Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках биологии
Творческий отчёт
«Роль творческих задач
в развитии познавательной активности учащихся
на уроках биологи »
Работу выполнил:
Евсиков Александр Васильевич,
учитель МБОУ – Хинельской СОШ
Содержание
стр.
1. Введение 3
2. Организация работы по развитию
познавательной активности учащихся на уроках биологии 4-7
2.1.Материал и методика работы 4-5
2.2. Творческие задачи, пути их решения. 6-7
3.Практическое применение творческих задач на уроках биологии 8- 11
3.1. Применение интерактивных игр на уроках биологии 8 – 9
3.2. Методика учебного мозгового штурма
по теме «Красная книга» 10-11
4. Заключение. 12
5. Литература 13
6. Приложения
6.1. . Примеры третейского приёма в тестовых заданиях. 14 -15
6.2. Разработка урока биологии в 7 классе .Тема урока: Экологические группы млекопитающих. 16-17
-3-
Введение
В школе биология – преимущественно описательная дисциплина. На других уроках естественно – научного цикла (например, на уроках физики или химии) полученные учащимися знания можно закреплять и контролировать с помощью задач. Закрепление и контроль знаний в рамках биологии традиционно ведутся следующими способами: пересказ учащимися учебного материала; практические и лабораторные работы; проверочные и контрольные работы.
Эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путём применения творческих задач.
Под творческой задачей можно понимать проблему с нечётко заданными условиями; содержащую некое противоречие; допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области. Применение творческих задач на уроках помогает учителю демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли; развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей; способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной ,так и в устной форме.
Решение творческих задач необходимо и для учащихся, так как они способствуют развитию познавательного интереса к предмету через радость творчества и те положительные эмоции, которые они испытывают при решении творческих задач. Учащиеся работая в группе, приобретают навыки продуктивной совместной работы в группе и решения проблемных ситуаций, в том числе на социальном и бытовом уровне . Это обязательно им поможет при решении жизненных проблем и выжить в современном обществе.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы овладение знаний протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формировало у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников надо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предложения, догадки, уметь делать обобщения, применять знания в новых ситуациях.
Тема «Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках биологии » раскрывает новые возможности учебного процесса и основные направления работы по активизации школьников на обучение. В данной работе я делаю акцент на значение творческих задач, на нетрадиционные приёмы развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках по биологии в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала темы, особенностей класса. Все предложенные приёмы изучались и прорабатывались в ходе многолетней работы, большая часть взята из различных методических пособий, журнала
« Биология в школе», газеты « Биология». В настоящее время использую мультимедийные программы и интернет, видеоаппаратуру.
Постоянно использую в своей работе творческие задачи для повышения интереса к предмету в как мозговой штурм , деловая игра, интерактивные игры, дидактические игры. Мозговой штурм - одна из технологий решения учебных задач, применяю в 9 – 11 классах, так как большинство старшеклассников полностью готовы работать самостоятельно. Деловая игра – это апробация идей, у которых есть как сторонники, так и противники, используется для учащихся, начиная с 7 класса. Самые простые интерактивные игры провожу с учащимися 5 – 8 класса. Дидактические игры развивают воображение учащихся. Каждый год выпускники 9 и 11 класса сдают биологию как экзамен по выбору и показывают положительную динамику.
Считаю, что повышение образовательного уровня выпускников, зависит от качества работы учителя и наличие мотивации на образование у школьников.
- 4 –
2. Организация работы по развитию
познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1.Материал и методика работы
Традиционные методы закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проверочные и контрольные работы, хороши тем, что показывают, насколько точно усвоен материал. Однако они не позволяют выявить то, как ученик научился применять знания, оперировать ими.
Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говоря о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.
Творческие задачи на уроках биологии позволяют:
1. Обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
2. Ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук;
3.Развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
4.Формировать навыки совместной работы;
5.Установить межпредметные связи.
Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно – иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, формируя у них интерес к биологии, развивая творческое мышление.
Задачи могут быть разделены на количественные ( расчетные), качественные и экспериментальные.
Количественные задачи прослеживаются при наблюдениях или опытах по анатомии, физиологии и гигиене человека. Например, определение роста и массы тела, подсчет частоты пульса и дыхательных движений, определение жизненной емкости легких, времени максимальной задержки дыхания и т.д. Измерения позволяют проверить навыки самоконтроля и сравнить полученные данные со среднестатистическими. Результаты измерений в дальнейшем могут использоваться учащимися для оценки состояния своего здоровья, составления рациона питания и пр.
К качественным задачам относятся, например, задачи на сравнение органов человека с гомологичными органами животными. Это дает возможность ознакомить учащихся с методами сравнительной анатомии. При решении задач такого типа определяются лишь качественные соотношения между биологическими величинами, что даёт возможность выявить причинно – следственные связи между явлениями. При этом часто используются рисунки, графики, таблицы, иногда эксперимент. Задачи на распознавание органов по их функции способствуют лучшему пониманию учащимися связи между органом и его функцией. Эти задачи требуют выделения отличительных признаков на основе признака функционального ( например, влияние нагрузки на массу )
- 5 –
К качественным можно отнести также задачи следующих типов:
1.Задачи, требующие распознавания препаратов органов по их словесному описанию;
2. Задачи на определение демонстрируемых физиологических процессов ( например, определение условных и безусловных рефлексов и их торможения);
3.Задачи на связь строения и функции, например, определение мощности шейных мышц по бугристости на затылочной кости человека;
4.Задачи на связь теоретических знаний основ анатомии и физиологии человека с личной и общественной гигиеной.
