. Ноябрь 1935 г.
«Реквием» (1938-1940) Арест сына Льва Гумилева, боль матери Репрессии в страшные годы тоталитарного режима Скупо, точно характеризует кровавую эпоху, остро ощущая боль страны
Началась ВОВ. Весь народ поднялся на защиту своей земли, и в первых рядах его оказалась Анна Ахматова. Она несла дежурство на крыше Фонтанного дома, она, как все ленинградцы, трудно жила в те блокадные годы. Но продолжала писать. Если мы поднимем подшивку газеты «Ленинградской правды», то прочитаем ее мужественные строки:
Вражье знамя расстает, как дым,
Правда за нами, и мы победим.
В этой же газете 20 июля 1941 г. Было опубликовано письмо советских женщин «Нет большего врага у женщин, чем Гитлер». Его подписали работницы ленинградской фабрики «Красное знамя», Герой Советского Союза летчица М.Раскова, народная артистка СССР В.Барсова, трактористка П.Ангелина и Анна Ахматова. Пройдет еще немного времени, и голос ее зазвучит на общегородском митинге ленинградских женщин, который транслировался по радио. Ахматова заявила: «Вся моя жизнь связана с Ленинградом… Я, как все вы сейчас живу непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским».
Примерно то же она скажет поэтическими словами в своей знаменитой «Клятве»:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в сиу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилами,
Что нас покориться ничто не заставит.
Никто не заказывал ей стихи. Она писала по велению своего сердца и сразу же приобретала всенародную известность. В феврале 1942 г. На страницах «Правды» появилось новое стих. Ахматовой – «Мужество».
Читает наизусть ст.
«Мужество»(1942), кН. «Нечет» Счастья нет, когда родина в опасности ВОВ противостояние фашистским захватчикам Судьба родной земли связана с судьбой родного языка
Стоит внимательно перечитать стих., чтобы увидеть особый подход к раскрытию темы. Борьба за свободу от фашистской нечисти выражается в прославлении русской речи. Страна наша мощная и великая, потому что м владеем родной русской речью.
Закончилась ВОВ. Страна залечивала раны в тяжелых экономических, политических, идеологических условиях. В 1946 г. Вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором уничтожающей критике было подвергнуто творчество Ахматовой, Зощенко. Перед творческой интеллигенцией выступил секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов.
Ст. в роли Жданова. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной. Основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности… Таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это поэзия обреченных, которым ничего уже не осталось, как только вздыхать по доброму старому времени. Почему вдруг понадобилось популяризировать поэзию Ахматовой? Какое отношение она имеет к нам, советским людям? Настроение одиночества и безысходности, чуждые советской литературе, связывают весь исторический путь «творчества» Ахматовой. Что общего между этой поэзией, интересами нашего мира и государства? Ровным счетом ничего! Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда. Эти произведения могут только посеять уныние, упадок духа, пессимизм, стремление уйти от насущных вопросов общественной жизни, отойти от широкой дороги общественной жизни и деятельности в узенький мирок личных переживаний.
Пр. Пресс культа личности был настолько силен, что не нашлось в ту пору ни одного голоса, который был бы поднят в защиту невинных. Таково было время. Сейчас ему дана должная оценка. Подумайте, как же трудно и страшно было жить в те годы не только писателям, но и всем людям нашей страны! И снова Ахматовой пришлось проходить через тяжкие испытания. У нее отобрали все, даже продуктовые карточки. Но она не теряла веры в справедливость, ведь она была убеждена, что произошла чудовищная ошибка.
Забудут? – вот чем удивили!
Меня забывали не раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом. 1957г.
А.А.Ахматова не дожила до отмены этого страшного постановления. Но запрет с имени поэтессы был снят в конце 50-х годов. В 1965 г. Вышла последняя книга стихов «Бег времени», в которую вошло бесценное стихотворение о родине « Родная земля».
На столах стихотворение для анализа.
«Родная земля» (1961), кн. «Бег времени» Счастье – в любви к родине Русский человек кровно связан с родной землей Связь с родиной кровная, тесная, но трагическая
Преп. А теперь обратимся к теме урока, чтобы сделать вывод:
1.Выявили наличие связи личного и общественного в творчестве Ахматовой.
2.Доказали, что смысл жизни поэтессы: не изменять нравственным принципам.
Ахматова не дожила до отмены постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». А слава ее шагнула далеко за пределы нашего Отечества. В 1964 г. В Италии она была отмечена международной премией «Этна-Таормина». В 1965 г. Оксфордский университет в Англии удостоил ее звания почетного доктора.
Умерла А.А.Ахматова 5 марта 1966г., похоронена в Комарове близ Петербурга.
