Конспект урока литературы на тему Баллада Р.Стивенсона Вересковый мёд


План-консект урока
Класс: 5
Предмет: Литература. Преподавание ведется на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
Тема урока: Р.Стивенсон. «Вересковый мед» . Бережное отношение к традициям предков.
Цели:  Пробудить интерес учащихся к Р.Стивенсона
Обучающая: - ознакомить с биографией писателя – представителя зарубежной литературы;
- повторение и углубление знаний о балладе, как жанре литературного произведения ;- закрепление навыка анализировать поэтические произведения;
- формирование умения понимать образность, выразительность слова.
Развивающая: Совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи. Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, воспитание любви к традициям предков, к своей Родине.
Здоровьесберегающая: создание условий для успешного усвоения нового материала, выбор средств обучения с учетом психофизических особенностей.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Технологии обучения:
* Развивающее обучение:
- проблемное обучение (создание проблемной ситуации)
- исследовательская деятельность (анализ языкового материала)
*Информационные технологии:
- Использование разных форм информационных источников( живопись, музыкальные произведения, личный жизненный опыт)
- Информационно – коммуникационные технологии (презентация)
* Здоровьесберегающие технологии ( мотивация и целеполагание, работа в группах , смена видов деятельности, рефлексия деятельности)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное оборудование, музыкальные записи П.И.Чайковский «Времена года», мультфильм «Вересковый мед», учебник.
Основные источники информации: презентация к уроку, сайты Интеренета, справочная литература, методическая литература.
Ожидаемый результат:
- Ученики познакомятся с биографией и творчеством Р.Стивенсона, закрепят навык выразительного чтения поэтического произведения и устного словесного рисования, произойдет дальнейшее развитие навыков анализа текста, умения находить средства художественной выразительности в текстах стихотворений, научатся эмоционально откликаться на художественное слово.
Список использованной литературы:
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. – Волгоград: Учитель, 2013.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М. : Просвещение, 2012.
Конспект урока.
Формируемые УУД Ход урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Личностные:
Создание атмосферы доброжелательности.
Регулятивные:
Организация своей учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные:
Оформление монологического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.
Регулятивные : Самостоятельно
формулировать цели урока.
Познавательные:
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Поиск и выделение необходимой информации
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
10 .Осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.
Коммуникативные:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4Воспринимать текст с учетом поставленной задачи.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные :1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к полученной информации.
2. Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию 3  Положительное отношение к познавательной деятельности
Познавательные:
1. Пользоваться изучающим видом чтения.
2. Поиск и выделение необходимой информации
3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
5. Осуществлять анализ и синтез.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
7. Строить рассуждения.
8 .Осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.
9.Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, картина).
10 Уметь находить в средства художественной выразительности в поэтических текстах.
Коммуникативные:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные:
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
3  Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию
Предметные:
Владеть навыками анализа поэтического произведения


Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные:
Оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, эмоционального состояния.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня замечательное весеннее утро, надеюсь, и весь день будет для нас хорошим.
Учитель: Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию.
2. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Ребята, что такое экспедиция?
Ученики: Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием; группа участников такого мероприятия.
Учитель: Итак, с этой минуты вы – участники экспедиции, которые любят литературу, я – ваш проводник и мы отправляемся в страну, которую в римскую эпоху именовали Каледонией, а теперь называют Шотландией, или страной верескового мёда. Моими помощниками будут ребята-эксперты, которые готовили индивидуальные задания.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в эту экспедицию?
Ученики: с целью познакомиться с этой удивительной страной и ее историей.
Учитель: Молодцы, все верно. Но еще, мы сможем побольше узнать об английском писателе, шотландце по рождению, Р.Л. Стивенсоне, о его творчестве. Итак – в путь!
(Слайд 1. Карта Шотландии)Учитель: Посмотрите на карту. Вот она – Шотландия. Большая ее часть покрыта горами, лесами и озерами. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.