К экспериментальным задачам относятся составление гипотезы, формулирование выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Задачи на составление гипотезы используется в тех случаях, когда у учащихся были определенные теоретические знания или материалы наблюдений, на основании которых можно сделать какие – либо предположения. Такие экспериментальные задачи проводятся по обычному плану: составление гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.
Предлагается несколько однотипных задач. Одни из них разбираются вместе с учащимися, другие используются для самостоятельного составления гипотез.
Пример № 1. Ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия: наклоны, приседания, вставания и т.п. Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись? Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки? Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону? Почему при наклоне вперед без сгибания ног в коленях голень отклоняется назад?
Вопросы направлены на выявление взаимодействия прямых и обратных связей. Предварительное действие – наклон корпуса при вставание со стула, отведение таза назад при приседании, отклонение корпуса вправо при подъёме левой ноги – это прямые связи. Но для осуществления следующего ( или одновременного ) целевого действия нужна информация о выполнении предшествующей фазы. Она поступает в мозг по каналам обратной связи. Если она не пройдет, окончательное действие будет блокировано.
При решении задач на доказательство учащиеся , ознакомившись с выводами из результатов опыта. Должны были составить план опыта и, проделав его, доказать правильность вывода.
Пример № 2. Как доказать , что кровеносные сосуды под кожей руки – вены?
Учащиеся решали задачу разными способами. Часть из них исходила из определения вены. Они искали такие опыты, которыми можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: »Нужно сдавить руку в запястье. Если мы видим , что сосуды набухает со стороны кисти, значит это вены, т.к. кровь по ним движется к сердцу». Такое решение основано на подведение под определение. Задачу можно решить , строя рассуждение по логическому принципу исключения: «Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т.к. они крупные, и не могут быть артериями, т.к. не пульсируют. Значит, это вены.»Примером задач на формулирование выводов из опыта может быть изучение состава костей. Условие таких задач дается путем демонстрации экспериментов. Задачи решаются более эффективно, если предварительно раскрыть их условия. В творческих задачах могут использоваться противоречия в научных фактах, противоречия между житейскими представлениями и научными фактами, а также новые факты, которым трудно найти объяснения на основе имеющихся знаний.
- 6 –
Разрабатывая творческие задачи, надо опираться на высказывание Д.В.Колесова: «Рекомендуем также различать два вида творчества: преимущественно инновационное и
преимущественно системообразующее. В чем различие? Первое – создание нового как такового: выдвижение новых научных идей и т.д…. – элементарная новизна. Второе – установление новых связей и отношений между уже известными явлениями и объектами, благодаря чему они обретают новое качество, выступают в новой роли. Это системная новизна.»Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений. В качестве примера рассмотрим следующую задачу.
Пример № 1
. Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца? В конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т.к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удалены из яйца через поры в скорлупе. Путем рассуждения школьники приходят к выводу, содержащему новую информацию, возможно, не известную им.
Системообразующее творчество учащихся проявлялось при решении задач, связанных с систематизацией уже известных им фактов. Примером может служить следующее задание.
Пример № 1. Построить схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и кончая их утилизацией в клетке. При решении таких заданий учащимся разрешено использовать учебник. Используя известные факты, они должны выстроить цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте, всасывание её в кровь, изменения , происходящие с ней в печени и мышцах, превращения в клетках, где часть её окисляется , т.е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.
При отборе материала не ставится задача полного рассмотрения затронутого вопроса. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету изучения, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду, т.е. урок несёт в основном воспитательную и развивающую направленность.
- 7 –
2.2. Творческие задачи, пути их решения.
Учитель может сконструировать из любого сколько – нибудь интересного материала творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока, например для проверочной работы, опроса или зачёта. Как это сделать? Необходимо ввести новое определение : модель – некое общее понятие для ограниченной части учебного материала. Моделью может быть понятие, закон, фрагмент теории, принцип и т.п.
Основные типы творческих задач.
1. Узнавание учащимися модели в условии.
Типовые формулировки задач:
- Назовите используемую в подборке примеров модель.
-Выберите правильное, в соответствии с моделью, утверждение из заданного ряда.
- Продолжите фразу в соответствии с моделью.
Пример № 1.. «Ворюги». Не стесняясь, волки стаей нападают на медведя с целью отнять его добычу – и успешно. В горах копытные съедают копенки сена, с большим трудом припасённые на зиму пищухами – сеноставками. В пустыне жук – скарабей, увидев другого жука, катящего навозный шарик, стремится завладеть драгоценным грузом. Вороны тоже не церемонятся со своими сородичами послабее – отдай, и все! Отдельные виды муравьев питаются личинками и яйцами, которые крадут у своих более крупных «собратьев».
Дайте общее название приведённым примерам поведения животных .Ответ: Это клептопаразитизм – воровство среди животных.
В данном случае это понятие и будет моделью.
2.Прямое применение учащихся модели.
Типовые формулировки задач:
- Примените модель и получите заданный результат.
- Найдите ошибку в применении модели.
- Приведите свои примеры использования модели. Дополните ряд примеров.
Пример № 1. «Теперь он и тебя посчитал…»
Прочитайте список животных:
2 воробья домовых, 2 воробья полевых,
2 голубя сизых, 2 голубя породы «Дутыш»,
2 пары кур домашних,
2 глухаря, 2 тетерева обыкновенных +
2 мыши домовые, 2 мыши белые,
2 мыши лесные, 2 крысы серые, 2 крысы чёрные,
2 зайца – беляка, 2 зайца – русака. +
2 кролика диких, 4 кролика домашних,
2 восточноевропейские овчарки, 2 лайки,
2 домашние лошади, 2 домашних осла.+Животные, указанные в одной строке, Свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, за исключением тех, которые обозначены знаком «+» : они тоже скрещиваются , но дают стерильное потомство.
