Ценность социальной справедливости как нравственный и идейный ресурс политической жизни общества
Ценность социальной справедливости как нравственныйи идейный ресурс политической жизни общества
Политические системы и социальный порядок зависят от существования общих, разделяемых всеми людьми ценностей, которые выступают в качестве определенного нравственного стандарта, обеспечивающего нормативное социальное поведение. Ценности возникают в ходе ее социализации личности, и находятся в сложной взаимосвязи с системами его взглядов, идей, убеждений; и все это вместе является главным мотиватором социальных поступков.
Важнейшими социальными ценностями для любого человека являются ценности справедливости и социальной справедливости. Представления о справедливости часто связаны с понятиями судьбы, фатума, рока, религией или экзистенциальным чувством одиночества и личной ответственности за собственные поступки. В то же время, осмысление ценностей социальной справедливости приводит человека к размышлению о социальном устройстве, о своем месте в общественных иерархиях и фундирует возникновение многих политических идей, а стало быть — и направление динамики политических процессов, институционализацию политической жизни.
Социальная справедливость — важнейшее понятие, которое находится в поле научных исследований для самых разных направлений теоретического социально-гуманитарного знания: психологии, социологии, политологии, экономики, социальнойфилософии. Теоретическое изучение проблемы социальной справедливости имеет важнейшее эмпирическо-прикладное значение — представления о социальной справедливости, доминирующие в широких социальных слоях, преобразуются в мощную политическую силу путем формирования механизмов достижения идеалов справедливости — в стремлении достигнуть справедливость люди формируют партии и движения, пытаются получить власть, участвуют в политической борьбе. Институционализация данных механизмов приводит к формированию устойчивых моделей политического поведения и определенной, иногда очень устойчивой, политической модели общества.
Понятие социальной справедливости исследуется представителями разных наук; ученые сегодня выделяют справедливость как философскую категорию, имеющую важное значение, как для онтологии, так и для теории познания; как категорию этики, как элемент психики человека, как элемент правового сознания, политическогосознания. Представления о справедливости рассматривают также как этико-социальную и культурную норму, и даже — как некую потребность, во многом определяющую экономическое поведение.
Психологические эксперименты показали, что потребность в справедливости
есть у каждого человека, чувство справедливости во многом определяет поведение
людей. По результатам социально-психологических исследований сделаны выводы, что люди получают наибольшую удовлетворенность, когда вступают в справедливые отношения. Причем сильный стресс получают не только те люди, которые проигрывают от несправедливых взаимоотношений, но и те, которые выигрывают от них какие-то материальные блага 1.
Понятие о справедливости глубоко укоренено в культуре любого общества, оно фундирует возникновение норм и обычаев, традиций и системных институтов. Рассматривая какие-либо социальные, экономические или политические явления и процессы как «справедливые» или «несправедливые», человек всегда прибегает к субъективной, нравственной оценке, корни которой находятся в глубоко бессознательной сфере. Но при этом интерпретация людьми справедливости как нравственной категории имеет огромное значение для всех общественных процессов; понятие о спра-
ведливости определяет основные политические идеи и идеалы, а, следовательно — формирование политических институтов и общественно-управленческих систем.
Если для исследователя справедливость — это понятие или категория, влияющая на поведение человека или социальные движения, то для каждой отдельной личности — справедливость — это глубоко интериоризованное чувство, представление и идеал о некоей ценности, о «должном». Чувство справедливости исторически является глубоко иррациональным, оно связано во многом, с религиозными идеями, идеалами и ритуалами; с мифологическим сознанием и мифологическим мышлением.
Справедливость — это представление о должном и необходимом, это мера действия и воздаяния, мера соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания. Переживание справедливости и несправедливости глубоко личностно, но с другой стороны, есть и массовые, коллективные представления о справедливости/несправедливости. Понимание проблем социальной справедливости начинается с переживаний и размышлений о личных невзгодах, болезнях, неудачах и распространяется на отношение к социальным иерархиям, проблемам власти, политическим процессам. Чувство социальной справедливости возникает в процессе социализации под влиянием семьи, ближайшего социального окружения, школы и других образовательных институтов, референтных групп, доминирующих идеологий и оказывает огромное влияние на становление личности.
Проблема социальной справедливости дихотомически соотносится с пробле-
мой равенства и неравенства людей, в частности, социального равенства, равенства перед законом, равенства в экономическом отношении, например, равенства доступа к ограниченным ресурсам, равенства на получаемую природную ренту. Однако справедливость — это не синоним равенства, часто справедливым с точки зрения людей считается именно неравенство, то есть в решении проблемы справедливости важна мера равенства и неравенства в соответствующих ситуациях.
Этические представления и нормы (как, например, этическая норма справедливости), тесно связаны с политической жизнью людей и общества. Мораль и политика происходят из единого источника — противоречия между личностной индивидуальностью каждого человека и коллективностью, социальностью, потребности и необходимости в совместном социальном проживании, а, стало быть — необходимости в определенной унификации, в стандартизации поведенческих моделей.
