Открытый урок по музыке Восточный стиль в творчестве русских композиторов
Учитель года-2016
Тема: «Восточный стиль в творчестве русских композиторов»
Открытый урок музыки в 5 классе
Учитель музыки:
Сайфулина Елена Павловна
Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Дать понятие «сюита»; познакомить детей с симфонической сюитой «Шахерезада»;
-проанализировать средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, динамику, тембры инструментов), передающие образ Шахерезады;
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
- осуществлять целеполагание;
( ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами.
Познавательные:
- слушать и эмоционально откликаться на музыку;
-размышлять над содержанием музыкального произведения, высказывать суждения о музыке;
Коммуникативные:
- осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности;
- делиться впечатлениями
Личностные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.
Технические средства: компьютер, баян, колонки.
Музыкальные произведения:
Фрагмент из сюиты Н.А. Римского- Корсакова «Шахерезада»
Песня «Восточные сказки»
Музыкальное произведение «Восточные напевы»
Песня «Россия, ты моя звезда»
Ход урока:
I. Организационный момент. (5 мин) Слайд «1
У: Здравствуйте ребята! У нас сейчас какой урок? (музыки) Значит приветствие у нас какое будет? (музыкальное) Если я вам говорю здравствуйте, то вы мне тоже говорите что? (здравствуйте), если я говорю привет, то вы? (приветик) Дальше, дай мне на вопрос ответ! (подхожу к ребёнку) Ребёнок, какой? Ещё подхожу к ребёнку, дай мне на вопрос ответ? Какой? А теперь ко всем обращаюсь, дайте мне на вопрос ответ? Все: какой? Как тебя зовут? А тебя? А теперь все вместе, назовите как вас зовут! А сейчас мы с вами споём и все нам подпоют! Мы будем не просто петь, а выполнять движения.
Слайд «2
В небесах вспыхнули Где живут наши звёзды? Руки верх и помашем ими, вот так!
Звёздами слова
Я плюс ты-друзья. Показываем на себя, разводим руки и сжимаем в кулачок
Мы одна семья! И немного потанцуем
А поможет нам исполнить наше музыкальное приветствие вот этот музыкальный инструмент. Как он называется? (баян) Молодцы!
И последний вопросик: Я приехала к вам в гости, как живётся тут? (спрашиваю у 2 ребят)
А давайте на этот вопрос ответим: Класс! Как живётся тут? Хором! Класс! И вот так покажем!
И так, наше музыкальное приветствие! Беру баян. Спинки прямые! Поём!
Я: Приветик!
Д: Приветик!
Я: Дайте на вопрос ответ! Какой?
Скажи мне как тебя зовут? Хором называют имена!
Поём, а все нам подпоют!
В небесах вспыхнули 2 раза
Звёздами слова.
Я плюс ты друзья
Мы одна семья!
Я: Приветик!
Д: Приветик!
Я: Дайте на вопрос ответ!
Я: Скажи мне как живётся тут?
Д: Класс!
Я: Поём, а все нам подпоют!
В небесах вспыхнули 2 раза
Звёздами слова.
Я плюс ты друзья
Мы одна семья!
Замечательно! Умницы! Все весёлые и счастливые!
А я счастлива от того, что эта песенка нам помогла познакомиться и подружиться! Верно! (ДА)
II. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
(2 мин)
У: Ребята, а можно ли при помощи музыки узнать о культуре, жизни людей другой страны?
Д: Да!
У: А каким образом?
Д: Через музыку! По характеру музыки, сравнить с нашей музыкой.
У: А ещё? Надо послушать эту музыку и спеть!
Слайд № 3
Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова «Через напевы слышится душа народа» Вслушайтесь в эти слова. Сегодня на уроке музыки мы попытаемся поговорить о музыке других людей. А для этого я Вам предлагаю отправиться в путешествие, но путь будет не близкий. На чём можно добраться до любой страны очень быстро?
