РОЛЬ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
РОЛЬ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Бушуева Наталья Леонидовна
Активность учащихся в познавательной деятельности оставляет желать лучшего как в общеобразовательной школе, так и в вузе. А познавательная активность выступает в качестве необходимого условия эффективности познавательной деятельности. Познавательная активность и познавательная деятельность не существуют раздельно. Познавательная активность – вид общей активности, выражающая состояние ученика в учебно-познавательной деятельности, мобилизующая его внутренние силы.
Основные пути активизации познавательной деятельности, используемые в педагогическом процессе: формирование положительной мотивации учебной деятельности, создание ситуации успеха, интенсивное использование проблемных ситуаций, способствующих развитию мышления учащихся, и дифференцированный подход. Для активизации познавательной деятельности весьма полезной оказывается занимательность, придающая соответствующую эмоциональную окраску познавательной деятельности, и оказывающая непосредственное действие на появление интереса. Перечисленное можно реализовать как во время учебных занятий, так и во вне учебное время.
1. Мероприятие «Физический поединок»
В мероприятие состоит из 5 этапов. Первый этап посвящен механике, второй - молекулярной физике и термодинамике, третий - электродинамике, четвертый - оптике и квантовой физике и пятый – творческий, в котором могут быть задействованы все из выше перечисленных разделов.
1. Первый этап. Раздел Механика. Представлен набор демонстрационных приборов.
Задание: Назвать демонстрации, которые можно показать при помощи перечисленного и представленного оборудования.
Командам на подготовку 1 минута. Затем, начиная с первой команды, участники начинают перечислять демонстрации, если возникает пауза, то команда выбывает из боя и у нее остается только столько очков, сколько было правильных ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.
Таблица
Соответствие оборудования и предложенной демонстрации
Набор оборудования
Демонстрация
1. Штатив,
2. Подвижный и неподвижный блоки,
3. Тележки,
4. Демонстрационная линейка,
5. Сосуд с водой,
6. Отливной сосуд,
7. Весы с набором грузов,
8. Грузы металлические и деревянные,
9. Динамометр.
1. Измерение массы тела на весах
2. Обнаружение архимедовой силы
3. Сила динамометра
4. Закон Архимеда
5. Сложение сил вдоль одной прямой
6. Трение покоя
7. Сила упругости
8. Закон сохранения импульса
9. Третий закон Ньютона
10. Невесомость
11. Инерция тел
12. «Золотое правило» механики
13. Изучение подвижного и неподвижного блока и т. д.
2. Второй этап. Раздел Молекулярная физика и термодинамика.
Установить взаимнооднозначное соответствие между рисунками и формулами. (Распознать процесс и подобрать соответствующую формулу).
Задание для команд выдается. Командам на подготовку 1,5 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл. Студенты должны заполнить таблицу ответов.
3. Третий этап. Раздел электродинамика.
Задача: Составьте схему цепи, содержащую один гальванический элемент и две лампочки, каждую из которых можно включать отдельно. Те, кто выполнит первыми, получат 5 баллов, вторые - 3 и т.д.
Каждой команде выдается ноутбук с установленной программой.
4. Четвертый этап. Оптика и квантовая физика.
На экране демонстрируется явление или процесс, а участники должны будете его назвать. У тех, кто поднимет руку первым преимущество. Если первые отвечают неверно, то у остальных появляется шанс заработать балл, просмотрев конец сюжета. Балл получает команда, которая быстро и верно ответит на поставленный вопрос.
Предлагается просмотреть и назвать следующие явления: 1) деление ядер, 2) диафрагмирование собирающей линзы, 3) нтерференция и дифракция, 4) радуга, 5) скорость света, 6) спектроскоп, 7) красная граница фотоэффекта, 8) модель оптической системы глаза, 9) распределение энергии в сплошном спектре, 10) фокальная плоскость, побочная ось и побочный фокус, 11) фотоэффект.
5. Пятый этап. Творческий этап, в котором могут быть задействованы все разделы.
Сценкой, мимикой, жестами показать 3 явления или процесса командам – соперницам. За каждую оригинальную находку 2 балла. На подготовку 2 минуты.
Максимально в данном конкурсе можно набрать 6 баллов.
Жюри подводит итоги. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее число баллов.
2. Мероприятие по физике «Великолепная пятерка»
Правила игры. Всего 3 отборочных тура и четвертый тур финальный. В каждом туре по 7 вопросов на обдумывание и обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Вопросы в каждом туре: качественная задача, количественная задача, история физики, обоснование опыта и мультфрагмент на физическое явление. Первой отвечает та команда, которая быстрей всех подняла руку. Если ответ неверный, то у остальных появляется шанс. Отвечаем по сигналу поднятой руки от команды. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За подсказки из аудитории с команд будут сниматься баллы. Приведем пример отборочного тура.
Вопросы:
1. Мультфрагмент. Вопрос: Применение какого простого механизма для самозащиты Вы наблюдали в сюжете? (Ответ: применение рычага)
2. О каком ученом идет речь?
- австрийский физик теоретик,
- один из основоположников классической статической физики,
- основные работы в области кинетической теории газов и теории излучения,
- вывел основное кинетическое уравнение газов,
- связал энтропию физической системы с ее вероятностью.
Ответ: Больцман Людвиг
3. Первую половины своего пути автомобиль двигался со скоростью 80 км/ч, а вторую половину пути со скоростью 40 км/ч. Какова средняя скорость движения автомобиля? Ответ: 53,3 км/ч.
4. Демонстрация опыта без звука про абсолютно неупругий удар.
Вопрос: Какое явление продемонстрировано в данном сюжете?
5. Качественная задача.
Почему в мороз снег скрипит под ногами?
Ответ: Ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.
6. Мультфрагмент. С помощью спиннинга волк смог перебросить себя через реку. Обоснуйте невозможность этого. Ответ: В замкнутой системе сумма импульсов всегда равна нулю. Все силы будут скомпенсированы.
7. О каком ученом идет речь?
Датский физик теоретик, сформулировал идею о дискретности энергетических состояний атомов, открыл условия устойчивости атомов, автор теории составного ядра, сформулировал важную теорему статистической механики (Нильс Бор). В качестве дополнительных заданий при возникновении спорных моментов может быть любое заранее приготовленное задание.