Методические реккомендации по работе с детским голосом на тему: Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АПРЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ


«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе»
из опыта работы учителя музыки
Тарасовой Ольги Викторовны

































Ведение

Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое эстетическое воспитание, в числе других поставлена задача – дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов и ведущее место в этом процессе принадлежит пению.
Пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. В процессе обучения пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, развитие певческой культуры школьников, воспитание духовного мира учащихся, становление их мировоззрения, формирование будущей личности. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики говорят, что вокальное воспитание оказывает влияние и на умственное развитие личности ребёнка. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, на физическом здоровье детей.
Пение на уроках музыки - это такая система всеобщего певческого воспитания детей в школе, которая позволяет музыкально воспитать всех детей, включая самых слабых, помогает им стать музыкально грамотными.
Решение задач музыкального воспитания в школе возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения репертуара. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Успех работы учителя музыки в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приёмами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала.
Методическая разработка содержит не только методы и приёмы по данной теме, но и практический материал, нотные приложения, которые могут представлять интерес для учителей музыки.
Особенности детского голоса.
Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, необходимо знать певческие возможности школьников. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс происходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.
К началу обучения в общеобразовательной школе у ребёнка в 6-7летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок. У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.
Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано о особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.
Учащиеся 8-10 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и до-ре второй октавы. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого - на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов и их особенности должны постоянно находиться в центре внимания учителя.

Вокально-хоровые упражнения

Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают учащимся в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Опыт показывает, что применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.
Материал для хоровых упражнений можно, хотя и несколько условно, разделить на две основные категории. К первой относятся те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего используются в начале занятия в качестве распевания и помогают решить следующие задачи:
-развивать певческое дыхание, напевное звучание детских голосов;
-развивать дикцию и ясную артикуляцию в упражнениях медленного и быстрого темпа;
-расширять диапазон голоса детей;
-формировать навык слаженного пения (ансамбль);
-добиваться кантиленного звучания, унисона;
-работать над динамикой детских голосов с опорным дыханием.
Вторая категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нём вполне определённой трудности. Понятно, что упражнения второго рода обладают значительно более узкой направленностью и не могут быть систематизированы с достаточной чёткостью и последовательностью.
Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач, которые требуют от ребят определённых усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на сохранении интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.
Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен большой терции или кварте. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Многократный повтор вокально-хоровых упражнений немыслим без варьирования, без установки новых задач. Дети привыкают к методическим приёмам, которые часто используются на уроках. Однообразие распевок противоречит основам современного хороведения. Для того чтобы распевание не выглядело как самоцель, я для себя уясняю прежде всего следующее:
-соблюдение основ хороведения в вокальных упражнениях;
-выбор вида упражнения;
-взаимосвязь упражнения с разучиваемой песней;
-задачи по развитию голоса и слуха в упражнениях, не связанных с разучиванием песни.
Моя творческая работа при этом заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, тесситуры, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.
В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности,
систематичности и доступности.
Чтобы просьба повторять распевания не показалось младшеклассникам утомительной, я разнообразила этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах:
Приём «эхо»
Сначала весь класс поёт распевку относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом исполняется ряд одинаковых распевок по хроматической гамме.
Приём «перекличка»
Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её же повторяет вторая. В переходе на исполнение упражнения с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевку поёт вторая группа, а затем её повторяет первая.
По мере освоения простейших распевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги-«лё», «ля», «ма», «ми» и т.д., так и со словами. Роль распевок с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками. Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:
Прима - « Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».
Секунда –« Уж как шла лиса по травке»(одна-две первые фразы).
Терция –« Ходит зайка по саду», «У кота – воркота».
Кварта –« Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка»(запев песни).
Квинта –« Пойду ль я, выйду ль я да»(первая фраза), «Во поле береза стояла»(первая фраза), «Со вьюном я хожу»(первая фраза).
Для распевания в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М.Красева «Ёлочка». В.Калинникова « Тень-тень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро».
Кроме того, в своей практике я использую ряд популярных распеваний, также приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты), «Утром я встаю, песенку пою»(мажорный звукоряд в объёме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама»(четырёхкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков-соль, фа, ми, ре с переходом в тонику до).
Диапазон распевок в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течении учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии исполнить гамму до мажор. Нередко я предпочитаю проводить музыкальные распевания. Когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося её на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.
При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности- разучиванию и исполнению песен.
Приведу ряд нотных примеров, которые я использую в качестве вокальных упражнений и распевок.


