Конспект занятия на тему Легко ли быть молодым?
Тема : «Легко ли быть молодым: подростковая жестокость».
Цели:
Образовательные: объяснить смысл понятий «жестокость», «агрессия», «насилие»;
Рассмотреть к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей;
Показать, как негативные поступки могут влиять на чужую жизнь;
Познакомить с Уголовным Кодексом, возрасте наступления юридической ответственности;
Развивающие: развитие негативного отношения к жестокостиВоспитательные: воспитание в детях доброты, чуткости, сострадания.
Оборудование: ноутбук, проектор, видеоролики, презентация.
Ход мероприятия
Видеоролик о жестоком отношении детей.
Воспитатель: Ребята , как вы думаете, почему наше занятие я начала с этого ролика? Почему?
Дети: о жестокости
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить на деликатную тему, которая посвящена подростковой жестокости. А как вы думаете, что такое жестокость?
Мы живем с вами в очень сложное, жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируют антиобщественные группировки, которые совершают преступления, кражи, растет число наркозависимых подростков.
Подростковая жестокость – это актуальная тема для нас, для нашего государства. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления подростковой жестокости среди подростков и детей. Часто действия юношей и девушек выходят за границы разумного.
Избиения одноклассников в школах, «разборки» с соседями по двору, нападения на взрослых с целью ограбления или издевательств – это и есть проявления жестокости.
Наш мир охвачен эпидемией, поражающий подростков и детей. Имя ей «happyslapping» или «избиение ради развлечения» (слайд №2)
А что на ваш взгляд является причинами такого отношения?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами на следующий слайд, все ли причины вы назвали?
А кто знает, что такое «жестокость», «агрессия», «насилие»? Слайд №4
Ответы детей.
Воспитатель: давайте с вами на примере выявим причины жестокого отношения подростков:
Раздаются карточки с заданиями, дети читают и выдвигают свои версии:
Пример№1:
В сети интернет Ивановской области большой популярностью пользовались ролики группы местных подростков, издевающихся над бомжами. В бездомных бросали банки с водой, плевали в лицо и избивали. Все это снимали на камеру телефона. Каждый клип сопровождался надписью « В процессе съемок ни один бомж не ушел здоровым». В милиции они сказали, что они захотели повторить то, что они видели в интернете.
Пример №2:
В Красноярском крае в ноябре прошлого года две 16 летние девушки стали драться между собой прямо по середине улицы. Бросая друг друга в грязь, избивая, выдирая волосы, школьницы привлекли внимание нескольких человек. Один из наблюдателей выложил ролик в интернет.
Пример№3
Самый страшный случай произошел в декабре прошлого года в Рыбинске: четверо молодых людей до смерти забили мужчину. Главной уликой против, подозреваемых стала видеозапись в социальных сетях.
Пример №4
Недавно сразу два уголовных дела о подростковой жесткости возбуждены в Тюмени. Одна из жертв, не выдержав издевательств одноклассников, попыталась покончить жизнь самоубийством и лишь чудом осталась в живых.
Отвечая на вопрос следователей о причинах издевательств над одноклассницей . Девочки совершившие преступление ответили «Просто так, нам было очень скучно».
Воспитанник: Во мне два я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремиться на балеты,
Другой стремиться прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе Я.
Воспитатель: Очень часто подростки с радостью вызываются поучаствовать в подобных побоищах, чтобы продемонстрировать свою исключительность и прославиться среди своих товарищей. Унижения и страдания жертв, заснятые на видео, могут также служить и для устрашения противников. Как вы думаете, почему все происходить с подростками? Почему они так себя ведут?
Слайд № 5
Ответы детей.
Собственные неудачи, зависть, скука плохая компания, употребление алкоголя, интернет, телевидение, спор, пример родителей.
Воспитатель: все правильно. Причин может быть много. А как вы думаете, какие чувства в этот момент испытывает жертва? Слайд №6
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, еще один ролик. А пока вы его смотрите, подумайте: «Почему подростки выкладывают ролики в интернет».
Дети отвечают на поставленный ранее вопрос.
Воспитатель: А как вы думаете, почему многие дети не разнимают?
Ответы детей.
Воспитатель: Все мы знаем, что за каждое правонарушение у нас в стране предусмотрено уголовное наказание. (Слайд №8)
Обратите ваше внимание на то, что ответственность за свои проступки начинается в 16 лет, но за многие злодеяния и в 14. Вы отвечаете по закону, если вы:
Убили или похитили человека, изнасиловали, совершили террористический акт, вандализм и т.д
Воспитатель: У нас сегодня с вами в гостях представитель закона инспектор ПДН.