Определите, сколько видов и сколько особей представлено в этом списке?
Учащиеся закрепляют понятие «вид», «свойства вида», которые в данном случае являются моделью.
- 8 -
Пример № 2. «Листы и корни».
В басне «Листы и корни» И.А.Крылова корни, споря с листьями, говорят:
- Мы те, которые , здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте.
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.
В чём была ошибка знаменитого баснописца?
Возможный ответ: И.А. Крыловым неправильно вычленена модель, описывающая процесс питания растений. Так как когда басня писалась , не было известно значение ассимилирующего аппарата листьев. По выражению выдающегося физиолога К.А.Тимирязева , это было « … отражение многовековой несправедливости» ( т.е. непризнания роли зелёных листьев, в клетках которых идёт синтез органических веществ)
3.Применение учащимися нескольких освоенных моделей ( на выбор) без указаний, когда , где и как именно их применять.
Типовые формулировки задач:
- Примените некоторые из освоенных моделей и получите заданный результат.
- Примените некоторые из освоенных моделей и получите гамму возможных ответов
( это обычно исследовательские задачи).
Пример № 1. «Жажда крови» .Оказывается, пираньи нападают не на любых животных, попавших в их водоём. Почему же некоторых животных они атакуют, а другие спокойно плавают вместе с пираньями?
Подсказка 1. Рассмотрите, чем могут отличаться друг от друга животные, попадающие в водоём к пираньям.
Подсказка 2. Пираньи – хищники.
Ответ: Пираньи реагируют на кровь в любом виде – расчес от укуса насекомого, порез, царапина. Если кожные покровы целы, скорее всего, они не атакуют. Правда, так бывает не всегда: они крайне агрессивны в брачный период или если очень голодны.
4.Задачи на применение биологического эффекта или явления.
Типовая формулировка задач:
- Где, когда и зачем можно применить данный биологический эффект ( явление)?
5.Исследовательские задачи.
Типовые формулировки задач:
- На основании данных сделать обобщающий вывод.
- Сравнить, какая модель эффективнее, оптимальна, при каких условиях.
- Предложить серию экспериментов для проверки факта, гипотезы.
Пример №1. »Неприступный … забор».
Существует проблема: как предотвратить выход диких зверей на автострады, чтобы они не сталкивались с автомобилями и не забредали в города. Различные ловушки и ограждения малоэффективны, да и экономически невыгодны. Как быть?
Подсказка: Рассмотрите ресурсы. Чего «по определению» боятся звери? Что может их остановить?
Возможный ответ: В Западной Германии начали размещать вдоль обочин дорог и вокруг городских окраин предметы из пористой резины, пропитанные веществом, имитирующим запах человека. Эти химические «пугала», выполненные в виде, например, листьев, подвешиваются на ветки.
- 9 –
Можно привести наиболее простые и эффективные способы работы с классом при использовании учителем на уроках творческих задач.
Типовые схемы работы с группами.
1.Группы получать одно и то же задание. Результат работы группы может быть просто сдан на проверку учителю. Другой вариант: «спикер» одной из групп сообщает результаты работы. А остальные учащиеся его дополняют или опровергают. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся» и учитель на острие их интереса строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
2.Группы получают разные задания. Тогда или «спикеры» групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый «спикер» по кругу обходит каждую группу и работает с ней.
3.Группы получают для рассмотрения одну из проблем, всесторонне анализируют её в соответствии с поставленными вопросами и затем докладывают классу результат.
4.Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Задача может быть решена « по частям»: каждая группа получает свою часть вопроса; ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект : ребята очень гордятся , когда результат их работы оказывается нужным всему классу.
Деятельный подход к обучению может реализован через использование интерактивных методов : игр, тренингов, упражнений, которые опираются на активное взаимодействие учащихся друг с другом или учащихся с учителем. Особо интересный вопрос – решение творческих , эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть « открытыми». Они развивают « творческость» мышления.
Это технологии – учебного мозгового штурма и деловой игры.
Мозговой штурм - одна из технологий решения учебных задач. Эта интересная и эффективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. На Западе пользуются термином «креативность».)Мозговой штурм – разновидность эвристического общения по обсуждению новых идей. Он представляет собой беспорядочное обсуждение какой – либо проблемы.
Деловая игра – это апробация идей, у которых есть как сторонники, так и противники.
Некоторые методы: исследовательский ( ученический эксперимент без готовой инструкции ) и моделирование ( самостоятельное изготовление учащимися моделей) – требует много времени, поэтому применяются лишь во внеурочной работе.
Планирование работы подразумевает необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха. Основной метод получения научных выводов – сравнение наблюдений, опытов и экспериментов.
Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат
- 10 –
3.Практическое применение творческих задач на уроках биологии
3.1. Применение интерактивных игр на уроках биологии
Интерактивные методы обучения широко применяются в экологическом образовании, воспитании и опираются на активное взаимодействие учащихся друг с другом или учащихся с учителем. В процессе такого взаимодействия формируются не только новые знания, но развивается эмоционально – чувственная сфера, формируются коммуникативные навыки.
Пример № 1.»Ноев ковчег» ( знакомство с биоразнообразием)
Количество участников: 3-5 человек.
Время: 5-10 минут.
Ход игры: Ведущий говорит на ухо каждому участнику ( так, чтобы другие не слышали) название того или иного животного ( например, кошка, собака, корова) так, чтобы названия повторялись дважды.
Задание участникам: не говоря никаких слов, найти свою пару. Можно имитировать звуки, издаваемые тем или иным животным, особенности его внешнего вида и передвижения.
Игра заканчивается , когда каждый находит свою пару.
Пример № 2. »Яблоко – модель Земли».