Д: На самолёте!
Слайд №4
У: Верно! Мы полетим с вами на самолёте! Ребята, а что надо, чтобы самолёт наш заработал и полетел?
Д: Заправить, завести мотор и двигатель.
У: А сейчас вы будете в роли мотора и голосом покажем ррррррррррррррр
А вы в роли двигателя УУУУУУУУУУУУУУУУУУ и мы взлетим!
Но чтобы нам взлететь нам нужен командир корабля, у кого самый громкий голос?
Так твоя задача громко объявить: « Пристегнуть ремни!» А мы все должны показать, что мы пристегнулись и сказать шиииик!
И так команда готова? (Да) Не слышу! Команда готова?
Командир: Пристегнуть ремни! Завести мотор! РРРРРРРРРРРРР, взлетаем двигатель загудел УУУУУУУ.
III. Активизация раннее полученных знаний (5 мин)
Слайд №5
У: Ребята вот мы с вами прилетели в загадочную страну. Послушайте сейчас музыку и скажите: В мир какой страны мы попали? Почему вы так решили? Слайд № Ночной восток
(Включить восточную музыку «Мелодия Востока»
У: Так в мир какой музыки мы попали? Догадались? (Ответы детей)
Да ребята мы попали в удивительный мир востока! Что Вы о нём знаете? Этот мир богат не только многообразием фруктов, пряностей, но и красивой, ритмичной музыкой.
Вам понравился этот восточный, загадочный город? Чем? Вот и русских композиторов он тоже привлёк, поэтому они заинтересовались им и написали музыкальные произведения с восточными мотивами.
А кто догадался, какой будет тема нашего урока? Откроем тетради и запишем тему урока:
Слайд № 6 «Восточный стиль в творчестве русских композиторов»
А сейчас подумайте, есть ли здесь противоречие, проблема, которую нужно решить?
Вот она проблема: почему русские композиторы писали музыку в восточном стиле? Чем она их привлекала? Вы должны мне в этом помочь, хорошо работая на уроке!
А что нам надо сделать, чтобы решить эту проблему? Какие музыкальные действия совершить?
Д: послушать музыкальное произведение, проанализировать, сравнить восточную с русскими произведениями.
У: Да, ребята мы с вами в процессе урока постараемся выделить особенности восточной и русской музыки и заполнить вот такую табличку, они у вас на столе.
IV. Основная часть урока (20 мин)
Итак как мы уже поняли, что к восточной музыке обращались многие русские композиторы, а именно: посмотрите узнали?
Слайд № 7-8 Михаил Иванович Глинка «Опера Руслан и Людмила»
Слайд № 9-10 Модест Петрович Мусоргский «Хованщина» Они все замечательные композиторы, но ярче всего восток заиграл в творчестве Р-К. в сюите «Шахерезада» Слайд № 11
А Вы знаете, что когда Р-К был таким маленьким, как вы он очень увлекался морем, читал книги о путешествиях по морю и мореплавателях, а став морским офицером отправился в кругосветное плавание. Был в разных странах, знакомился с культурой людей разных стран, но особенно его заинтересовал Восток, поэтому мотивы Востока ярко выражены в его творчестве.
Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада»
И так ребята, что же означает слово сюита? Знаете? А давайте проведём небольшое исследование!
(работаю на доске с мелом) В слово сюита вставьте пропущенную согласную букву с__ита, чтобы получилось имя существительное. Пробуйте, предлагайте. Подсказка, это существительное связано с востоком. Конечно же это СВИТА. А кто скажет значение этого слова?
Д: Ответы детей.
У: Давайте в схеме это изобразим, я на доске, а вы в тетрадях.
Вот наш шейх посередине, а по бокам его сопровождает свита. Получился вот такой восточный узор. Так вот ребята сюита тоже имеет одну главную музыкальную тему и сопровождают эту тему несколько частей, но все они привязаны к одной главной музыкальной теме нашей главной рассказчицы? Шахерезады! А кто знает, Шахерезада является главным героем какого литературного произведения? Читали? «Тысяча и одна ночь» где она рассказывает сказки.
