«Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Искорка»
муниципальное образование Абинский район
Методическая разработка
«Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста
в области «Физическое развитие»
Инструктор по ФК Софронова Е. А.
2016 год
Содержание
1.Вступление3
2. Научные аспекты формирования интереса к физической культуре...4
3. Проведение ООД с использованием сказочных сюжетов..7
4. Методика проведения сюжетных ситуаций, основанных на сказочных проблемных ситуациях.....11
5. Используемая литература.....13
Вступление
Вы обращали внимание, как малыши застывают перед экраном телевизора во время рекламных роликов, а дошколята впиваются глазами в мелькающие мультфильмы? Быстрая смена декораций, темы, настроения, внешности, образа и вида деятельности – вот что привлекает сегодняшних детей.
Современный темп жизни порой приводит нас, взрослых людей, в замешательство: так быстро меняются требования, так много необходимо сделать за короткий промежуток времени, при этом оставаться здоровым, увлеченным, семейным, успешным, полезным членом общества. Заглядывая в будущее, мы понимаем, какой поток информации, новых технологий, открытий и стремительный ритм жизни ждет наших детей.
Нам как воспитателям будущего поколения нельзя оставаться пассивными, делать вид. Что ничего не меняется вокруг. Главной задачей педагогов детского сада я вижу в «строительстве» человека для будущего – свободного, творческого, активного, выносливого, готового к глобальным проблемам нашей планеты, таким, каким нам предлагает ФГОС. Мы должны подготовить хорошую почву для развития таких качеств, как мобильность, умение учиться, добывать знания самостоятельно, умение использовать различные способы оперирования информацией, умение работать в коллективе. Развитие начальных когнитивных, креативных, оргдеятельных качеств – современные требования к дошкольному образованию.
Научные аспекты формирования интереса к физической культуре
В. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушливый цветок».
Физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения.
Разнообразие форм организации совместной двигательной деятельности с детьми, их музыкальное и речевое сопровождение, умение самого педагога перевоплощаться, играть, эмоционально включаться в деятельность детей будет способствовать развитию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Проблема формирования интереса к физической культуре нашла отражение в работах В. К. Бальсевича, П. Ф. Лесгафта, З. И. Нестеровой. Исследованиями Л. Д. Глазыриной показано, что для умственного развития детей дошкольного возраста на непосредственно образовательной деятельности в области физическая культура особенно важно сформировать устойчивый интерес к процессу движения и к различным формам его проявления, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. При этом важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления. Интерес, по мнению этих ученых, рассматривается как главнейший фактор успешного обучения дошкольников ходьбе на лыжах, катанию на коньках, метанию, деятельности, направленной на сохранение своего здоровья.
Результаты научных исследований В. К. Бальсевича подтверждают, что интерес к непосредственно образовательной деятельности физическими упражнениями у дошкольников в первую очередь обусловлен эмоциональными факторами. В образовательной деятельности в области физическая культура ребенка привлекает, с одной стороны просто игра, а с другой – сиюминутное достижение, сегодняшняя победа, осознание собственного роста (сегодня сделал то, чего не мог вчера); подтверждением этому являются работы З. И. Нестеровой по исследованию проблемы воспитания интереса к физической культуре и спорту у детей 6 – 7 лет. Автор отмечает, что интересы дошкольников в основном ситуативные. Они возникают в самом процессе деятельности и угасают с ее прекращением, то есть они порождаются самой деятельностью. По мере обучения и воспитания появляются познавательные интересы, развить и поддержать которые помогают различные формы организации двигательной активности детей, предоставление им самостоятельности.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.
По мнению Ю. Ю. Палайма, одним из важных мотивов занятий спортом является их непосредственная эмоциональная привлекательность, которая как бы изнутри регулируя поведение и деятельность, непрерывно соотносит их ход и промежуточные результаты с потребностями и мотивами и выполняет, таким образом, функцию текущей оценки. Эмоции в зависимости от характера оказывают тонизирующее или, наоборот, угнетающее действие на интеллектуальную деятельность и тем самым в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.
Асташина А. П. и Бальсевич В. К. утверждают, что эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль, опираясь на обостренную чувствительность ребенка, стремление к эмоциональной разрядке, оптимизм, чувство гармонии, радостное настроение. Эмоциональность может быть достигнута благодаря музыкальному сопровождению и элементам танца, входящим в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, образными упражнениями и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Проведение организовано образовательной деятельности с использованием сказочных сюжетов.
Основной формой обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются непосредственно образовательная деятельность. Мотивы выполнения активных действий детей разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре НОД располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить НОД таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
Для развития интереса к непосредственно образовательной деятельности физическими упражнениями в нашем ДОУ совместная организованная образовательная двигательная деятельность взрослого и детей проводится в различных вариантах: игровые, сюжетные, занятия по интересам, самостоятельные, тематические, с использованием музыкально-ритмических движений, занятия – путешествия. Конспекты разрабатываются в соответствии с ФГОС и возрастными возможностями и особенностями детей.
Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация НОД детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.
