СТУДИЯ МОДЫ «СТИЛЬ», КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
СТУДИЯ МОДЫ «СТИЛЬ», КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Маркина М. Г. педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Абакан, Республика Хакасия.
Человеческое мышление, способность к творчеству величайший дар природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но что такое одаренный человек, одаренный ребёнок? Практика, как пишет Матюшкин А.М., свидетельствует о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве [2, с. 29-33]. «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется ярким, очевидным, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3, с. 5].
Чаще всего выделяют несколько категорий одаренности детей:
Интеллектуальная одаренность – способности выше средних;
Творческая одаренность – способность к логическому и творческому мышлению (креативность);
Одаренность в каких-либо областях деятельности – талантливость;
Академическая одаренность – хорошая способность к обучению.
Концепций одаренности, созданных современными учеными много, самая популярная из них – американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно ее одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, способностей к творчеству и мотивации ориентированной на задачу.
Существует множество диагностик для определения интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка среди них анкеты, тесты, творческие задания.
В Центре детского творчества города Абакана много лет ведётся работа по выявлению и педагогической поддержке детей одаренных в области дизайна одежды. Для этого в 1999 году на базе кружков моделирования и конструирования одежды была создана студия моды «Стиль». Целью своей работы студия ставила создание условий для реализации творческих способностей воспитанников в области дизайна и демонстрации одежды.
Образовательный процесс в творческом объединении студия моды «Стиль» осуществляется по следующим направлениям:
Моделирование, конструирование и изготовление одежды;
Дефиле – сценическое движение;
Дизайн костюма;
Красота и здоровье - визаж;
При работе с детьми в творческом объединении по предмету моделирование, конструирование и изготовление одежды ставлю перед собой задачу по распознаванию одаренных детей, для этого в первую очередь использую «дифференциально-диагностический опросник», который позволяет установить наличие склонности ребенка к тому либо иному виду деятельности. Для определения нестандартности мышления применяю такие методики как – недописанный тезис, фантастический выбор, ассоциативный тест, выявить творческий потенциал помогают творческие задания, например по созданию коллекций моделей одежды и аксессуаров.
Следующий шаг направлен на педагогическую поддержку – обеспечение условий развития одаренности. Основными слагаемыми успеха в развитии одаренности являются:
постоянное интеллектуальное развитие ребенка путем приобретения и анализа новых знаний, полученных, как на занятиях, так и путём самообразования посредством изучения литературы, рекомендованной педагогом;
непрерывный творческий поиск путём исследований, составления творческих планов, проектов и эскизов;
настойчивость, упорство и целенаправленность в достижении цели – устойчивая мотивация деятельности;
индивидуальный подход педагога к отдельно взятой личности ребенка.
Для обеспечения условий развития одаренности, на мой взгляд, наиболее важными факторами в работе являются благоприятный климат и взаимопонимание в творческом коллективе, которые достигаются при условии установления доверительных взаимоотношений между педагогом и воспитанником и общей для педагога и ребенка веры в успех;
Огромное значение при обеспечении условий для развития одаренности имеет образовательная программа. Авторская программа «Моделирование, конструирование и изготовление одежды» [1, c. 175], рассчитанная на пять лет обучения включает в себя множество различных тем. Среди них и тема по созданию образа манекенщицы, по которой представлено электронное пособие, предназначенное для обучающихся студии моды «Стиль». Изучение данной темы проводится на протяжении всех пяти лет, и рассчитано на последовательное, системное углубление и расширение компетенций воспитанников II - V годов обучения в области моделирования личного имиджа и сценического образа. Программа включает в себя множество нестандартных, творческих форм проведения занятий. Это и творческие, исследовательские лаборатории, и развивающие и ролевые игры, и эвристические беседы, и художественные советы по обсуждению моделей. Можно утверждать, что именно творческие образовательные программы и нестандартный подход в проведении занятий дают наилучший результат в обеспечении непрерывного процесса развития одаренности детей. Хорошие результаты в развитии креативной одаренности дает метод составления проектов. Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании детей позволяет, используя компьютерные технологии достигать более высоких результатов в развитии одаренных детей. Личностно ориентированный подход к обучению позволяет добиваться лучших результатов в выявлении и развитии творческих способностей. Индивидуализированное применение программы в зависимости от особенностей личности воспитанника дает лучшие результаты в развитии креативного (творческого) мышления. Непрерывность процесса развития одаренных детей поддерживается также участием в различных конкурсах, фестивалях и других соревновательных мероприятиях, так как это дает возможность проведения сравнительного анализа своего творческого роста с творческим потенциалом других конкурсантов и является дополнительной мотивацией для работы над собой.
Важным аспектом в работе с одаренными детьми является совершенствование педагога в познании самого себя, в корректировке своей деятельности по работе с одаренными детьми. Ни для кого не секрет, что эффективность отдельного урока во многом зависит от таланта учителя, степени его заинтересованности в своей работе, от соответствия поставленных задач реальным возможностям учеников и многого другого. Поиск новых, нестандартных форм и методов обучения, самообразование педагога – играет здесь решающую роль, ведь именно учитель создает условия и атмосферу для развития, которые могут вдохновить ученика или разрушить его уверенность в себе. Усилия педагога должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются человеку для успешного продвижения к целям, которые он поставил себе сам.
В результате своевременно выявленного потенциала воспитанников и успешной работы с одаренными детьми по творческой программе, ребята студии моды «СТИЛЬ», проявляя свою фантазию в создании и демонстрации коллекций моделей одежды, неоднократно становились призерами городских и республиканских конкурсов дизайнеров одежды. Выпускницы студии успешно учатся в различных вузах страны, в том числе и в Хакасском Государственном Университете, продолжая творческую работу, являются победителями и лауреатами городских, республиканских, Российских и международных конкурсов.
Высокий результат, достигнутый благодаря вовремя и правильно определенным способностям воспитанника, содействует формированию им высокой самооценки, а значит тому, что человек своей одаренностью принесет максимальную пользу обществу.
Список литературы
1. Маркина М. Г. Сборник программ школы Художественных ремёсел «Харитина».- Абакан, 2004 год.
2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин //Вопросы психологии. – 1989. - №6 с. 29-33
3. Рабочая концепция одаренности. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2003. -68 с.
15