Вокально-хоровая работа над песней.
От природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Всё дело в том, чтобы их вовремя развивать, возбудить желание и потребность. Поэтому при выборе и работе над песней я использую следующий план:
Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни.
Соответствие песенного репертуара возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.
Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.
Круг вопросов по включению по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу.
Первое представление о песне и процесс её разучивания:
- интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);
- распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
- учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;
- динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;
- характер движения мелодии и сопровождения;
- интонационно-драматургическое развитие песни;
- углубленное интонационно-образное восприятие песни путём использования наиболее ярких средств выразительности с помощью пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментах.
Работа над песнями и упражнениями в разных возрастных группах имеет общие черты. Так, освоение песни включает: ознакомление, собственно разучивание, закрепление, исполнение.
Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя, показ песни и беседа с учащимися. Их цель - создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа.
Разучивание песенного репертуара я всегда осуществляю по фрагментам ( чаще - это фразы). Иногда разучивание начинаю не с начала, а с наиболее запоминающейся - лёгкой или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике, а также при звуковедении легато( что помогает лучшему впеванию и осмыслению мелодической линии).В процессе разучивания песни большое внимание уделяю не только усвоению мелодии, но и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Текст осваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией. Непонятные или трудные слова объясняю ученикам до исполнения, при необходимости записываю их на доске. В процессе работы выявляю логические вершины в тексте, провожу работу над его ясным и чётким произношением. Основа пения-гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого использую попевки, упражнения на гласные у, ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле берёза стояла»). Большое внимание в вокальном воспитании уделяется гласному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о, ё помогает выработать округлый красивый звук. Специального округления требуют звуки и (его приближают к звуку ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ (например, песня М.Ройтерштейна «Доброй ночи»- в её тексте встречаются все гласные, требующие округления).
Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, чётко, ясно и энергично. При исполнении их следует обратить внимание учащихся на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь р. В развитии правильной дикции необходимо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов. Можно даже показать ребятам, что получится, если петь песню, пропуская согласные. Внимание учащихся обращается на то, что в словах следует переносить согласные к следующему слогу или слову. Например, «то-птоп», вместо «топ-топ» или «гро-мко» вместо «гром-ко».
На конкретных примерах школьники должны узнать важные правила:
- о необходимости раздельного пения одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова (например, в русской народной песне « А я по лугу» нельзя соединять а и я);
-о произнесении слов в пении в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии (например, произносить «серенькый», а не «серенький», «улыбнулас», а не «улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.)
Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности, навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Работая над ритмическим ансамблем, я использую движения, детские музыкальные инструменты: прохлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое сопровождение к пению своих товарищей на простейших музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зависит от понимания учащимися образного содержания произведения и стремления передать свое отношение в исполнении. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования.
В младшем школьном возрасте начинают формироваться все основные певческие понятия и умения, которые в дальнейшем развиваются. Специфика вокально-хоровой работы диктуется в первую очередь именно этим обстоятельством. Другой её особенностью является учёт физических и психических свойств детей начальной школы.
Важно чтобы музыкальный материал дети воспринимали с интересом. Ученикам интересно то, что непросто. И они должны знать, что, воспринимая, слушая что-то, они преодолевают различные трудности, хотя совсем не обязательно, чтобы материал был действительно сложным. Положительная эмоциональная реакция весьма влияет на полноценность восприятия музыки и на её воспроизведение. Поэтому полезно приободрить учеников, развеселить, заинтересовать «невероятной», сказочной ситуацией, интригующим сюжетом, поощрить.
Опора на опыт учеников, их знания, память - важнейшее условие успешного обучения. Воспитание наблюдательности помогает накоплению музыкально-слуховых представлений, развивает творческое воображение. Без умения наблюдать невозможно формирование вокального слуха. Обучение умению прослеживать за мыслью композитора, «наблюдать» произведение от начала до конца – очень активизирует процесс восприятия. Для этого даются задания: определить, меняется ли характер (настроение); сколько частей в песне; какая главная её мысль; плавно или скачкообразно развивается мелодия; в каком регистре звучит аккомпанемент; не допущена ли ошибка в исполнении (если музыкальный материал знаком); кто исполняет (если звучит запись) и т.д.