Для того, чтобы непосредственно образовательная деятельность приносила детям радость и способствовала формированию интереса к физическим упражнениям, необходимо использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является проведение непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием сказочных сюжетов. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса". При таком способе все части занятия объединяются интересным сюжетом, общей темой. Сюжет обязательно подразумевает наличие какой-либо цели, к которой стремятся дети вместе с педагогом. Таким образом, интрига, привлекающая детей, сохраняется на протяжении всего занятия и помогает сохранить неустойчивое внимание малышей.
Физкультурная образовательная деятельность по знакомым детям сказкам создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет им достичь эффекта «мышечной радости», радости от игры, содействует созданию положительного психоэмоционального состояния. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.
Все структурные части непосредственной образовательной деятельности взаимосвязаны между собой сюжетом сказки, что позволяет плавно перейти от одного вида деятельности к другому, не снижая темпа, тем самым соблюдается моторная плотность.
В образовательной деятельности используются элементы оздоровительных технологий, построенных на сказочных сюжетах: самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. В непосредственно образовательную деятельность включаются как русские народные подвижные игры, так и игры с региональным компонентом: «Тополек», «Разбить кувшин», «Коники», «Сторожевые», «Заливайся плетень», «Кауны», «Штандер», «Селезень и утка», «Стадо», «Золотые ворота» и др.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям дошкольников. К каждой организованно образовательной деятельности подобрано музыкально – фольклорное сопровождение. Народная музыка в современной обработке вызывает положительные эмоции и повышает интерес к организованно образовательной деятельности в области физическая культура, к активному образу жизни. Разученные на непосредственно образовательной деятельности комплексы общеразвивающих упражнений затем используются во время проведения утренней гимнастики.
Введение сюжетных физкультурных занятий для детей 3-го-4го года жизни позволяет безболезненно пройти период адаптации, дети с удовольствием идут в детский сад, каждое занятие физкультурой становится маленьким праздником. Кроме физического развития дети приобщаются к народной культуре, использование сказок и фольклора способствует также речевому развитию детей. Дети с удовольствием подражают знакомым героям зайке – попрыгайке, лягушке – поскакушке. Большая заинтересованность детей в таких видах занятий, желание узнать, что же будет дальше, стать не только посторонним зрителем, а участником сказки или путешествия, все это при грамотной организации занятия позволяет увеличить моторную плотность занятия, удовлетворить потребность ребенка в движении.
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышение производительности в выполнении различных действий.
Методика проведения сюжетных ситуаций, основанных на сказочных проблемных ситуациях.
В работе используются знакомые детям сказки, изученные ранее. Тематика такой образовательной деятельности соответствует возрастным возможностям детей: «Колобок», «Теремок», « Гуси - лебеди», « Три поросенка», «Царевна – лягушка», «У солнышка в гостях», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и т. д. За основу берется классическая структура непосредственной образовательной деятельности физическое развитие. Первый вид организованной деятельности – разучивающего характера, а на втором – закрепляющем, можно использовать сюжетные ситуации. Перед началом организованной образовательной деятельности с помощью музыки создается эмоциональный фон.
Цель проведения сюжетных ситуаций, основанных на сказочных проблемных ситуациях - создать комфорт и заинтересованность. Это помогает детям включить воображение. Инструктор кратко рассказывает детям о том, что они попали в сказку и какому - либо герою необходима их помощь. Дети перевоплощаются и становятся участниками сказки, преодолевают трудности и решают поставленную задачу, при этом не нарушается структура классической организованно- образовательной деятельности. Основные движения лучше проводить в виде полосы препятствий. Подвижные игры должны соответствовать тематике всей организованной образовательной деятельности. Например, в образовательной деятельности на тему «Морское путешествие» подвижные игры могут быть такими: «Две акулы», «Море волнуется ».
Рекомендуется проводить сюжетную организованную образовательную деятельность не чаще 1 раза в неделю.
Если в старшей и подготовительной группе дети, преодолевая трудности, помогают герою, то в младших группах дети повторяют движения за героем, идут в гости к сказочному персонажу. Вся организованная образовательная деятельность происходит в виде игры, но при этом остается неизменным главное:
1. На каждой огранизованной образовательной деятельности в области физическая культура должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка.
2. Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование.
3. Содержание и методика проведения организованной образовательной деятельности физическая культура должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Использование данных методов и приемов способствует внедрению нетрадиционных подходов к построению и содержанию организованной образовательной деятельности и повышению интереса детей к физическим упражнениям, что благоприятно сказывается на их здоровье
Используемая литература:
Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теор. И практ. Физ. Культ. 1990.,№1. – с. 22 – 25.
Глазырина Л. Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошк. Учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания: Метод. Рекомендации. – М.: НМ Центр, 1996 – 301стр.
Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. // Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1988. С 228 – 264
Нестерова З. И. Воспитание интереса к спорту у детей 6 – 7 лет // Подготовка детей старшего дошк. Возр. К обучению: Сб. науч. Тр. – Свердловск, 1983 – С 63-70.
Палайма Ю. Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физ. Культуры. – 1966 - №8. – С 25-28.
6. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 -7 /авт. – сост. Э. Я.
Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
13PAGE 15
13PAGE 15
15