Учитель: Ребята, кто из вас знает, что является символом Шотландии?
Ученики: Символами Шотландии являются, клетчатая юбка и волынка.
Учитель: Верно, молодцы. А еще в Шотландии всегда холодная погода, которая закалила жителей этой суровой страны.
Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называется столица Шотландии?
(Слайд 2. Эдинбург)Учитель: Предлагаю немного прогуляться по просторам этой интересной страны и полюбоваться ее видами.
Звучит мелодия шотландской волынки
(Слайды 4-12)
Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании звуков волынки?
(Ответы учеников)
Учитель: О том, почему эта страна носит такое название, и кто ее населял, мы узнаем от эксперта по истории.
Ученик – эксперт: Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.
Учитель: Благодарим нашего эксперта. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском. Об этом растении нам расскажет наш эксперт – биолог.
(Слайд 13,14. Вереск)Ученик-эксперт: Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов. Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях. 
Учитель: Благодарим нашего эксперта. Вот мы коротко и узнали, что собой представляет Шотландия, почему ее называют страной верескового мёда, узнали, что собой представляет вереск. Но этого недостаточно для полного представления о Шотландии. Обычно о величии страны судят по тому, сколько гениальных соплеменников она подарила миру. Шотландцы в первых рядах своих знаменитостей называют Вальтера Скотта, Роберта Бернса, сэра Артура Конан-Дойла и конечно же Роберта Льюиса Стивенсона. С произведение одного из этих писателей вы познакомились, выполняя домашнее задание.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»
Учитель: Действительно, сегодня именно творчество Стивенсона поможет нам с вами продолжить нашу экспедицию. Мы проанализируем его балладу «Вересковый мёд» и посмотрим, как отразилась в ней идея бережного отношения к традициям предков.
Учитель: Запишите тему урока в своих тетрадях.
Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. (Слайд 15)
Учитель: А теперь предлагаю послушать краткую биографическую справку об этом замечательном писателе.
Ученик – эксперт (сообщение)
(Слайд 16. Р. Л. Стивенсон)
Учитель: Вот с таким человеком непростой судьбы мы познакомились во время нашей экспедиции. Стивенсон написал много книг, после его смерти было издано более 30-ти томов. Самыми известными стали произведения “Остров сокровищ”, “Чёрная стрела”, “Похищенный”.
(Слайд 17. Книги Р.Стивенсона)
Учитель: Среди малых жанров в Шотландии особую популярность приобрела баллада.
Вспомните, что такое баллада.
Ученики: Баллада – лироэпическое произведение, стихотворение героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.
Учитель: Вспомните, какую балладу мы с вами читали в этом году.
Ученики: А. В.Жуковский «Кубок».
Учитель: Каждый житель Шотландии гордится своей историей, историей своих предков и очень хорошо знает балладу Стивенсона “Вересковый мёд”.
- Запишите название баллады в тетради.
- Откройте текст баллады, какой у неё подзаголовок?
Ученики: Шотландская баллада.
Учитель: О чём это говорит?
Ученики: О том, что автор переработал произведение.
Учитель: Дома вам нужно было познакомиться с текстом баллады. О чем она? Какие чувства у вас вызывает?
(Ответы учеников)
Учитель: Действительно, произведение очень трагично, ведь в основу баллады Стивенсона легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.
Ни один человек не может вернуться назад из Шотландии, не узнав историю покорения пиктов скоттами.
Анализ поэтического произведения.
Учитель: Тронуло ли ваше сердце это произведение?
( ответы учеников)
Учитель: Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1-2 строфы).
Ученики: Настроение радостное. Мы видим счастливый народ, который любит свою страну и свое дело, чтит традиции.
Учитель: Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий?
Ученики: Мы видим последствия битвы:
«На вересковом поле, на поле боевом,Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом».
Учитель: Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (устное рисование).