Цель: показать, что природные ресурсы на Земле ограничены.
Время: 5-10 минут.
Материалы: большое яблоко, острый нож.
Ход работы: 1. Представьте, что яблоко – это Земля. Поделите яблоко на четыре части. Что представляет собой три четверти яблока? – Мировые океаны. Отложите их в сторону.
2.Одна часть яблока – это суша. Разрежьте её пополам. Одна половинка – территории, малопригодные для жизни людей: полярные области, пустыни, болота, высокогорья и скалистые горы. Отложите половинка в сторону.
3.Оставшаяся восьмушка яблока – территория, на которой живут люди.
4.Разрежьте 1/8 яблока на 4 части. Три части – это территории, где люди живут, но не выращивают продукты питания ( города, посёлки, дороги, парки, заводы).
5.Что осталось? – 1/32.Осторожно снимите кожуру с оставшейся части яблока. Она символизирует тонкий слой на поверхности земной коры, которая даёт всему человечеству пищу. Его средняя глубина менее 2 метра.
Пример № 3 .»Как изготовит хлеб?»
Цель: научиться перечислять разные виды энергии, необходимые для производств пищевых продуктов.
Время: 20 минут.
Количество участников: 2-3 группы по 3-4 человека.
Ход работы: 1.Разделите класс на небольшие группы.
2. Дайте учащимся время подумать и обсудить, что необходимо для производства хлеба ( следует рассмотреть весь процесс – от выращивания растений на полях до продажи его в булочной).
3. Раздайте учащимся листы бумаги и попросите их проиллюстрировать каждый этап процесса.
4.Пусть учащиеся из разных групп покажут друг другу плакаты. Обсудите, чем похожи работы ребят и чем отличаются.
5. В конце задания (или заранее) можно предложить ученикам дома испечь любое хлебное изделие ( печенье, блинчики, плюшку).
6.Ответьте на вопросы: сколько энергии сэкономили, от какого загрязнения избавили природу.
-11 –
Пример № 4 »Какова ёмкость среды»
Цель: проиллюстрировать предел емкости среды обитания, её наиболее важные свойства.
Продолжительность: 5-10 минут.
Материалы: большое ведро, 2 стакана ( большой, маленький), вода для наполнения стаканов.
Ход работы: 1.Обсудите с классом, что такое ёмкость среды. Чем должна быть обеспечена популяция на какой – либо территории?
2.Объясните, что вода в большом стакане представляет популяцию животных. Вода – это животные. Сам стакан – среда обитания, которая характеризуется определенной ёмкостью по отношению к выбранному виду организмов.
3.Начните переливать воду из большого стакана в меньший, держа стаканы над ветром, чтобы собирать проливающуюся воду. Когда маленький стакан наполнится наполовину, спросите учащихся, какая ёмкость получена в настоящий момент.
4.Продолжайте наливать в маленький стакан воду, так чтобы она начала переливаться. Как меняется ёмкость среды? Объясните, что животные могут умереть, перейти в другую среду обитания, сократить воспроизводство.
Пример № 5.» Орехи».
Цель: стимулирование экологического сознания.
Продолжительность: 2-5 минут
Количество участников : 2-3 человек.
Материалы: блюдо, 20 грецких орехов, часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
1.Вокруг стола сидят участники, блюдо с орехами стоит в центре стола.
2.Каждый может в любой момент забрать сколько угодно орехов, а каждые 10 секунд количество орехов, которые лежат на блюде, будет удваиваться.
3.Если участникам игры не давались время на то, чтобы договориться и выработать «консервационную» стратегию, 75% экспериментальных групп ни разу не дождались первого 10 – секундного удвоения орехов. Как правило, игроки, хватая свою долю, сбивали блюдо на пол.
Вывод: Демонстрация этого эксперимента показывает, как непосредственные интересы индивидуума могут быть противопоставлены групповому благополучию, а в итоге – нанести ущерб и самому индивиду.
Пример № 6 .»Оценка качества экосистем»
( для младшего возраста)
Цель: продемонстрировать ранимость экосистемы.
Продолжительность: 5-10 минут.
Количество участников: 10 -15 человек.
Материалы: клубок пряжи, головные уборы ( карточки) живых организмов.
Ход работы:
1.Все карточки распределяются между детьми и закрепляются на одежде или головных уборах детей.
2.Дети делятся на группы по принципу проведенного исследования.
3.Затем учитель предлагает клубок и «сшивает» всех детей по существующим в природе пищевым связям.
4.Если учитель потянет за шнур в каком угодно месте, не будет ни одного участника сети, не ощутившего натяжение.
Вывод: Чем больше биоразнообразие в системе, тем она устойчивее.
- 12 –
3.2. Методика учебного мозгового штурма
по теме « Красная книга». Открытый урок по биологии. 8 класс.
Цель: организовать работу по созданию «Красной книги» вашего края
Количество участников: 2-7 человек ( 8- 11 класс)
Время: 30 - 40 минут.
Материалы и оборудование: столы и листы бумаги формата А4, стулья ( по числу участников), карандаши, справочники по биологии и географии ( Красная книга России, Красная книга Брянской обл. – СД – диск), компьютер.
Ход мероприятия:
1.Эпиграф проблемы –
«Жизнь животных и растений невероятно сложная проблема, и мы никогда не сможем до конца осознать, насколько широко расходятся круги по глади океана органической жизни от брошенного нами мельчайшего камешка.»Дж. Перкинс Марш.
2.Тема: «Красная книга» и её значение.
3. Знакомство с проблемой. ( на карточке - учитель)
3.1. Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных отмечен путь развития человечества. Первым антропогенным экологическим кризисом было массовое уничтожение крупных животных в результате промысла.
