Презентация Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.


Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.Учитель начальных классоввысшей квалификационной категорииМОУ Луговской среднейобщеобразовательной школыКинешемского муниципального районаИвановской областиКувшинова Марина Александровна Карл Роджерс:«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим». В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности. Цели и задачи работы:Цель: обобщение опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.Задачи:1. Познакомиться с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность обучающихся».2. Сформировать представление о роли учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке.3. Раскрыть условия успешного осуществления исследовательской деятельности и роли преподавателя в ее организации.4. Обобщить собственный опыт по применению приемов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе. Основы исследовательского обучения можно найти в трудах известных педагогов разных эпох: Ж.Ж. Руссо, С.Т. Шацкого, Я.О. Коменского, К.Д. Ушинского. Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения и результаты рассматриваются в работах Леонтовича. Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Организация исследовательской деятельности учащихся реализует целый ряд задач:• учатся умению самостоятельно добывать знания; • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; • развивают навыки самоорганизации; • формируют адекватную самооценку; К формам организации исследовательской деятельности относятся :а) Традиционная урочная система. б) Нетрадиционная урочная система.в) Учебный эксперимент. г) Домашнее задание исследовательского характера.  Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся: 1. мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;  2. обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.  3. стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения. Методы научного познания :Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Каждый из них, безусловно, играет определенную роль в приобретении и закреплении знаний учащимся. Приведем примеры их использования в различных учебных ситуациях.  Эксперимент.Экспериментальным путем учились распознавать гласные и согласные звуки. Анализ и синтез.Этимологический анализ «В мире слов». Фонетический анализ. Сравнение и сопоставление.Исследование кратких прилагательных и составление резюме «Как я хорош».Резюме «Как я хорош!» (используй краткие прилагательные)Четвероклассник (или четвероклассница) XXI века смотрит в зеркало и рассуждает вслух: «Конечно, я немного _________________ , слишком _________________ , слегка __________________ , не особенно, _________________ и немного __________________ . Зато я ______________ ________________ и весьма ___________________ . Несомненно, я _________________ . Настроение мое почти всегда __________________ , как погода». Обобщение.Создание информационных продуктов по темам «Части речи» и «Главные и второстепенные члены предложения». Местоимение (Краснов И.)Интересная семья –Личные местоимения.На предмет указывают,Имени не рассказывают,Лица разные у них,Пригласим к себе их в стих.Я шагаю, мы идем.Первое лицо даём.Ты шагаешь, вы идёте,Ко второму всё ведёте.Ну а третье лицо –Он, она, ещё оно.И они, чуть не забыли,А не то б все загрустили.Чтобы было всё в порядке,Запишите их в тетрадке.Выучите на зубок Использование наглядности.Это один из эффективных приемов обучения русскому языку. На уроках используются зрительные наглядности: таблицы, схемы, картины, графические диктанты. Использование электронных ресурсов.С помощью занимательных интерактивных заданий с элементами исследования учащиеся могут уверенно почувствовать себя в мире русского языка. Мониторинг итоговых контрольных работ в 4 классе по русскому языку в новой форме.{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Год«2»«3»«4»«5»Кол – во учащихся %Кол – во учащихся %Кол – во учащихся %Кол – во учащихся %2009 – 10 г.0016%638%956%2010 – 11 г.00218%969%215%2011 – 12 г.0019%327%764%Учащиеся 4 классов показывают стабильно высокие результаты за курс начальной школы. Итоги участия во всероссийских конкурсах.2010-2011 год{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}НазваниеКоличество участников1. Русский медвежонок82. Олимпус 33. Инфознайка74. Кенгуру62011-2012 год{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}НазваниеКоличество участниковИтоги1. Русский медвежонок11 2. Олимпус 2 3. Инфознайка8Краснов И.- 1 место в районе;Соколова П.- 2 место в районе.4. Спасатель8Краснов И.- 2 место в районе;Громов А.- 3 место в районе.5. Эрудит8Громов А., Шеина Я., Веселов Д.,- 2 место в районе;Бахарев В., Околотин Д.,- 3 место в районе.2012-2013 год{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}НазваниеКоличество участниковИтоги1. Русский медвежонок12 2. Спасатель10Копылов Д.- 2 место в районе.3. Инфознайка10 4. Кенгуру8 5. КИТ 6 6. Новые приключения Незнайки4Нуждин Д., Громов А., Краснов В., Бахарев В.- 3 место во всероссийском конкурсе. Мониторинг количества участников Всероссийских конкурсов.Ежегодно количество участников конкурсов увеличивается. Это связано с возрастающим интересом у ребят испытать себя, попробовать свои силы в различных сферах деятельности. С каждым годом вместе с классным коллективом мы стараемся участвовать не только в одних и тех же конкурсах, но пытаемся включиться в работу по освоению чего – то нового, неизвестного, принимая участие в новых предметных олимпиадах. Совместная работа учителя и школьного психолога.Сводная таблица результатов диагностики мыслительных операций обобщения и анализа.{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861} Мыслительные операцииОбобщение Анализ ФИ уч-ся2011-20122012-20132011-20122012-2013Адакин А.7957Бахарев И.8834Боровков Д.3467Букин М.4533Веселов Д.7766Копылов Д.4555Краснов И.8766Кузнецова Ю.4555Нуждин Д.8866Околотин Д.8945Соколова П.7755Трескина К.6722Шеина Я.101067 Вывод: за два последних учебных года уровень развития обобщения повысился в среднем у 41 % учащихся, а уровень развития анализа повысился в среднем у 29,4 % учащихся.  Перспективы работы.1. Освоение новых исследовательских методов и приемов в учебной и внеклассной деятельности.2. Внедрение в свою педагогическую практику такой формы учебного занятия как урок – исследование.3. Расширение круга тем исследований, посвященных различным областям русского языка.4. Введение со 2 класса курса «Путь к грамотности». Главное, чтобы, уходя в среднюю школу, ребенок уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать». Ведь как приятно слышать от него: «Я это делать умею! Мне это интересно!»А когда детские глаза светятся от успеха, это высшее счастье для учителя!