Подбор репертуара
Подбор репертуара- это творческий процесс, органично входящий в повседневную деятельность учителя и требующий от него многих знаний и умений, например знать законы восприятия детьми тех или иных музыкальных произведений как по отдельности, так и в их взаимосвязях и сочетаниях, уметь моделировать для каждого урока и выступления всё новые «комплексы» музыкального материала, знать закономерности музыкально-певческого развития школьников и уметь предугадать динамику этого развития у учащихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Имеют значение и методические установки педагога, а также умение видеть возможности их творческой реализации на том или ином музыкальном произведении. Таким образом, отбор произведений–процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура учителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает, а также тем, в каких условиях происходит обучение. Главным «собирательным» принципом можно считать подчинение отбора репертуара учебно-воспитательным задачам.
Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. Проводить такую работу необходимо, так как тембр певческого голоса, как и другие свойства звучания, является отражением качества работы голосового аппарата ребёнка, отражением методических установок педагога, а также того музыкального материала, который он отбирает и использует.
Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса, надо представить себе, в какой мере могут повлиять на характер звучания такие элементы произведения, как его тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, динамика, штрихи, поэтический текст, художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность. И, наконец, определяется общая исполнительская трактовка произведения. Здесь следует учесть, насколько данный состав учащихся сможет добиться художественности исполнения песни при сохранении оптимального возрастного вокализирования, готов ли хор к этому психологически, эмоционально, достаточно ли он художественно-технически обучен.
Если каждое произведение будет отбираться на основе знания и учёта особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явиться залогом успешного индивидуального певческого развития школьников, охраны их голосов. Репертуар детского хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов.
Многие детские песни при умелом их использовании становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокально-хоровой работы – русские народные песни, которые исполняются чаще всего многоголосно и без сопровождения. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.
Одно из важных средств вокального воспитания и развития в детском хоре заключается в том, что для разучивания берётся не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат хористов, включает в хоровую работу творческое начало и сознательность.
В репертуар должны входить произведения как современных композиторов, так и произведения классиков, русские народные песни, а также песни народов мира. Разумный отбор материала обеспечит возможность для всестороннего музыкального развития учащихся.
Охарактеризую вкратце основные группы хоровых произведений, использующихся обычно в работе с детским хором.
Популярные детские песни- произведения,сочинённые для детей отечественными композиторами- Р.Бойко, Ю.Чичковым, С.Баневичем, Г.Струве, А.Подгайцем, О.Хромушиным, С.Ведерниковым и многими другими.
Современная хоровая музыка. Включая в план вокальной работы произведения современных российских и зарубежных композиторов, необходимо заботиться о том, чтобы они были доступны детям по кругу настроений, образов, расширяли «интонационный багаж» учащихся, приучая их к восприятию современных образов гармонии, других средств музыкальной выразительности.
Народные песни России и ближнего зарубежья. В работе чаще всего использую народные (русские, украинские, белорусские, латышские, эстонские, литовские и т.д.) песни в обработке для детского хора.
Музыка народов мира. Формируя у учащихся разносторонность музыкальных интересов, желательно включать в репертуарный план произведения, сочиненные композиторами разных народов мира.
Классика. В репертуар может быть включён ряд нетрудных классических музыкальных произведений ( «Колыбельная» Й. Брамса, «За рекою старый дом» И.С. Баха, «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского на слова Г.Иващенко, «Островок» С.В.Рахманинова на слова К.Бальмонта, «Утро» Ж.Бизе на слова Д.Усова и т.д.)
Сакральная (религиозная, обрядовая) музыка. Многовековая хоровая культура, нашедшая отражение в музыке религиозного обихода, являет пример высочайших достижений музыкального искусства. Дань религиозному искусству приносили выдающиеся музыканты-классики, такие как И.С.Бах, Д.Перголези, П.И.Чайковский, С.И.Танеев, С.В.Рахманинов. Можно рекомендовать слушать записи и «живые» выступления хоровых коллективов, исполняющих религиозную музыку.
Итак, выбор произведений для детского хора – дело нелегкое. Рациональнее всего намечать к разучиванию сразу несколько сочинений, разноплановых как по образному содержанию, так и по своим вокально-хоровым трудностям, планировать репертуар на полгода, год. Лишь в этом случае можно с успешностью сочетать лёгкое и сложное, песни повседневные и классические сочинения.