Максимилиан Волошин так писал об историческом пути человека:
Как вехи оставляя на дороге
Отставших братьев – рыб, зверей и птиц, -
Путем огня он шёл через Природу.
3.2.(просмотр схемы на компьютере – на доске)
Гибелью животных отмечен путь человека ( по И.Ф.Реймерсу, 1990.)
Основные периоды Время Животное / территория
1 От 40 000 до современности Жираф с красными рогами
( Африка)
2 От 20 000 до 13 000 лет Гигантский сумчатый грызун ( Австралия)
3 От 13 000 до 11 000 лет Мамонт, шерстистый носорог ( Азия), древний бизон.
4 От 11 000 до 10 500 лет Саблезубый тигр ( Америка)
5 От 10 500 до 8 000 лет Гигантский сухопутный ленивец ( Америка), глиптодонт.
6 От 8 000 до 2 000лет 7 От 1000 до 400 лет Гигантский лемур (Мадагаскар)
- 13 -
В настоящее время среди антропогенных факторов, представляющих наибольшую угрозу существованию животных, ученые называют следующее:
1.Разрушение или деградацию местообитания;
2.Переэксплуатацию;
3.Влияние интродуцированных видов;
4.Потерю, сокращение или ухудшение кормовой базы;
5.Уничтожение для защиты сельскохозяйственных растений, домашних животных, объектов промысла;
6.Случайную ( попутную) добычу.
3.3. Доклад учащегося по истории «Красной книге». – 2 минуты.( домашнее задание)
- В 1966 г по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов
( МСОП) была впервые издана Красная книга (Red Data Book). Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов. В ней приведён аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин их сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов. Существуют варианты Красной книги разных уровней: международного, национального (в масштабах государств) и локального (республиканские, областные, краевые).
3.4. Просмотр фрагментов СД – диска на компьютере - 5минут.
«Красная книга» Брянской области
3.5. Постановка проблемы – учитель
- Вам в группах предстоит составить план по организации составления Красной книги вашего края.
- Работа в группах. (Записывать на листах бумаги список растений и отдельно список животных, план работы, необходимые материалы и финансирование.)
Акцентируйте внимание детей на местных представителях животного и растительного мира, которым угрожает опасность стать редкими или исчезающими в самое ближайшее время.
Учитель предлагает участникам сосредоточиться на проблеме и на первом этапе в течение 5 -10 минут называть любые, даже самые невероятные решения. Все варианты и мысли должны быть зафиксированы на бумаге. Для того чтобы обсуждение было более организованным, и каждый участник имел возможность высказаться, можно установить определенный порядок высказывания, например, по кругу.
На втором этапе группы переходит к обсуждению предложенных вариантов с учетом различных аспектов ( экологических, эстетических, социально – экономических, правовых и т.п.) Результатом обсуждения в группе должны стать один – два наиболее оптимальных варианта. ( Листы бумаги вывешиваются на доску)
В заключении проанализируйте полученные предложения всех групп, найдите то, которое встречается чаще всего. Целесообразно побеседовать о возможных путях помощи тем видам, которые чаще всего встречались в ответах ребят.
4.Домашнее задание: Опрос местного населения
Вам предлагается собрать мнение у взрослых о том, какие растения и животные должны быть занесены в Красную книгу вашего края ( района).
Для этого заполните следующий опросный лист ( на столах):
Образец.
№ п/пФамилия, имя
опрашиваемого Растение Животное
1 2 - 12 –
4. Заключение
Данная работа была подчинена одной цели – показать роль творческих задач и пути их решения, рассмотреть основные требования к видам задач, что вызвано в связи с актуальностью данного вопроса в настоящее время, ведь урок – это динамическое явление, постоянно изменяющееся в связи с изменениями и нововедениями в дидактике, психологии, педагогике, методике. Меняется современное общество, которое требует иногда быстрой реакции и решения проблемной ситуации, а также бытовые и социальные конфликты требуют точного и умного решения.
В работе были показаны различные виды творческих задач, были рассмотрены основные характеристики задач и пути их решения.
На основании изученной тематики сделаем выводы по проведенной работе :1. Практика показала, что каждому ученику хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается, спрашивает у рядом сидящих, как выполнить то или иное задание. И если он за эту работу получит положительную оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастет. Среднему ученику на уроке нужна постоянная помощь, которую он может получить не только от учителя, но и от учеников. Ученик лучше запоминает и понимает материал в то время, когда он объясняет другому.
2. Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от учителя больших затрат сил и времени, хорошего знания предмета, творческого подхода к работе.
3. Выделяем два вида творчества: преимущественно инновационное и
преимущественно системообразующее. Элементарная новизна + системная новизна.
4 . Применение творческих задач на уроках помогает учителю демонстрировать учащимся
красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли; развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей.
5. Системность применения творческих задач на уроках биологии зависит от материальной базы общеобразовательного учреждения и профессиональной подготовки педагога.
Задача учителя не только сообщить учащимся определённую сумму знаний, но и научить применять полученные знания на практике. Этому способствуют внеклассные занятия по предмету. С внеклассных занятий на урок приходят новые формы и методы работы.
- 13-
Литература
-Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ .Пособие для учителей, 1998.
- Интерактивные игры на уроках биологии и экологии: Метод. Пособие для учителей биологии, экологии
-Исследование и обустройство родника: Методическое пособие / Г.А. Черкасова, Г.Н. Кукса./
-Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. –М.: Дрофа, 1998.
-Самкова В.А., Прутченков А.С.Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся 9-11 классов. – М.: Новая школа, 1996.
- Газета »Первое сентября» . Приложение. «Биология» № 1,3 за 2003 год, страница 11.
