БЕЗ ВОДЫ НЕТ ЖИЗНИ. ВОДА-РАСТВОРИТЕЛЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ
3 КЛАСС.
ТЕМА: БЕЗ ВОДЫ НЕТ ЖИЗНИ. ВОДА-РАСТВОРИТЕЛЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ.
ТИП УРОКА: практическая работа в группах.
ЦЕЛИ УРОКА:
-учащиеся должны узнать, почему вода необходима для жизни на Земле; о составе воды;
-уметь определять признаки воды; проводить несложные исследования.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Я И УКРАИНА 3 класс Н. М. Бибик; изображение воды в трёх состояниях; стакан, ведёрко, шарик, полоски цветной бумаги, соль, сахар, медицинская груша.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.-О каких явлениях природы мы узнали на предыдущих уроках?
-Как вы считаете, обо всех ли явлениях мы с вами говорили?
-Что ещё нам предстоит изучить?
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.-Вспомните, на какие части делят природу?
-Что относится к живой природе?
-Что относится к неживой природе?
-Из чего состоит тело? Приведите примеры.
-Без какого вещества невозможно представить нашу жизнь? Об этом веществе говорит пословица.(Таблица № 1).
-Речь идёт о воде. Вода нам хорошо знакома. Она всегда рядом. А зачем человеку вода? Что такое вода?
III.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.-Как вы считаете, на какой вопрос нам предстоит ответить?
ЧТО ТАКОЕ ВОДА? КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА?
IV. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ.
-Я предлагаю работать по плану.(Таблица № 2).
1.СОСТОЯНИЯ ВОДЫ.
- Давайте заполним таблицу о том, в каких состояниях бывает вода. (Таблица № 3). Для этого нужно отгадать загадки.
Без досок, без топоровЧерез речку мост готов.
Мост, как синее стекло,-
Скользко, весело, светло. (Лёд. В твёрдом состоянии.)
Посмотрите в окошко: идёт Антошка.
(Дождь. В жидком состоянии.)
Найдите лишнее слово: ЛЁД, ПАР, ГРАД, СНЕГ.(Пар. В газообразном).
-Какой вывод можем сделать?
-А может ли вода находиться сразу в трех состояниях? В каное время года? (Таблица № 3).
2.СВОЙСТВА ВОДЫ. (Таблица № 4).
-А как проверить, правильно ли вы ответили на вопросы?
-Поработайте в группах. У на столах лежат конверты с заданими и необходимые приборы для проведения опыта. (Приложение № 5).
После самостоятельной работы учащиеся обсуждают результаты, сравнивают их с предполагаемыми результатами. (Таблица № 4).
V. ВКЛЮЧЕНИЕ «НОВОГО» ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.-Используя иллюстрации, расскажите где встречается вода на Земле. (Приложение № 6).
-Сделайте общий вывод: где встречается вода в окружающей нас природе?
-Откройте учебники на стр. 91 и прочитайте ту часть текста, над которой работали с группой.
VI.ИТОГ УРОКА.-На все ли, поставленные вопросы мы ответили? На какие ещё вопросы о воде хотите получить ответ?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найти ответ на заданный вопрос; поработать с учебником на стр. 91-95.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.
Таблица № 1.
МАТЬ-ВОДИЦА, ВСЕМУ ЦАРИЦА.
Таблица № 2.
ПЛАН «ОТКРЫТИЯ»
1.Состояния воды.
2.Свойства воды.
3.Вода в природе.
Таблица № 3.
СОСТОЯНИЯ ВОДЫ.
ПАР ГАЗООБРАЗНОЕ
ВОДА ЖИДКОСТЬ ЖИДКОЕ
ЛЁДТВЁРДОЕ
Таблица № 4
.СВОЙСТВА ВОДЫ.
ВОПРОСЫ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ ОТВЕТЫ ПОСЛЕ ОПЫТОВ
Какую форму имеет вода? Какого цвета вода? Есть ли в воде воздух? Имеет ли вода запах? Приложение №5.
ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
I.КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ВОДА?-Налейте в стакан воды. Опустите шарик. Изменилась ли форма шарика? А вода изменила свою форму?
II.КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?-Налейте в стакан воды. Сравните полоски (белая, жёлтая, красная, голубая ) с цветом воды. Можно ли назвать воду белой, жёлтой, красной, голубой?
III.ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЗАПАХ?-Можно ли назвать воду солёной, сладкой, кислой, горькой? Попробуйте.
-А что нужно сделать, чтобы вода имела вкус? Понаблюдайте, что произойдёт с сахаром и солью в воде. Попробуйте на вкус.
-А чем пахнет вода? Может ли вода иметь запах?
IV.ЕСТЬ ЛИ В ВОДЕ ВОЗДУХ?-Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите. Что наблюдаете?
Приложение № 6.
ВОДА В ПРИРОДЕ.