Русская народная песня как средство обучения выразительному пению.
Большое внимание в своей работе я уделяю русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Большинство детей к моменту прихода в школу уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы, веселое подпевание плясовой мелодии в детском саду. Эти впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания детей на уроках музыки, давая понятные и близкие им народные песни, попевки, мелодии, которые так богаты жизнелюбием и неиссякаемой энергией русского народа.
Начать свою работу пришлось с самообразования: чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения хрестоматий русской народной песни и поэзии.
Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она обогащает ребят музыкальными образами, формирует художественный вкус, обогащает речь типично народными выражениями, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шёлковая, зимушка-зима и т.д. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова (коромысел, грать, сенички), дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.
Песенный материал подбираю в соответствии с возрастными особенностями детей. В 1-2 классе использую плясовые, игровые, хороводные и шуточные песни с доступным содержанием, яркой мелодией, четким ритмом. Это песни: «На зеленом лугу», «Калинка», «Пойду ль, выйду ль я». В 3-4 классе представление детей о народной песни расширяются. Помимо игровых и плясовых песен использую и обрядовые, лирические, исторические, современные народные песни. Также включаю в урок музыку народов мира: немецкую, чешскую, английскую, французскую.
Несмотря на все трудности нашей жизни, хочется, чтобы наши ученики жили полноценно, уважали и ценили традиции и обычаи родной страны. Не должен пропадать интерес к прошлому своего народа. Я стараюсь воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Характерные для русской народной культуры формы, звуки, тембры, орнаменты, мелодии и жесты «пронизывают» ребенка насквозь. Ребенок чувствует, что он является неотъемлемой частью своей культуры. В процессе работы с разнообразными народными произведениями осуществляется расширение словарного запаса, содержательнее и красочнее становится речь учащихся, развивается наблюдательность, сообразительность. Простота построения мелодии народных песен, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор-всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят.
Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению. В репертуар включаю песни : «Дождик, дождик пуще», «Две тетери», «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси», «Чики-чики, чикалочки», «Васька кот», «Лиса по лесу ходила», «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозём», «Из-под дуба, из-под вяза», «Вдоль по улице метелица метёт» и многие другие.
Например, пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «п» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон не отвлекает их внимание на запоминание мелодических оборотов. Этой песней я начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенно усиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На последующих уроках использую песню как распевку.
Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогают напевному пению. Первая фраза в песне начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половине мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.
Опевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имён детей побуждает их активно включиться в пение.
Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определённой последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.
Известно, что повторение мелодии на одном звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пении попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук.
Музыкальный фольклор легкодоступен восприятию младших школьников, прежде всего, потому, что зачастую смысл его песен и потешек изначально обращен непосредственно к детям, и, естественно, содержит традиционно-незатейливую художественную образность и куплетность построения. Народные песни нередко имеют свою линию драматургического развития, а все описываемые в них события при исполнении требуют их жестикуляционных комментариев. Особенное значение народная музыка преобладает тогда, когда с ее помощью происходит введение и закрепление игровых приемов, столь важных в начальной школе.
Приведу примеры покуплетных вариантов совмещения ритмических движений с содержанием некоторых народных песен. Отмечу, что все нижеприведенные произведения предварительно разучиваются настолько прочно, чтобы их вокальное исполнение не вызывало затруднений у школьников.
Русская народная песня «Земелюшка-чернозём»
1 В каждом куплете припев повторяется два раза.
2 Хореографические действия во всех припевах одинаковые
1.Земелюшка-чернозём
(руками выполняются 4 хлопка с правой стороны)
Земелюшка-чернозём
(выполняются 4 хлопка с левой стороны)
припев:
Чернозём,
(руки на пояс на весь припев, поворот вправо на 90 градусов)
Чернозём,
(поворот-возвращение на исходное положение)
Земелюшка-чернозём
(поворот влево на 90 градусов и возвращение на исходное положение)
2.Там березка выросла,
(постепенно, в течении всего куплета, руки поднимаются вверх)
Там березка выросла.
припев:
Выросла, выросла,
Там березка выросла.
3.На березке листочки