Дополнительная литература
1.Сидоров Е.П. Ботаника. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы – М.: Москва,1992.
2.Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. - М.: ТЦ »Сфера»-1999.
3. Биология: Справ. Материалы. Учеб. Пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А.Карьенов, С.И. Балуев; Под ред. Д.И.Трайтака. – М.: Просвещение, 1983.
4.Сухова Т.С. Тесты по биологии.6-11 кл.: Учебно-метод. пособие.-М.: Дрофа,2000.
5.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии.6-8 кл. Метод. пособие. - М.: Дрофа,2000.
6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.В. Зачеты по биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учеб. пособие для общеобразоват.учреждений.-1999.
7.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя- 1988.
8.Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. - М.: ТЦ »Сфера»-1999.
9. Дидактические карточки- задания по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники.6-7 класс \ Сост .Пугал Н.А.-М.: « Генжер»-1999.
10. Э. Ф .Илларионов. Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы. лишайники. М.: Вако,2003.
Приложения
6.1. Примеры третейского приёма в тестовых заданиях.
Среди различных форм тестовых заданий приём арбитража ( третейский) имеет как свои положительные стороны, так и недостатки. К положительным моментам можно отнести присутствие в таких заданиях элементов ролевой игры, обыгрывание юмористической ситуации или какой – либо проблемы, участие тестируемого школьника не как экзаменуемого, а как арбитра. К недостаткам данного приёма можно отнести порой громоздкую форму текста описания проблемной ситуации. Учащемуся приходится тратить время и усилия, чтобы разобраться не только в сути проблемы, но и в том, какое высказывание принадлежит тому или иному участнику спора.
Определенную проблему составляет выбор участников спора. Они должны быть не только известными, но и популярными в возрастной группе тестируемых школьников.
Ботаника ( 6 класс)
Пример № 1.
У Вини Пуха распух нос, ужаленный пчелами, поэтому Вини с друзьями пытались вспомнить признаки подорожника, лист которого следует приложить к больному месту. Кто правильно назвал особенности строения подорожника?
А. «Семя подорожника имеет две семядоли, жилкование листа дуговое, а корневая система мочковатая», - произнесла Сова.
Б. »Семя подорожника имеет одну семядолю, жилкование листа дуговое, корневая система мочковатая», - печально сказал Иа.
В.»У подорожника две семядоли, а это значит, что корневая система стержневая и жилкование листьев сетчатое», - заявил Пятачок.
Г.»У подорожника семя имеет одну семядолю, но жилкование листа сетчатое, а корневая система стержневая», - возразил Кролик.
Пример № 2.
«Брюссельская, кольраби, кочанная – они такие разные, эти сортовые группы капусты, - говорил Кролик. – У какой капусты в пищу используют стебель, у какой, листья, а у какой , почки?»
А.»У всякой капусты в пищу используют только листья» - уверенно заявил Пятачок.
Б.»У брюссельской – почки, у кольраби – стебель, а у кочанной – листья», - не согласился ослик Иа.
В.» Я не очень люблю капусту, - сказала Сова, но слышала, что у брюссельской используют стебель, у кольраби – почки, а у кочанной – листья.»Г.» Что – то я не замечал стебля у капусты – корень да кочан! Почек тоже не видывал, но, может быть, они имеются. Думаю, что у всех капуст едят только почки и листья», - сказал Винни Пух.
Пример № 3.
Винни Пух с друзьями обсуждали различные типы сухих плодов. Кто из них ни разу не ошибся?
А. «Вы должны согласиться с тем, что у подсолнечника плод зерновка, у гороха – боб, а у капусты - стручок», - сказала Сова.
Б.»У гороха стручок, а у капусты – боб» , - не согласился Вини.
В.»У подсолнечника – семянка, у капусты – стручок, у гороха – боб», - сказал, глядя в землю, ослик Иа.
Г. «Я точно знаю, что у дуба плод желудь, а у гороха – стручок», - закончил спор Пятачок.
Человек ( 8 класс)
Пример № 1.
Ковбой Торопыга Джон , свалившись с лошади, получил закрытый перелом костей голени. Его друзья – ковбои стали предлагать помощь. Найдите верное предложение.
А. Большой Билл предложил наложить длинную шину, к которой следует прибинтовать не только голень и бедро, но и ступню.
Б. Красавчик Вилли предложил наложить красивую короткую шину только на место перелома – голень.
В.Вильям отметил, что будет надежнее, если по обе стороны перелома к голени прибинтовать короткие гладкие дощечки.
Г. Грубый Хью сказал, что дело безнадежно, нужна ампутация и будь на месте Джона кобыла, её следовало пристрелить, чтобы не мучилась.
Пример № 2.
Во время эпидемии оспы в Брэгвилле ковбой Джо заявил, что он переболел оспой и теперь она ему не страшна. Ковбой Билл ответил, что он не болел оспой и не заболеет, так как пережил уже не одну эпидемию. Если верить ковбоям, то они обладают иммунитетом. Какой иммунитет у Джо и какой иммунитет у Билли?
А. У Джо иммунитет естественный врожденный, а у Билла – естественный приобретенный.
Б. У Джо иммунитет естественный приобретенный, а У Билла – естественный врожденный.
В.У Билла , как и у Джо, иммунитет искусственный приобретенный.
Г. У Джо иммунитет искусственный приобретенный, а у Билли – естественный врожденный.
Пример № 3
Ковбой Джо прочитал несколько страниц школьного учебника по биологии и в кругу друзей заявил, что теперь знает не меньше, чем иной лекарь. Джо сказал, что в 1 мм крови 5 тысяч кровяных шариков, называемых эритроцитами. Большой Билл отметил, что лично у него этих самых шариков 5 млрд. Хью заявил, что эритроцитов 5 млн., а Вильям утверждал, что эритроцитов от 6 до 10 млн. Кто из них прав?