Таким образом, ценность справедливости в системе идей и представлений о должном устройстве социального мира являются ядром (основанием) формирования политических институтов и двигателем политических процессов. Ведь в соответствии с современными социологическими теориями, без идей невозможны ни социальные изменения, ни само функционирование общества. Такого рода идеи названы П. Бергером и Н. Лукманом «коллективными представлениями» и они являются важнейшим социальным элементом и основой социального конструирования реальности.
Массовые морально-нравственные представления находятся в основе социально-исторической динамики также и в философских концепциях А. Ахиезера, который рассматривает определенную, исторически сложившуюся структуру социально-экономических отношений, как производное от доминирующих в социуме нравственных идеалов.
Вместе с тем, природа справедливости такова, что она является всегда принципиально недостигнутым состоянием. Социальная справедливость проявляется как значимая ценность в массовом сознании только тогда, когда существующий социальный порядок воспринимается как несправедливый, когда возникают чувства неудовлетворения и напряженность в оценке социального бытия. А. Ахиезер пишет: «Справедливость — лежит в основе комфортных представлений соответствующей субкультуры, это критерий комфортного состояния, идеал гармоничного мира. …Справедливость несет в себе определенный вектор конструктивной напряженности».
Эта «конструктивная напряженность», на наш взгляд, является главным элементом политических систем, главным мотиватором политической деятельности.
В «коллективном бессознательном» любого общества есть тот или иной архетип социальной справедливости, растворенный в. социальных и политических мифах.
Политическая идеология не столько создает новые представления о справедливости, сколько оформляет уже имеющиеся в обществе мифы и установки в рациональные и пригодные для политико-идеологического использования модели.
Вместе с тем, массовые представления о социальной справедливости существенно различаются в разных обществах и в разные исторические времена. Можно наблюдать, как в истории западной цивилизации происходило все более глубокое раскрытие понятия социальной справедливости, но, одновременно, оно начинало рационализироваться, тесно связываться с понятиями государства, права, политического регулирования. Справедливость все в большей мере трактовалась как проблема взаимоотношений государства и личности, возникли идеи прав личности, свободы и необходимости построения соответствующих общественных институтов.
К концу XIX — началу ХХ века в европейских странах сложились основные политические идеологии, в основе которых находились те или иные представления о социальной справедливости. Это, в первую очередь, такие распространенные идеологии, как либеральная, консервативная, националистическая и социалистическая.
В рамках этих идеологий ценности социальной справедливости связываются в сложную систему с ценностями свободы, равенства и патриотизма.
В либеральной идеологии социальная справедливость тесно связана с понятием «индивидуальной свободы»: в ее основе находятся идеи «равных возможностей» как фундаментального признака справедливости. Индивиды при этом выступают субъектами «негативных прав», то есть имеют абсолютное право на невмешательство в их дела и личную жизнь других лиц, в том числе и государства. Но при этом практически отрицаются «позитивные права», то есть притязания индивида на получение от общества
каких-либо благ или помощи в виде субсидий, пособий и так далее. В теоретическом плане либеральная идеология опирается на идеи Дж. Локка (который рассматривал понятие «свобода» как, в первую очередь, независимость индивида от произвола властей), а также на теории экономистов, в частности — концепцию «экономического человека» А. Смита, которая фундируется на абсолютной свободе экономической деятельности для каждого. Социальная справедливость в рамках данной концепции состоит в том, что государство и общество ни в малейшей мере не ограничивают свободу и самостоятельность «экономического человека», что позволяет ему действовать максимально эффективно.
Помимо негативно трактуемой свободы, либерализм связывает социальную справедливость с экономическим и политическим равенством, а также равными юридическими правами. При этом экономическое равенство подразумевает под собой равенство возможностей, но никак не равенство конечного результата хозяйственной деятельности, экономических усилий.
Идеология консерватизма опирается на идею неравенства как основу для реализации социальной справедливости; в основе консерватизма лежат также идеи опоры на существовавшие традиции, обычаи, поддержание и моральное оправдание исторически сложившихся и существующих сейчас социальных иерархий. Консерватизм отказывается от рационализации социальных отношений в пользу исторических национальных традиций, морали, устойчивости социальной структуры, поддержания существующего политического порядка. Консерватизм основан на выделении индивидуального, подчеркивании различий и особенностей, высшая справедливость консерватизма — позволить индивиду быть самим собой, то есть быть отличным от других, занимать свое место в общественной пирамиде. А для этого необходимо поддерживать иерархические отношения, их выравнивание несправедливо, ибо ведет к отрицанию своеобразия каждой личности.