(поднятые руки наклоняются вправо и влево)
припев Листочки, листочки,
На березке листочки.
4 Под березкой травушка,
(выполняется лёгкий наклон корпуса вниз с раскачиванием опущенных рук вправо и влево)
припев: Травушка, травушка,
Под березкой травушка.
5. На травушке цветики,
(выполняется полуприседание с вытягиванием рук вперед и пружинистый подъем)
припев:
Цветики, цветики.
На травушке цветики.
6.Там ребята гуляли,
(мягкий марш на месте)
припев
Гуляли, гуляли,
Там ребята гуляли.
7.Рвали цветы со травы,
(имитация действия «рвать цветы»)
припев:
Со травы, со травы,
Рвали цветы со травы.
8.Плели венки из цветов,
(круговые вращения кистями рук одна вокруг другой)
припев:
Из цветов, из цветов,
Плели венки из цветов.


Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт»
Примечание: жестикуляция во всех припевах одинаковая.
1.Вдоль по улице метелица метёт,
(опущенными вниз руками проводятся взмахи в стороны)
Скоро все она дорожки заметет.
Припев: Ой, жги,жги,жги, говори,
(скользящие удары ладонями по принципу «тарелок»)
Скоро все она дорожки заметёт.
2.Запряжёмте-ка мы в сани лошадей
(выполняются пружинистые полуприседания на месте, изображая кучера)
В лес поедем за дровами поскорей.
Припев: Ой, жги,жги,жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
3.Топорами мы ударим дружно в лад,
(выполняется имитация движений «рубка дров»)
Только щепочки по лесу полетят.
Припев: Ой,жги,жги,жги,говори,
Только щепочки по лесу полетят.
4.А из леса мы тихонечко пойдём,
(снова изображение «лошадки и кучера»)
Да руками мы прихлопывать начнём.
Припев: Ой,жги,жги,жги,говори,
Да руками мы прихлопывать начнем.
5.А ногами мы притопнем дружно враз.
(притопы правой ногой)
Эх, мороз, теперь не страшен ты для нас.
(притопы левой ногой)
припев: Ой,жги,жги,жги,говори,
Эх, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Русская народная песня «Из-под дуба, из-под вяза»
1.Из-под дуба, из-под вяза,
(выполняются 3 притопа правой ногой. При этом уч-ся делают взмахи платком, взятым правой рукой за его середину. На четвертую долю платок перекладывается в правую руку).
Из-под Вязова коренья.
(3 притопа левой ногой и 3 взмаха платком правой рукой. На четвертую долю платок перекладывается в правую руку).
Припев: Вот и калина,
(Дети выполняют притопы на месте. Руки при этом находятся на поясе ).
Вот и малина.
2.Протекали ручеечки,
(Ребята складывают руки перед собой, охватывая себя за локти, и делают 4 небольших шага вперед).
Мыли девочки платочки.
(Делают 4 шага назад).
3.Они мыли, колотили.
(Наклоняются вперед и встряхивают платки, взяв их за углы).
Платок в воду уронили.
4.Кто бы, кто бы это мог
(Берут платок в правую руку за середину и этой рукой прислоняют его к щеке, покачивая головой).
Горю моему помог?
5.Выискался паренек,
(Берут платок, сложенный жгутом, и с поклоном подают его вперед на вытянутых руках).
Подал девушке платок.
6.Ну, спасибо, друг тебе,
(Действия 1 куплета – по 3 притопа каждой ногой).
Что помог моей беде.
Исполнение народных песен будет ярче, если добавить игру на музыкальных инструментах. Игра в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, воспитывает дисциплинированность, усидчивость, художественный вкус, т.е. все те качества, которые так необходимы ученику. При работе с детьми я заметила, как дети переживают, если у них что-то не ладится, как радуются своим успехам. Нельзя сказать, что сразу все получалось отлично. Но одно то, что дети играют в ансамбле и поют, уже хорошо. В ансамбле были исполнены такие мелодии: «Калинка» (р.н.п.), «Ах вы, сени» (р.н.п. в обработке В.Агафонникова), «Полянка» (р.н.п. в обработке Н.Метлова) и другие произведения.