А.Джо.
Б.Большой Билл.
В. Хью.
Г. Вильям.
Пример № 4.
Лекарь Хью врачевал ковбоев кровопусканием. Хью считал, что это хороший способ лечения, после которого ковбои надолго избавляются от лишнего упрямства и хвастовства. Вот только он позабыл, какие клетки крови помогают ей свёртываться. Помогите лекарю Хью.
А.Эритроциты и лейкоциты.
Б.Кровяные пластинки.
В.Лимфоциты.
Г.Эритроциты.
6.2. Урок биологии – 7 класс
Тема учебного раздела: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.
Тема урока: Экологические группы млекопитающих.
Дата проведения – апрель
Цель урока: Обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания млекопитающих.
Задачи урока:
1.Дать понятие «экологические группы « млекопитающих;
2. Выделить характерные особенности строения, жизнедеятельности, поведения наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих;
3. Показать черты приспособленности млекопитающих к различным средам обитания на примере млекопитающих Республики Коми;
4. Воспитание экологической культуры у учащихся, заботы об животных родного края.
Литература:
1.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО, 2004.2.Атлас животных для школьников/ Текст И.А. Жигарева; Художн. А.Сичкарь. – М.: ООО «Росмэн – Издат». – 2001.
3.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф.В.М.Константинова. – 2-е изд. Перераб. – М.: Вентана – Граф, 2004.
Оборудование: 1.Печатные таблицы с изображением млекопитающих, карточки для контроля знаний учащихся ( тестовые вопросы).
2. Магнитофон, музыка звуков природы.
3. Костюм летучей мыши.
Урок - расследование
Расследование – определить животное по признаку и местообитанию
( помощник – ученица 8 класса, - летучая мышь)
Летучая мышь потеряла память , сбилась с курса и оказалась в п. Рабочий
Она просит помощи у ребят, которые помогают ей определиться с местообитанием и вернуться к себе домой в теплые края.
Структура урока:
1.Организационный момент ( тема, ход урока)
2. Активизация учебного процесса – вход «Летучей мыши», под музыку.
3.Изучение проблемы
3.1. Понятие «экологические группы» млекопитающих.
3.2. Виды экологических групп млекопитающих.
- заполнение таблицы в рабочих тетрадей с использованием учебника
Страница – 274- 277
- проверка выполнения задания ( по желанию учащихся).
3.3.Определение экологической группы «Летучей мыши» , ее характеристика.
- летучая мышь вспоминает свои данные и просит еще погостить у ребят на уроке.
4. Общие выводы – учитель. Доклад о животных ( домашнее задание)
5. Закрепление
5.1.Тестовые вопросы на листочках ( каждой паре учащихся – на парту)
6.Заключение по уроку. Спасибо за урок. Домашнее задание. ( 58, стр. 274 -277, вопросы – 5 штук, устно.
7. Проводы летучей мыши. Летучая мышь читает стихотворение о природе.
Ход урока:
1.Организационный момент ( тема, ход урока)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать раздел: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. А сегодня на уроке познакомимся с экологическими группами млекопитающих. Выделим характерные особенности строения, жизнедеятельности и поведения наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих.
2. Активизация учебного процесса – вход «Летучей мыши», под музыку.
2.1. Звучит музыка, стук в дверь и заходит «Летучая мышь» - ученица 8 класса
- МЫШЬ: Извините, это урок биологии?
- Хорошо, значит вы мне поможете. ( плачет) Я летела, летела и вдруг упала и все ( плачет). А теперь не могу вернуться обратно и нечего не помню, где я? Кто я?
Учитель: Ребята, давайте поможем нашему гостью
! Уважаемая, а что вы еще помните о себе?
- МЫШЬ: Нечего! Кроме того , что я летаю!
Учитель: Все понятно, мы вам поможем, если вы вместе с нами изучите вопрос по экологическим группам зверей?
- МЫШЬ: Да, я согласна! ( садится за парту)
3.Изучение проблемы
План работы ( на доске)
3.1. Понятие «экологические группы» млекопитающих.
3.2. Виды экологических групп млекопитающих
Учитель: Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока.
Зоологи насчитывают сейчас около 4700 видов млекопитающих ( большую часть которых составляют грызуны), которые объединяются в 1100 родов, 139 семейств, 28 отрядов, 2 подкласса. Млекопитающие превосходят по разнообразию экологических «форм и функций» даже птиц.
Совокупность видов, имеющих сходные внешние и внутренние признаки или морфологические черты, а также биологические ритмы образуют ЭКОМОРФУ.
ЭКО - жизнь, морфа – форма.
ЭКОМОРФА = ЖИЗНЕННАЯ форма животных = внешний облик животного, отражающий их приспособление к определенным условиям среды обитания.
Жизненные формы животных или экологические группы подразделяются на следующие виды: наземные, подземные, водные и летающие.
Схема ( на доске): Экологические группы (экоморфа)
водные подземные наземные летающие
околоводные полуводные типично наземные прыгающие наземно- древесные- показать плакаты с изображением млекопитающих ( на доске).
3.2. Виды экологических групп млекопитающих.
- заполнение таблицы в рабочих тетрадей с использованием учебника
Страница – 274 -277
- проверка выполнения задания ( по желанию учащихся).
Таблица № 1. Виды экологических групп млекопитающих
Название экогруппыПредставители животных Особенности строения, поведения.
1.Подземные звери
- эдафобионтыКрот, бурозубка, слепыш. Форма тела цилиндрическая, шерсть густая, голова удлиненная с вытянутым хоботком, хорошо развито обоняние.