Слово предоставляется ……..
Воспитатель: Но часто, когда над подростком совершается насилие, он молчит, потому что он боится рассказать об этом своим близким. К кому же вы можете обратиться, если подобная ситуация происходит с вами?
Дети:
Воспитатели: Вы можете воспользоваться помощью человека, которому вы доверяете! Давайте подумаем, кто же это может быть? (слайд 9)
Дети: родственники, друзья, учитель, психолог, телефон доверия, милиция , ПДН.
Воспитатель: а к кому вы можете, обратиться в нашем детском доме?
Дети:….
Воспитатель: Во всех показанных и рассказанных сегодня ситуациях герои не стояли перед нравственном выборе. В жизни мы всегда можем выбирать, то что нам ближе.(слайд10)
Ребята, а кто знает, что такое Нравственный выбор? Что такое сострадание?
Дети-…..нравственный выбор- это осознанный выбор способа своего поведения
Сострадание- Способность пережить за другого человека, у многих людей есть такое качество как сострадание- это большая ценность для человека. Человек, делающий добро другим людям, умеющий сопереживать , чувствовать себя счастливым.
Воспитатель: На нравственный выбор человека могут влиять другие люди. А как вы думаете могут ли другие люди повлиять на ваш нравственный выбор? Но прежде чем ответить на мой вопрос, прослушайте ситуацию.
Воспитатель: вашему вниманию предлагается еще одна ситуация: Мальчик хорошо учиться, дискотеки. Футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся.
Ваша реакция:
1)посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится;
2) не будите смеяться над шутками других, хотя не выскажете своего отношения;3) не будете смеяться и скажете другим, что вам это не нравиться.
Вопросы для обсуждения: какой вариант поведения правильный?
Почему мы не всегда его выбираем?
Вопросы для обсуждения: могло ли повлиять на поведение героев ситуация появления человека с правильной нравственной позицией?
Способны ли мы с вами на нравственный поступок, даже вопреки чужому мнению?
Воспитатель: А, теперь я предлагаю вам взять листочки, которые вы принесли с собой. Разделите их пополам, на 2 столбика. В 1 столбике напишите качества присущие жестокому, а 2 столбике обыкновенному человеку. Ну что же, давайте посмотрим, что у нас получилось.
Жестокому человеку, присущи:
Агресивность.
Раздражительность.
Нервность.
Мстительность.
Отсутствие ласки и нежности.
Бессердечность.
Равнодушие.
Конфликтность.
Хамство.
Цинизм.
Хладнокровие.
Холодность.
Обыкновенному человеку присущи:
Доброта.
Ласка.
Нежность.
Забота.
Сдержанность.
Сострадание.
Умение оказать помощь в любую минуту.
Внимание.
Веселость.
Увлекательность.
Образованность.
Интеллигентность.
Вежливость.
Культурное поведение.
Не конфликтность.
Сердечность.
Воспитатель: для хорошего человека вы нашли больше качеств. Так и должно быть. Только вот одно вы не учли. Психологи доказали, что в каждом из нас «сидит» жестокость. Только некоторые могут с ней справиться, а другие выпускают наружу.
А теперь давайте разорвем лист пополам и все отрицательные качества мы с вами сомнем и сожжем его. Теперь мы с вами будем считать себя добрыми, ласковыми людьми.
Воспитатель: Ребята, всегда помните о последствиях, шалости. Помните, что очень легко перейти эту тонкую границу между шалостью и проступком. А для этого существует некоторые правила.
Давайте их прочитаем: слайд №13
Прежде подумай, а потом делай!
Не позволяй никому на себя «давить».
Учись управлять своими эмоциями.
Представь, как управлять своими эмоциями.
Представь, какие чувства испытывает человек, поставь его на свое место.
Делай то, за что не будешь испытывать вины.
За некоторые поступки надо отвечать перед законом.
Запомните, если ты не будешь по отношению к другим творить зло, то и от других людей ты получишь добро. Давайте же уважать друг друга и отвечать за свои поступки прежде всего перед самим собой, и все будет хорошо. А закончит свое занятие я бы хотела одним стихотворением:
В жизни по- разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Во время есть. Во время пить.
И во время делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
Заключение: что нового вы взяли с моего занятия?
Вы запомнили, что ответственность за ваши проступки может быть и уголовной?
Итог занятия: с каким чувством вы уходите с моего занятия?
Я думаю, что то, о чем мы сегодня говорили, поможет вам правильно поступить в трудных ситуациях.