Потешки и прибаутки
Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни, потешки играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Поэтому, я обязательно использую их в работе с детьми младшего школьного возраста.
М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало- большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Таким периодом и является период обучения в начальной школе. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Приведу примеры таких произведений:
Кошка в лукошке
Рубашечку шьёт,
А кот на печи
Сухари толчёт.
У нашей кошки
Три сдобные лепёшки,
А у нашего кота три погреба молока.
Уж ты, курочка, не пой,
Конопаточка, не пой!
Ты пой, петушок,
Золотой гребешок,
Подавай голосок
На Егоров дворок.
* * *
Синичка, синичка,
Воробью сестричка
Воробей-воришка
Залез в амбаришко
Клевать просо
Своим носом.
* * *
Гуля, гуля-голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
* * *
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
-То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
* * *
Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке, коту Николашке,
Кобылке Нениле, мерину Гавриле,
Утке Анютке, селезню Васютке,
Кочету Никите, курице Улите.
* * *
Летел соколок через Аннушкин дворок,
Уронил сапожок.
-Ты подай-подай, девица, раскрасавица!
-Я на печке сижу, я колечки нижу,
На беседушку спешу, всех людей насмешу.
* * *
Вдоль по реченьке лебёдушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
* * *
Пошла Маня на базар, принесла домой товар:
Родной матушке платок,
Посередочке цветок.
Братьям-соколам -по козловым сапогам,
Сестрицам - лебедицам –
Да по белым руковицам.
* * *
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
Как у котика усы удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород-
Всполошится весь народ,
И петух, и курица с деревенской улице.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
* * *
У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошёл поближе я.
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
* * *
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
* * *
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка-
На носу вскочила шишка.

Ч а с т у ш к и
Удивительный это жанр – частушка! Во-первых, он один из немногих
живых жанров русского фольклора. Новых сказок, былин уже не
возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети.
Новое – на основе старого.
Н. М. Мельников

Частушка появилась где-то в середине 19 века, поэтому в словаре Даля нет даже слова такого «частушка». Его ввел в литературный и научный обиход писатель Глеб Успенский в 1889 году. Он сам собирал частушки в деревнях неподалеку от нынешней границе между Новгородской и Ленинградской областями.
Почти каждый ребенок остро ощущает смешное, комичное. Дети обычно очень любят книги, содержащие юмористические сцены, комические ситуации. Привлекает и импровизационный характер частушек. Необычайная широта их тематики, эмоциональное разнообразие, метко выраженные сатира и дружеский юмор – все это заинтересовывает детей. Есть частушки с чисто детской тематикой, которые отражают детские интересы, и, безусловно, возникают в детской среде.
В последнее время часто можно услышать в детском исполнении стихи, поговорки, дразнилки, небылицы–перевертыши – песенки, в которых все поставлено «с ног на голову», положенные на мотив четырехстрочной частушки. Такие произведения вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных вещей и явлений.
Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный характер фольклора в частушке проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое ее качество, как необычайно тесная связь с современностью. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек, очень большая подвижность, быстрая смена репертуара. Приведу примеры частушек, которые сегодня можно услышать в детском репертуаре:
Кто сказал – частушки, вроде, Так живи, частушка, всяко!
В наши дни уже не в моде? Под гармошку и струну!
Да и дело разве в моде, Надо нам, друзья, однако,
Если любят их в народе?! Спеть сегодня хоть одну!
Мы частушек много знаем
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки!
Коля ссорится с друзьями, Николай пример решал,
В ход пускает кулаки. А Сергей ему мешал.
У задиры под глазами Вот, ребята, вам пример,
Не проходят синяки. Как нельзя решать пример.
Ноги синие у Гали –
Галю в клинику послали.
Присмотрелись лучше к Гале –
Это джинсы полиняли.
Всех быстрей Сергей бежит Обещал ребятам Павлик:
И съезжает с горки, - Единицу я исправлю,
А за партой он дрожит, Я немножко подучу,
Словно мышка в норке. Сразу двойку получу!
Педагоги нам внушали,
Чтоб мы слушали урок.
А мы зайчиков пускали –
Не пошло ученье впрок!
Чистота – залог здоровья, На уроке Витя с Борей
Помним это мы всегда. Толковали о футболе,
Часто кончик носа моем, Забивали вместе гол,
Ну и уши иногда. Получили вместе кол.
Не любит Вова есть обед.
Аппетита вечно нет.
Кричит: - Купите жвачку,
Да не одну, а пачку!

