Статья ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Изучение истории родного края и православной культуры во внеурочной деятельности, как основа воспитания духовно-нравственного человека
Н.М.Чнаваян
МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3»,
учитель начальных классов
Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В этих условиях решение стратегических задач образования невозможно без реализации на практике единства обучения, воспитания и развития. Проблема в том, что образовательные учреждения уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность.
Исходя из актуальности вышесказанного, в послании Федеральному собранию Российской Федерации 2008 года Президент России Д.А. Медведев выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания: Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу. По мнению Президента России, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.
На решение данной стратегической по своему значению задачи решительное воздействие имеет интегративная краеведческая деятельность, которая может являться как содержательной, так и организационной основой образовательного процесса.
Действительно, в воспитании россиянина – гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение в духовно-нравственном воспитании и развитии школьников через комплексное изучение родного края (экскурсии в музеи, церкви, монастыри, исторические памятники, историко-краеведческие композиции, сочинения, рисунки, поделки по краеведческой тематике, участие в церковных праздниках, изучение народных и православных традиций) имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л.С. Выготский [1, С.385], есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Всё это вместе взятое создаёт настоящего гражданина, воспитывает патриота своей страны и личность.
Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает обязательную разработку и реализацию программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой программы заложены следующие духовно-нравственные ценности культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Как уже было отмечено, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Определенный опыт по изучению истории, культуры, быта и православных традиций родного края и в целом духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности накоплен в МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная начальная школа №3.
Духовно-нравственное воспитание и краеведческие изыскания осуществляются в основном во внеурочное время в рамках кружка «Восхождение к народным истокам», цель которого, воспитание духовно-нравственной личности младшего школьника, через приобретение им духовного опыта, основанного на традициях и обычаях русского народа.
Основными задачами кружка являются:
познакомить учащихся с историей, праздниками и традициями Православной Церкви на примере Каргапольского района;
укрепить и развить традиции семейного воспитания;
развить умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
сформировать художественные представления и понятия о православной культуре.
Кружок «Восхождение к народным истокам» позволяет осуществить воспитание, присоединение учащихся и их семей через совместную деятельность к основным духовно-нравственным ценностям.
В кружковой работы применяются методы: частично-поисковый, игровой, исследовательский и др., которые основаны на познании традиций своей семьи и малой родины – Каргапольского района.
Занятия проводятся на основе использование межпредметного материала в следующих формах: изучение и обобщение материала, комбинированные занятия с элементами практической работы, занятие-исследование, занятие-поиск, занятие-игра, проведение праздников, экскурсии, чередование теоретических и практических работ, использование интерактивных форм обучения и т. д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, графическая, художественная, чтение, работа со справочным и архивным материалом, лепка и др.
В целом, включение краеведческого компонента в содержание внеурочной деятельности способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героические свершения и созидательный труд предыдущих поколений, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры.
Краеведческий компонент является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы школьника. Как сказал великий писатель Л.Н.Толстой [3] «Правильный путь это усваивать достижения предыдущих поколений и продолжать идти вперёд».
Литература.
1. Выготский Л.С. Собр. Сочинений. Т.4. М.: 1983.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников» (Методический конструктор) М: «Просвещение» 2010.
3. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. М.: Художественная литература.
4. Фокеева И.М. «Историческое краеведение в начальной школе» // Плюс ДО и ПОСЛЕ 2007. №2.
13PAGE 15
13PAGE 14215