Методическое обеспечение образовательного процессав студии моды Стиль
Методическое обеспечение образовательного процесса
в студии моды «Стиль»
Целями Концепции развития дополнительного образования ФЗ от 29.12.2012
273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» являются: Обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; Расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; Развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи: развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту; проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений; разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов, в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности.
Методическое обеспечение образовательного процесса студии моды «Стиль» включает в себя следующую учебно-методическую документацию: дополнительную общеобразовательную программу; учебные пособия; дидактические материалы; методические материалы; мониторинг по дополнительной образовательной программе.
Дополнительная общеобразовательная программа представлена как - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «От стандарта к индивидуальности» составлена для преподавания предмета «Конструирование, моделирование и технология изготовления одежды». Данная программа дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в области дизайна одежды, направлена: на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, работает на интересы детей, потребности семьи и общества; обеспечивает условия для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям. Срок реализации программы - 5лет, возраст обучающихся 9-17 лет.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает: комплекс основных характеристик программы; комплекс организационно – педагогических условий, включая формы аттестации; нормативно-правовое сопровождение образовательной программы.
Ведется систематическая работа по созданию учебно - методического комплекса дополнительной образовательной программы.
УМК включает:
1. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебные пособия:
Это - справочная литература - энциклопедии (Энциклопедия педагогических технологий Колеченко А.К.; АСТ пресс Энциклопедия Вышивка лентами; Энциклопедия домашнего шитья Рослякова Т.А.и др.); словари; справочники;, таблицы; Интернет ресурсы; Электронные пособия, созданные педагогами (например: «Традиции, тенденции, история хакасского национального костюма), электронная программа «Виртуальный стилист», электронная продукция в виде развивающих игр, электронные контрольные работы. Учебные пособия, содержание которых может быть: в целом по дополнительной образовательной программе; по отдельным разделам программы; по отдельным темам дополнительной образовательной программы.
Художественная литература;
Научная и научно-популярная литература, популярные издания и публикации; периодические издания;
Видеоматериалы: видеозаписи занятий, мероприятий;
Аудиоматериалы: фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения программы.
Информационные средства образовательного назначения это- виртуальные образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания.
2. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал включает следующее:
раздаточный материал для обучающихся это - рабочие тетради, альбомы (с образцами швов, узлов, коллекций тканей), бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, лекала, технологические карты, технологические карты, фотографии;
наглядные пособия – таблицы (например - таблицы цветовых композиций), объемные модели, эскизы, рисунки, образцы тканей, швейных изделий; Разработки – дидактических игр, бесед, экскурсий, конкурсов, праздников и других мероприятий;
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ;
Дидактический материал по проектной и исследовательской работе.
3. Методический материал
Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы содержат:
планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
контрольные задания для отслеживания результатов освоения по каждой теме для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых учащимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ; методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик.
4. Мониторинг по дополнительной образовательной программе
При диагностике достижений учащихся применяются виды контроля:
Входной контроль, который определяет уровень развития учащихся, их творческих возможностей. Проводится в начале учебного года
Промежуточный или текущий контроль, определяет степень усвоения учащимися учебного материала. Осуществляется при отслеживании результатов на протяжении всего образовательного процесса.
Итоговый контроль, определяет результаты по всему курсу обучения.
Аттестуются воспитанники студии моды «Стиль» по уровневой форме оценки результатов.
Формы оценки результатов - наблюдение, конкурсы, выставки, контрольные занятия, защита творческих проектов, игра-испытание, самоанализ.Уровень обученности :
Высокий, когда учащийся усвоил знания предусмотренные программой. Обладает способностью формировать восприятие образного мышления, изучать, запоминать, сопоставлять, анализировать и воспроизводить конструкцию несложных изделий, имеет интерес к творчеству, обладает эстетическим вкусом, трудолюбием, дисциплинированностью, экономит используемые материалы, обладает репродуктивной творческой способностью детского творчества, участвует в показах моды, в выставках.
Средний уровень, когда учащиеся усвоил знания предусмотренные программой, участвует в конкурсах, в выставках. Обладает репродуктивной способностью.
Низкий уровень: ученик частично усвоил знания предусмотренные программой, имеет представления о программе, имеет интерес к изучению программы. С помощью педагога делает работу, не аккуратен, не усидчив, страдает дисциплина. Обладает репродуктивной способностью с помощью педагога.
Контроль обеспечивает обратную связь, постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества. Давая оценку, в первую очередь нужно поднять ребенка в собственных глазах и создать ему положительную репутацию в коллективе. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих и общечеловеческих достижений, прожил какую-то часть жизни в контексте культуры, на основаниях истины, добра и красоты. Если это удается сделать, то ему самому не захочется спускаться вниз, на прежний уровень жизни, лишенной этих оснований. Это создает условия для развития и углубления его взаимоотношений с педагогом, который получает дополнительные возможности для своего влияния на ребенка.
Существует мотивационная оценка, которая поощряет образовательную деятельность учения и стимулирует ее продолжение. Диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика. Воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности. Информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личных образовательных приращениях. Широко применяется самооценка - как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения. Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Одни претендуют на большее, чем могут, другие наоборот себя недооценивают.
Следует помнить что, оценивая знания, учитель по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Необходимо не только дать оценку достижениям, но и довести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон обучения.
Отследить процесс воспитания добрых чувств педагогу позволяют такие методы как: наблюдение; беседа; тестирование;
Наблюдение позволяет выявить присущее каждому ребенку особенность поступков, интересов, отношений с окружающими. Свободная комфортная обстановка, создаваемая на занятиях, способствует естественному раскованному поведению детей, проявлению их истинных чувств. Наблюдение за общением детей дают педагогу богатый материал для изучения ребенка, и от того, какой характер общения ребенка с окружающими, зависит, какие личностные качества формируются у него. Поэтому на занятиях организуются различные формы общения - деловое (дети получают знания: что, почему и как надо делать), - познавательное (дети получают новую информацию о предмете и устанавливают связи между ними), - личностное (потребность ребенка во взаимоотношении и сопереживании).
Тестирование – совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизированной процедуры изменения уровня подготовленности уч-ся, а также обработку и анализ результатов.
Тестовый контроль является одной из форм объективизации оценки качества контроля учебного процесса. Задания закрытой формы - тестовое задание, содержание которого сопровождается несколькими нумерованными вариантами ответа, испытуемому предлагается выбрать номер правильного ответа. Задание открытой формы – тестовое задание без указания возможных вариантов ответа; испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ. На практике применяются тестовые задания с коротким ответом, т.е. на завершение утверждения, на заполнение пробела, на завершение графического объекта, на установление соответствия. на установление правильной последовательности.
Методическое обеспечение образовательного процесса с разработанными инструментами оценки достижений детей и подростков
- способствует росту их самооценки и познавательных интересов, личностному самоопределению;
- помогает воспитывать личностные качества, ускоряет процесс социализации учащихся в обществе, способствует формированию универсальных учебных действий;
-играет важную роль в формировании гармоничной личности;
-отвечает заказу социально-культурных и образовательных потребностей одаренных детей, способствует совершенствованию;
А в итоге, способствует, развитию ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России.
Используемая литература:
Концепция развития дополнительного образования ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»