III этап – оценочно-рефлексивный
Судьбе было угодно так, что имя Жданова знают только те, кто хорошо знает историю. Имя же Ахматовой знают все простые люди. Человеческая память – не хранилище ценностей. Она подобно неиссякаемому роднику, который бьет из земли и питает нашу энергию, развивает чувство ответственности за продолжение дела тех, кто ушел из этой жизни.
Рефлексия студентов:
1.Нет личного счастья, когда страна в опасности.
2.Высшее предназначение человека – жить в едином порыве со страной.
3.Любой здравомыслящий человек должен откликаться на все, что происходит в стране.
4.Нельзя предавать родину.
5.Без родины нет счастья.
IY Домашнее задание:
1.Выучить наизусть стих. «Родная земля».
2.Написать миниатюру «Жизненное кредо А.Ахматовой».
Самоанализ урока
Для раскрытия этой темы мною выбрана личностно ориентированная технология, которая состоит в использовании субъективного опыта студентов и составлении личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. Структура занятия представлена тремя этапами.
I Организационно-мотивационный этап – очень важный, т.к. стимулирует студентов активно включиться в учебный процесс. Он должен быть интересным, неожиданным, захватывающим, таинственным. Не называя темы урока, определяю рамки разговора: жизнь, ее скоротечность. Сразу же провожу анкету о смысле жизни, состоящую из трех вопросов.
Жить нужно для себя.
Жить нужно для других, творя добро.
Жизнь – это сочетание личных и общественных интересов.
60 процентов студентов выбирают третий вариант, исходя из своего небольшого жизненного опыта. На фоне анкетирования звучит песня А.Зацепина «Есть только миг».
Когда все студенты включились в работу, открывается слайд с названием темы урока. Обратившись к субъективному опыту, создаю атмосферу психологического настроя студентов, чтобы они на себе почувствовали раскрываемые проблемы. Две студентки ( роли сплетников) ведут разговор об исключении Ахматовой и Зощенко из Союза писателей.
Мотивация состоялась, перехожу к следующему главному этапу – познания и фрагментарного исследования.
II- Деятельностный этап – это изучение новой темы. Результатом этого этапа должно быть усвоение ЗУНов, формирование способов деятельности, развитие личности. Главное в деятельностном этапе – подобрать средство ( прием) воздействия на человека. На данном уроке использовано две группы средств: интеллектуальные и эмоциональные.
Начинаем этап познания на эмоциональной волне, дозировано давая информацию о жизни Ахматовой. Для этого использую прием театральной иллюстрации. Студентка в роли Ахматовой рассказывает о себе. Краткая биография сопровождается слайдами. Эта же студентка читает наизусть стихотворение из ранней лирики «Я научилась просто, мудро жить», и группа делает вывод о философской мудрости поэтессы, о ее счастье, и о том, что человек, живя в обществе, не может жить постоянно в эйфории личного счастья. Подтверждением этому является Первая мировая война, революция… Стихи этого периода рассматриваются уже с общественной позиции и студентами дается личная оценка их. Таблица, представленная студентам для заполнения, развивает уже интеллектуальные способности. На протяжении всего урока заполняется эта таблица.
Чтобы легче было разобраться в личной и общественной жизни Ахматовой, дается историческая справка о жизни страны и семьи Ахматовой. Презентации помогают нагляднее разобраться в сложностях того времени, дают возможность держать материал в долговременной памяти.
Для раскрытия другой драматической эпохи – тоталитарного режима, опять использую театральную зарисовку: студент в роли Жданова выносит вердикт о несостоятельности Ахматовой как советского поэта.
Важный для Ахматовой период Великой Отечественной войны освещается с помощью презентации, выразительного чтения стихотворений и убедительного слова преподавателя.
Делается общий вывод об изученном субъекте.
III – Рефлексивно-оценочный этап – тоже важен в учебной деятельности. Студенты должны показать не только свои компетенции, но и осознать материал, свое отношение к изученному. Личные достижения на уроке являются стимулом для дальнейшего развития.
Считаю, что поставленные на уроке задачи выполнены.
Приложение
Июль 1914
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели
И осина уже не дрожит.
Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:
«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
НА ПОТЕХУ СЕБЕ СУПОСТАТ:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».
Молитва»(1915, Духов день).
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный слух.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет и старости нет,
А может, и смерти нет.
«Реквием»
1.- Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норЫ»,
И смертельная тоска.
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
А надежда все поет вдали. Март 1940 г.
2. Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Но идет… Шатается,,, Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещется им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
Март 1940 г.
3. Это было, когда улыбался
Только мертвый спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь. Ноябрь 1935 г.
4. Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть. Ноябрь 1935 г
«Родная земля»
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.