Глаза развиты плохо, ушные раковины зачаточны, прикрыты кожистой складкой; передние лапы лопатообразные, укороченные.
2.Водные звери
- гидробионты Выдра, ондатра, бобр, кит, дельфин. Тело вытянутое, покрытое мехом, с грубыми остевыми волосами и густой подпушью, хорошо удерживающими тепло; голова округлая, хорошо развиты органы зрения и осязания (вибриссы), ушные раковины маленькие. Охотится, преследуя рыбу и хватая её за брюхо. Конечности укороченные, на задних лапах между пальцами развиты перепонки. Хвост длинный, мускулистый.
3.Летающие
звери Летучая мышь ( рыжая вечерница, ушан, подковонос) Тело небольшое, вытянутое, покрытое хорошо развитым волосяным покровом. Голова относительно небольшая, округлая, имеет глаза, хорошо развитые ушные раковины. Передние конечности видоизменены, между пальцами, телом и задними конечностями натянутые кожистые перепонки.
4.Наземные:
4.1. лесные звери, ведущие древесный образ жизни.
4.2.Обитатели открытых пространств Белка, куница, ленивцы, обезьяны.
Копытные, тушканчики, суслики, хищные. Тело немного вытянутое. Покрытое мягким мехом. Голова небольшая, округлая, Голова небольшая, округлая, с хорошо развитыми глазами и ушными раковинами. Лапы имеют острые когти, задние лапы сильные; хвост – служит парашютом и рулем при прыжках.
Маскирующая окраска, измененные конечности, сильные ноги, хорошо развито обоняние, зрение и слух. Укрытия в земле или быстрый бег.
3.3.Определение экологической группы «Летучей мыши» , ее характеристика.
- летучая мышь вспоминает свои данные и просит еще погостить у ребят на уроке.
МЫШЬ: Я вспомнила! Кто я!
Я - гигант среди летающий зверей. Размах моих крыльев составляет 1.5 метра. У меня густая шерсть рыжего цвета и острая мордочка с большими глазами, чем – то напоминаю вашу лису. Мы ведем колониальный образ жизни, собираемся стаями в сотни особей. Днем мы устремляемся на ветки крупных деревьев и висим, буквально облепляя их, подобно гирляндам. Питаемся мы сочными тропическими плодами. Слетевшись со всей округи на деревья со зрелыми фруктами, мы выбираем плод получше, откусываем кусочки и давим мякоть в рту. Глотаем только сок. Иногда так же разжевываем и сочные цветки. За ночь стая лисиц способна опустошить множество плодовых деревьев, за это нас в Индии убивают.
Так кто же я ? – правильно – Я – Индийская летучая лисица.
Мне у вас понравилось, можно я еще поучусь?
4. Общие выводы
4.1. Учитель: Различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большого количества жизненных форм , которые различаются пропорциями тела, способами передвижения, окраской шерсти. Одна и та же жизненная форма может возникать у неродственных между собой видов и отражает лишь сходство условий их существования.
Большинство зверей – наземные животные, однако есть млекопитающие навсегда ушедшие в воду – киты, сирены, дельфины. Ластоногие выходят на сушу только для размножения и отдыха. Есть звери никогда или почти никогда не спускающиеся с деревьев на землю ( ленивцы, некоторые лемуры, обезьяны). В настоящее время ,а именно в кайнозойскую эру антропогеновый период на планете Земля господствуют из Типа Членистоногие животные - насекомые , а из Класса Млекопитающие – отряд Грызуны. Кайнозойская эра - эра птиц и млекопитающих.
4.2.Доклад о животных ( домашнее задание)
5. Закрепление
5.1.Тестовые вопросы на листочках ( каждой паре учащихся – на парту)
Тест №1 – Экологические группы млекопитающих. – 1 балл за правильный ответ
1.Кто из перечисленных животных ведет полуводный образ жизни:
а ) выхухоль; б) суслик; в) белобочка; г) коза.
2.Хвост обезьяны – это приспособление, в основном:
а ) к защите; б) к прыжкам по деревьям; в) к лазанью по деревьям; г) для красоты.
3.Приспособления к подземному образу жизни у крота:
а) одинаковое строение зубов; б) активный образ жизни; в) волосяной покров тела; г) лопатообразные конечности.
4. У кита:
а) хорошее зрение; б) большие клыки; в) обтекаемая форма тела; г) густой мех.
5.Кто лишний из группы:
А) кашалот, касатка, акула, дельфин.
Б) Кулан, сайгак, лошадь, коала.
В) Коала, кенгуру, сумчатая мышь, слепыш.
Г) Волк, кабан, белка, тушканчик.
5.2. Определить экологическую группу зверей ( по карточке) – устно, если время остается
5.3. Вопросы к учащимся – самое маленькое млекопитающие, самое большое млекопитающее, самое быстрое млекопитающее. – если время останется.
6.. Проводы летучей мыши. Летучая мышь читает стихотворение
МЫШЬ: - Спасибо, ребята , вы меня спасли. Но мне пора возвращаться на родину в далекую Индию .- Снег на крышах растаял,
Теплые ветры шумят,
Птиц беспокойные стаи
Навстречу солнцу летят.
Рек полноводных кипенье,
Тонких берез белизна, У медведя день рождение –
Значит ,пришла весна!
До свидания! ( уходит из класса).
7.Домашнее задание ( на доске написать)
.Заключение по уроку. Оценки за урок. Спасибо за урок.
Вывод:
Учитель: Различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большого количества жизненных форм , которые различаются пропорциями тела, способами передвижения, окраской шерсти. Жизненные формы животных или экологические группы подразделяются на следующие виды: наземные, подземные, водные и летающие.