А сейчас послушайте музыкальную тему Шахерезады и попробуйте определить её характер, какая она восточная героиня?
Слушание фрагмента. Звучит тема Шахерезады. Слайд №12
У: Какая она восточная героиня? Работаем у доски, дети поочереди выбирают слова характерные прослушанной музыки.
Характер НЕЖНАЯ
ТОНКАЯ
ИЗЯЩНАЯ
ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ
МЯГКАЯ
ЗАДУМЧИВАЯ
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ
Ритм:
ИЗВИЛИСТЫЙ
ВОЛНИСТЫЙ
ЗАТЕЙЛИВЫЙ
ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ
УБАЮКИВАЮЩИЙ
ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ
А какому инструменту композитор отвёл главную роль, для того чтобы показать всю красоту и грациозность восточной красавице?
Д: скрипке!
У: А почему? (ответы детей)
Да это была скрипка. Скрипка поёт нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
А какой здесь темп? Для чего композитор выбрал такой темп? (плавный, волнообразный, сказочный)
А как вы думаете, что делает Шахерезада? (рассказывает сказки)
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными ритмическими движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд)
Вот наша восточная героиня. Красивая? Слайд 13
.
V. Слушание и пластическое интонирование (двигательная импровизация)
А теперь давайте ещё раз послушаем и покажем мелодию движением рук. Какая линия получилась? Линия мелодии Шахерезады извилистая, гибкая, подвижная, узорчатая, как восточный ковёр.
Ребята, а давайте сейчас мы с вами в тетрадях попробуем изобразить тему Шахерезады. У каждого она получится своя.
Берём любой цвет карандаша и рисуем! 1 ученик рисует на доске.
Молодцы! Мы с вами познакомились с темой Шахерезады Р-К в восточном стиле, послушали, проанализировали, теперь что мы должны сделать? Наверное сравнить с нашей, русской, да? А для этого я вам предлагаю исполнить р.н. песню с движениями песню «Во поле, берёза стояла» 1 куплет. Знаете такую? Встаём возле своих мест! Давай те исполним 3 куплета.
Физминутка (2 мин) Слайд №14
Исполняем. А теперь давайте ещё раз споём 1 куплет, а мелодию сопроводим движением руки.
Какая у вас получилась линия? Ровная, спокойная.
А теперь давайте вы самостоятельно под темой Шахерезады изобразите тему песни «Во поле берёза стояла»
Самостоятельная работа.
Давайте посмотрим на линию восточной и русской мелодии. На что они похожи? На кардиограмму это называется осциллограмма. Сделаем вывод: Чем отличается восточная музыка от русской?
Восточная: волнообразная, игривая.
Русская: наиболее ровная, прямая.
Наверное это и привлекало русских композиторов!
Слайд №15
А сейчас я вам предлагаю послушать танцевальный фрагмент из сюиты «Шахерезада» и определить, какие музыкальные инструменты исполняют её.
Слушание танцевальной темы «Праздник в Богдаде»
У: Понравилось Вам музыкальное произведение? Какой особый ритм этой мелодии? Быстрый, пронизывающий, так и хочется пуститься в пляс! Какие инструменты помогли всё это увидеть? (бубен и треугольник, колокольчики).
А почему композитор использовал именно эти инструменты? Чтобы сделать акцент на танцевальной музыке, лёгкости восточных движений, грацию. А кто исполняет танец? Как выглядят восточные девушки?
А сейчас подумайте какая осциллограмма к какому музыкальному произведению подходит!
Работа с осциллограммами. Слайд № 16
И так мы с вами постарались выделить особенности восточной и русской музыке, а теперь давайте заполним нашу таблицу и ещё раз закрепить особенности построения музыки в восточном стиле. Вспомнит музыку Шахерезады и песню «Во поле берёза стояла» Возьмите ручку.