Вася в классе, говорят, Как-то раз спросили Васю:
Самый сильный из ребят, -Чем ты, Вася, занят в классе?
И по всем предметам в классе Он задумался слегка
Самый слабый тоже Вася. И ответил:- Жду звонка!
Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуйтесь на меня,
Какой я первоклашечка.
Начался учебный год, Мой дневник, как верный друг,
Часики затикали. Для меня старался.
А меня вопрос гнетёт, Я не выучил урок -
Скоро ли каникулы? Дома он остался.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прядки.
Мы таблицы умноженья Оля мучила расческу,
Взяли и попрятали. В школе делала прическу.
Дайте нам для ускоренья Мучила – то, мучила,
Микрокалькулятлоры! Да получилось чучело.
Я с отличником дружу, Как слезинки, капли с крыши
Помогать ему хожу. В ясный день закапали,
Тихо рядом посижу, Потому что Саша пишет
А потом пример спишу. На стене каракули.
Если ты моя подруга.
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали.
Мы в строю стоять устали, Мы больных не забываем,
Отдохнуть бы лучше всласть. Очень любим навещать.
Дружно стенку подпирали – Целый месяц все решали,
Не давали ей упасть. Как письмо им написать.
- Ты знаком. – спросили Петю,-
С восемнадцатым столетьем?
- Не знаком, - ответил Петя,-
Я тогда не жил на свете.
Задача трудная попалась, Мы веселые ребята,
Она от Димы «отбивалась». Мы нигде не пропадем.
Но Дима так ее «схватил», Если надо – мы станцуем.
Что за пять минут решил. Если надо – мы споем.
Хороши наши частушки,
И напев у них простой.
На сегодня петь кончаем –
Ставим точку с запятой.
Хорошо частушки пели, Под веселую гармошку
Хорошо и окали. Сколько лет уже пою;
Мы бы очень все хотели, Восемь лет уже пропела Чтоб вы нам похлопали. Еще больше пропою!