Учитель: Какими словами автор выразил своё отношение к героям? Давайте попробуем составить сравнительную характеристику, используя текст баллады. Чтобы работа была более продуктивной, предлагаю объединиться во временные творческие группы.
Ученики составляют табличку с цитатами из текста:
Король Пикты
“Безжалостный к врагам”, “глядит угрюмо”, “гневно промолвил”. “Малютки медовары”, “бедные пикты”, “маленькие люди".
Учитель слушает ответ одной из групп, остальные дополняют.
Учитель: Представьте ещё раз сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?
Ученики: С одной стороны – крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны – маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: «вереск звенел над ними, в море катились валы…».
Учитель: Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев?
Ученики: Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре.
Учитель: Почему вересковый мёд для старика “святая тайна”?
Ученики: потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.
Учитель: Во имя чего совершает свой подвиг старик?
Ученики: во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине .Учитель: “Вересковый мёд” - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
Ученики: он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.
Учитель: Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде” снова поработав в группах.
(обсуждение ответа в группах 2-3 мин.)
Учитель: Я готова выслушать ваши ответы (одна группа отвечает, остальные группы дополняют их ответ)
Примерный ответ: исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка.
Учитель: Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а, например, не «Старик и сын»?
(варианты ответов)
Учитель: О чём же заставляет задуматься это произведение? Предлагаю каждому из вас закончить предложение:
Баллада заставляет задуматься о… .Примерный ответ учеников: Баллада заставляет задуматься о мужестве, смелости и стойкости одних людей и о жестокости сердца других, о сохранении святой тайны и верности традициям.
Учитель заслушивает несколько ответов.
Учитель: А сейчас предлагаю сделать последнюю остановку в нашем путешествии. Мы заглянем в прошлое Шотландии, а местные жители помогут нам ярче представить события, описанные Стивенсоном в балладе.
Просмотр мультфильма «Вересковый мёд» (7 мин)
Учитель: Как вы думаете, удалось ли авторам мультфильма передать трагизм описываемых Стивенсоном событий? Как удалось это сделать?
(варианты ответов учеников)
Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Было ли оно для вас интересным? Что нового вы для себя узнали?
(варианты ответов учеников)
Учитель: У вас на столах лежат желтые кружочки. Нарисуйте, пожалуйста, на них смайлик – с каким настроением вы работали на уроке и поднимите вверх.
Учитель: Мы сегодня с вами хорошо поработали, прониклись прекрасным миром Шотландских вересковых пустошей. Я тоже получила много приятных впечатлений и положительных эмоций от работы с вами.
Информация о домашнем задании.
Учитель: предлагаю вам написать миниатюру «Почему нужно прочитать балладу «Вересковый мёд?» и нарисовать свою иллюстрацию к этому произведению.
Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.
Настраивает детей на урок
Мотивирует деятельность детей, организовывает работу с разными источниками информации. Задает вопросы, которые помогут определить тему урока. Организует беседу. Формулирует собственную цель урока

Организует беседу, задает вопросы, мотивирует на дальнейшее изучение материала, корректирует ответы, побуждает к мыслительной деятельности, организует работу в группах, таким образом, создает условия для развития универсальных учебных действий.
Организует процесс рефлексии, корректирует устные ответы, проводит саморефлексию
Приветствуют учителя
Работают с различными информационными источниками: рассматривают картины, обращаются к личному опыту, прослушивают музыкальную композицию.
Индивидуальная работа: индивидуальные сообщения учеников по заданным темам.
Фронтальная работа:
Высказывают отношение к полученной информации,
формулируют тему урока.
Фронтальная работа:
Участвуют в беседе, выдвигают предположения в ответ на вопросы, анализируют и обобщают полученную информацию, делают выводы
Индивидуальная работа:
Строят устное речевое высказывание
Работа в группах:
Анализируют текст, сравнивают, делают выводы.
Индивидуальная работа: устно строят высказывание на основе своих впечатлений от пройденного материала
Коллективная деятельность: оценивают эмоциональное состояние.