Социалистическая идеология основана на идеях равенства не только изначальных условий жизни и экономической деятельности человека, но и на стремлении к равенству результатов, на равномерном перераспределении полученного блага в пользу всех членов общества. В качестве инструмента такого перераспределения социалистическая идеология предполагает отказ от частной собственности в пользу собственности общественной, государственной. Социалистическая идеология предполагает справедливым наличие не столько негативных свобод (то есть свободы от вмешательства), но и позитивных — то есть прав на помощь, поддержку, содействие, участие других членов социума в судьбе конкретного человека. В рамках такой идеологии справедливость — это поддержка, коллективное участие в жизни
каждого, опора не только на свои силы, но и на содействие общества и государства.
Индивидуалистическая конкуренция несправедлива, так как нарушает права слабого и основана на жестокости силы.
Националистическая идеология также во многом использует ценности справедливости, связывая их с идеями национального или расового превосходства, с идеями неравенства культур, с необходимостью опоры в социальном устройстве мира на самобытные этнические основания, на «почву» и «корни». Высшая справедливость рассматривается в рамках националистических идеологий как, прежде всего, защита интересов нации, ее самобытной культуры, ее собственного суверенного пути в историческом процессе. Справедливость рассматривается в дискурсе патриотизма, достижение справедливости происходит через активную социально-политическую деятельность, связанную с борьбой, мобилизацией всех слоев общества на защиту интересов нации от потенциальных врагов.
Таким образом, представления о социальной справедливости как о состоянии
недостигнутом, но в принципе достижимом, приводят к рефлексии над социальной жизнью, к попыткам рационализировать жизненное пространство и преобразовывать социальные отношения. Такие интенции проявляются в политической активности людей — в активизации политических процессов и формировании политических институтов. Однако для обывателя или любого непрофессионального исследователя размышления о социальной жизни и социальных отношениях (а также об их справедливости) всегда наталкиваются на сложности в выявлении сущности социальных явлений, их причин, взаимосвязей, направления развития. Анализ социальных отношений наталкивается на невозможность точной и однозначной интерпретации основных понятий, невозможность проведения четких границ между социальными явлениями, множественность детерминаций, отсутствие абсолютных закономерностей.
Неудача многочисленных попыток разобраться в сложностях социальногоустройства зачастую приводит людей к актуализации представлений о том, что «правды не найдешь» и любая социальная и политическая активность по достижению справедливости бессмысленна. Это, свою очередь, закрепляет интерпретацию представлений о социальной справедливости либо как о состоянии принципиально недостижимом, либо — в случае экономической успешности — как о состоянии уже достигнутом, которое необходимо закреплять и консервировать.
Прежде всего, идеи социальной справедливости, как состояния уже достигнутого, активно используются правящими элитами в борьбе за поддержание и укрепление своего статуса. При этом правящие элиты находятся в сложном и противоречивом состоянии — с одной стороны, критический анализ любого общества не может не выявлять множества фактов социальной несправедливости, при этом само существование элит также может быть рассмотрено многими как несправедливость по отношению к более низким слоям. С другой стороны, элиты стремятся сохранить существующий социальный порядок и свой высокий статус.
Для России, в отсутствии либерально-консервативной традиции, это противоречие особенно ярко выражено. Элиты сталкиваются с массовым уравнительно-коммунитаристским представлением о социальной справедливости, с развитым соборно-коллективистским началом, согласно которому одной из главных задач власти является задача перераспределения доходов в пользу экономически малоуспешных и недопущение острой конкуренции.
В западном обществе противоречие между стремлением элит к консервированию социальных отношений и стремлением различных социальных групп к реализации собственного видения справедливости снимается через сложную систему политических, правовых и социально-коммуникативных механизмов. К ним относятся механизмы политической борьбы и политической конкуренции, демократических выборов и других процедур, свобода СМИ, независимость судов, высокое развитие правовой системы и законодательства, наличие институтов и структур гражданского
общества и многое другое. Важную часть составляет развитие институтов, регулирующих соблюдение прав человека и механизмы диалога общества и государства.
В России представления о справедливости в гораздо меньшей степени связаны с идеями и ценностями «негативной» свободы и активного предпринимательства.
С другой стороны, идеи и ценности в малой степени соотносятся с реальными социальными механизмами, определяющими их рациональное достижение. Социальный опыт не свидетельствует о том, что участие в политической жизни — активная работа в политических партиях, участие в политической борьбе — может приводить к установлению социальной справедливости или хотя бы осуществлять движение в этом направлении. В результате политика теряет нравственно-ценностное основание и становится в глазах многих людей деятельностью, похожей на любой другой бизнес, то есть нацеленной на получение прибыли. В целом, это может приводить к деструкции политической культуры общества, снижать эффективность механизмов в сфере государственного и муниципального управления.
Использованная литература
1. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
2. Кашников Б. Н. Либеральная теория справедливости и политическая практика России. Великий Новгород: НовГУ-НовМИОН, 2004.
3. Шамилева Р. К. Проблема справедливости в западных социально-философских теориях. М., изд-во МГУ, 2007.