Заполняем таблицу!
Давайте проверим! Слайд №17
Ну мы с вами молодцы? Да!
Ребята а вы не забыли, что мы с вами в гостях? Нет? А в гости принято с чем приходить? С подарками! Давайте нашей Шахерезаде сделаем приятное и тоже сделаем музыкальный подарок. А что может подарить человек с русской душой?
Д: Можем спеть или сплясать! Конечно спеть!
У:Я вам предлагаю спеть, но как! Для чего мы выявили особенности восточной и русской музыке? Что мы сейчас попробуем сделать? Мы сейчас с вами попробуем совместить всё это. Чего много в восточной музыке? Музыкальных инструментов! А давайте с вами немного пошалим, согласны? Исполним песню «Во поле берёза стояла» добавив ей восточный колорит.
V. Вокально-хоровая работа.
Мне нужны помощники, вы будите оркестром народных инструментов (раздаю инструменты)
Какой должна получиться песня? (Извилистой) Попробуем!
Во поле берёза стояаала!
Во поле кудрявая стояаала! (одновременно показываем рукой)
Ритм какой будет на восточный манер? (активный)
Ребята всё мы учли? Что забыли? Музыкальные шумовые инструменты. Какие? (бубен, треугольник, колокольчик). Возьмите каждый инструмент. Кто из вас учится в музыкальной школе? Это вам поможет!
И так поём и наигрываем на инструменте! А на проигрыше мы будем выполнять движения руками, как на востоке, давайте попробуем, вот так!
Исполняем 1 куплет.
Молодцы! Попробуйте себя оценить! Вам понравилось? Что конкретно понравилось? Это была репетиция, а теперь ещё раз! Главное играть на инструменте слажено и петь громче! Приготовились! Поехали! Вы спели очень хорошо! Какой получился подарок? Отличный! (показать пальцем) Возьмём эту песню в Россию? Нам пора ребята возвращаться, ведь путь не близкий.
VI. Рефлексия. (5 мин)
Ребята, когда мы вернёмся с путешествия, что вы расскажите интересного своим друзьям, родителям, бабушке про Восток? Какой он? Что такое сюита расскажите? А дома я вам предлагаю нарисовать восточную и русскую красавиц!
Нам пора собираться, ведь самолёт улетает! Слайд 18
Командир команду! Пристегнуть ремни! Заревел мотор РРРРРР, завелся двигатель УУУУУУУУУ. Не слышу!
У: Ребята мы с вами приближаемся к дому, мы летим, посмотрите в иллюминатор, прислушайтесь, что вы видите?
Звучит песня «Россия, ты моя звезда» 1 куплет, делаю на припеве музыку тише.
Что мы видим? Чем богата наша Россия? (поля, леса, птицы)
А я вижу свой дом, свою деревню Рождественку, школу которую я очень люблю!
А вы любите место в котором родились? На припеве добавляю громкость.
А сейчас я всем предлагаю спеть 2 куплет музыкальным эхом! В песне запевают, а мы повторяем! Поём 2 куплет, я дирижирую!
На припеве делаю музыку тише!
Ребята, как настроение? Класс! Ещё раз, не слышу! Как настроение? Класс!!!!
Ну вот мы и в России!
Ребята Вы так сейчас замечательно пели, что ни у кого нет сомнения, что вы горячо, всем сердцем любите свою малую Родину и Россию! Я благодарю Вас за урок, большое вам спасибо! До свидания!!! Звук добавляю!
Самоанализ урока по теме
«Восточный стиль в творчестве русских композиторов»
Урок проведён в 5 классе. В классе 24 человека.
Урок дан по программе Сергеева Т.Г., Критская «музыка»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Дать понятие «сюита»; познакомить детей с симфонической сюитой «Шахерезада»; проанализировать средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, динамику, тембры инструментов), передающие образ Шахерезады;
Метапредметные:
постановка проблемы, сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
Личностные:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития .
Развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Воспитывать потребность к общению с музыкой через новые средства, компьютерные технологии.
Урок музыки, который я вам представила урок необычный, ведь наша задача учителей музыки, прежде всего, воспитывать детей на уроке, но и в тоже время он должен оставаться уроком получения новых знаний и понятий.
Цель моего урока была проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки, воспитать потребность к общению с музыкой, через новые средства, через компьютерные технологии. Актуализация личностного опыта детей как раз позволяет нам это сделать.
Привлекательность формы данного урока в том, что форма путешествия она игровая и на музыке она в основном подходит к любому возрасту. И то, что детям это интересно, я думаю, вы убедились сами. Конечна данная тема для детей сложная, так как это диалог 2 культур, она проблемная, но музыка к этому располагает, так как музыка это интернациональный язык и помогает общаться, познавать культуру другого народа даже не зная языка.
Вообще когда я планирую урок, то я стараюсь исходить из личностного опыта ребёнка то, что ему интересно. Это необходимо для того чтобы его мотивировать. Я считаю, что мне это удалось, пусть не в полной мере. На данном уроке были применены новые музыкальные компьютерные технологии, а именно анализ осциллограммы графического выражения, который мы рисовали в тетрадях после прослушивания музыкальных произведений. Далее сопоставляли готовые осциллограммы с изученными произведениями и на мой взгляд по этому моменту можно было судить, что дети материал усвоили, пусть даже не все. Затем мы попробовали наложить русский текст на восточный мотив, который я думаю получился оригинальным, живым, ярким.
Результат урока обычно я оцениваю по проведённой рефлексии, в данном случае в виде рефлексии я предложила детям рассказать своим родным, близким и друзьям о том, что им показалось более интересным и запоминающимся в нашем путешествии. Но по ответам детей я сделала вывод, что лучше всего удалось решить задачу урока действенного (практического) характера. Ребята, почему то не предложили рассказать близким и показать, что такое сюита.
Метапредметная тема урока была постановка проблемы. Мне кажется, что для 5 класса это ещё сложно, но не смотря на это я постаралась проследить путь разрешения проблемы, то есть от её постановки, потом способ действия, как мы будем это делать, далее было само действие, а затем рефлексия. Я пыталась на уроке стимулировать их на то, чтобы они ставили перед собой проблему.
Проблем было несколько. Главной было, чем привлекательна восточная музыка и каковы её особенности. Каким способом решить. Способом сравнения, прослушивания мы её решали и в ходе решения проблемы у учащихся формировались универсальные учебные умения: анализировать, сравнивать, моделировать, например мы попробовали сделать аранжировку русской народной песни.
Изучения нового материала для учащихся 5 класса, особенно познание новой культуры, это тоже своего рода для них является проблемой. Было несколько сопровождающих проблем например: некоторые мои вопросы могли бы привести детей в тупик, но они старались находить пути решения сразу, так как дети одарённые, хорошие!
Одной из проблемных задач урока было, какой подарок можно подарить Шахерезаде, зная особенности восточной музыки? Они молодцы, сумели сказать, что подарок должен сочетать в себе элементы восточной музыки.
На уроке я использовала много музыкального материала, но я считаю что этим и хорош урок музыки, что дети должны слушать и петь больше. И на новых знаниях, полученных на уроке мы создали готовый продукт. Это наша песенка «Во поле берёза стояла» в восточном стиле.
Я считаю, что данный урок соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарт, так как использование мною новых подходов, которые я попыталась сегодня на уроке показать, будет служить ребятам источником потребности общения с искусством! А это главная цель уроков музыки! Цель урока в общем достигнута. Мне понравилось общаться с учениками, они открытые, развитые. Спасибо Людмиле Николаевны за музыкальный вклад!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
15