Сообщение из опыта работы на тему Освоение старшими дошкольниками проблемно-поискового метода в самостоятельной деятельности
Освоение старшими дошкольниками проблемно-поискового метода в самостоятельной деятельности (с опыта работы)
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Для меня, как для любого современного педагога, проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка одна из главных образовательных задач. Я придерживаюсь такого мнения, что у каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Заповеди, которыми я руководствуюсь в своей работе с детьми:
• У каждого ребенка свой срок и час постижения окружающего.
• Поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.
• Стараться избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
• Сравнивать результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других.
• Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему — то научить.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Я сформулировала цель своей работы: развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели я обратила внимание на специфику задач в разные периоды дошкольного детства.
• В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей, изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
• В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности.
Для этого можно создать следующие условия: отвести специальное место под детскую лабораторию «Я исследователь», в которой можно разместить различные материалы и оборудование (лупы, мерные емкости, компасы, глобус, микроскоп, образцы песка, глины, природный, бросовый материал и т. д.);Центр «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.
При оборудовании центра нужно учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
доступность расположения;
соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.
Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы). Оформить картотеку элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым.
Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения.
Картотека представляет собой классифицированные, по разным направле-
ниям раздела «Познаю мир», карточки-схемы с описанием того или иного опыта, доступного для самостоятельного проведения его ребенком.
Технология самостоятельной поисково-исследовательской детской деятель-
ности заключается в следующем:
1 этап
Ребенок приступает к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску
помогают цветные символы, сделанные в виде картинки, аппликации в пра-
вом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследова-
ние и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека – «фигурка человека», воздух – картинка «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п.Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребен-
ку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Например, в карточках могут содержаться такие вопросы: почему человек храпит? как определить возраст рыбы? узнать, как желтеет газетная бумага? и т. п.
2 этап
Взяв нужную карточку, ребенок самостоятельно может подготовить все не-
обходимое оборудование и материалы для проведения опыта. Для этого на карточке должна быть нарисована картинка, а для читающих детей – напечатан заголовок «Что тебе нужно для опытов». После этапа приготовления необходимого оборудования и материалов, ребенок приступает непосредственно к проведению опытов. Схема проведения опытов изображена на карточке в виде схемы или картинки-аппликации.
Внимание: основные правила безопасного проведения опытов педагог
должен заранее обговорить с детьми, можно зарисовать или записать на плакате-памятке «Правила проведения опытов маленьких ученых». Этот плакат расположить в детской лаборатории на видном месте.
По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают выво-
ды в виде записей, а не умеющие пока писать дети свои умозаключения могут представить в виде рисунка.
Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на вопросы с
помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми. Результаты детских опытов можно оформить в виде индивидуальных альбомов «Открытие маленьких ученых». Дети проводят опыты не одни раз, и могут повторять их совместно с родителями в домашних условиях, что способствует тесному взаимодействию с семьей в вопросах воспитания и развития детей.
В результате данной технологии решаются задачи, направленные на са-
мостоятельную познавательно-исследовательскую детскую деятельность.
При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:
1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления). Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
В заключении необходимо отметить, что освоение детьми дошкольного возраста проблемно – поискового метода знаний является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной результативной деятельности.