Формирование умений и навыков многоголосного пения.
Формированию гармонического слуха детей способствует многоголосное пение. Принято считать. Что успешная работа над двухголосием может начинаться лишь после достижений с учащимися хорошего унисона, умения петь по нотам и достаточной певческой подготовки.
Однако в школе уровень указанных умений не всегда удовлетворяет. И все же переходить к двухголосному пению необходимо, так как в процессе этой работы как раз и совершенствуются нужные качества.
Деление на первые и вторые голоса в начальной школе происходит весьма условно. У детей нет еще ни ярко выраженного тембра ни развитого диапазона, а наблюдается чаще всего склонность к более высоким или более низким звукам. Исходя из сказанного, очень важно иметь в виду, что не исключена возможность перевода детей из одного голоса в другой и что оба голоса поют первоначально почти все в одинаковой тесситуре.
В упражнениях, которые предвосхищают работу над новым навыком, нужно стремиться к очень строгой последовательности материала и постепенности его усложнения.
В подготовительный к двухголосному пению период я обязательно включаю слуховые упражнения. Например :исполняю на инструменте созвучия – секста большая и малая, терция большая и малая, септима большая и малая, секунда большая и малая, кварта, квинта, октава. Сначала от учащихся требуется определение количества звуков. Когда эти задания решаются легко и достаточно быстро, можно переходить к более сложным :пение верхних звуков созвучий (эти звуки должны по возможности исполняться без инструмента и непременно хорошим певческим звуком). Затем пение нижних звуков интервалов. Далее – определение количества голосов в песнях: в какой момент звучат два голоса, какой голос исполняется учителем при его пении и одновременной игре на инструменте.
И наконец, пение простейших двухголосных мелодий. С самых первых шагов необходимо следить за тем, чтобы учащиеся учились слушать оба голоса, исполняя один из них.
Первое упражнение имеет противоположное движение голосов и общий первый звук.
Учащиеся сольфеджируют всю мелодию. При этом обязательное требование – хороший, активный певческий звук. Затем поочередно каждая партия исполняет свою мелодию. Сигналом к пению того или иного голоса служит или словесное указание учителя, или его руки: левая – верхнему голосу, правая – нижнему. После удовлетворительного исполнения диалога учащиеся одновременно поют свою партию. Важно при этом выполнение оттенков.
Ещё раз подчеркиваю: чем правильнее вокально подготовлена каждая партия , тем точнее и увереннее звучат оба голоса. Последний аккорд выдерживается долго. Звучать он должен активно, ярко:
В этом упражнении главная мелодия во втором голосе, но кажущаяся простота верхнего голоса обманчива. Исполнение повторяющихся звуков требует определенного умения: каждый раз один звук надо петь ярче и как бы выше предыдущего. Разучивается это упражнение так же , как и предыдущее.
Более сложное упражнение – терцовое двухголосие:
Здесь сразу звучат два голоса. Специально обращается внимание детей на то, чтобы они все время хорошо слушали как свою партию, так и партию другого голоса.
Большое место в работе над двухголосием занимает пение канонов.
Методику работы с таким видом двухголосного пения представлю на примере разучивания французской народной песни:
Сначала учащиеся сольфеджируют мелодию. Далее песня исполняется на слоги да, лё, ми всем классом одноголосно. Затем соревнование: какая партия лучше исполнит мелодию подряд два раза – сначала с названием нот, потом на слог да. Следующее задание: мелодия разбивается на отрывки по два такта каждый и учащиеся должны исполнить эти фрагменты поочередно по партиям:
Дальше звучит канон в таком варианте: первый голос исполняют дети, второй учитель ( или инструмент).
Наиболее трудный момент в канонах – вступление нового голоса, точное интонирование первого звука. Применяю такой метод : вторые голоса перед своим вступлением два такта поют звук до первой октавы, сначала вслух, затем про себя:
Заключительный этап – исполнение канона подряд дважды со словами.
Каноны являются связующим звеном между одноголосным и многоголосным пением. Исполнение канонов на два голоса доступно и интересно школьникам, оно дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания между голосами. Именно этот навык лежит в основе многоголосного исполнения.
Я придерживаюсь мнения, что должным образом подобранные каноны (самостоятельность движения голосов, краткость материала, простота мелодии) обеспечивают значительное продвижение учащихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании навыков собственно многоголосного пения.
В репертуар учащихся начальных классов я также включаю двухголосные песни – игры, где слово и поэзия соединяются с тетрализованным действием. Несложные инсценировки доставляют детям много радости, активизируют эмоциональный отклик на музыку. Интересный сюжет, шуточный текст, задорный характер образов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности. В процессе работы над песнями – играми учащиеся незаметно для себя осваивают навыки двухголосного пения. В зависимости от того, какими двухголосными навыками необходимо овладеть классу, в его репертуар включаю соответствующие произведения.








Используемая литература:
Никольский А. Голос и слух хорового певца, - М.,2012
Из истории музыкального воспитания/ Сост. О.А.Апраксинат М.,2010
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта М.,2002
Музыкальное воспитание в школе, вып.17/Сост. О.А.Апраксина М., 2012
Мельников М.Н. Русский детский фольклор М., 2012
Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.,2010
Детские частушки, шутки, прибаутки /Сост.Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова, М.,2011











15