Программа работы по преодолению нарушений письменной речи при оптической дисграфии у младших школьников
Программа работы по преодолению нарушений письменной речи при оптической дисграфии у младших школьников.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время, является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов. Но отличающиеся количеством данных элементов ( л – м,
и – ш, ш – щ, ц – щ);
замены графически сходных букв – отличающихся одним дополнительным элементом (о – а, б – д, с – х, х – ж);
замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в – д, т – ш);
зеркальное написание букв ( с – э, е – э).
После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведётся работа по индивидуальным тетрадям.
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведётся в двух направлениях параллельно):
1). Развитие неречевых процессов;
2). Дифференциация сходных по начертанию букв.
Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на три уровня:
1). Конструирование, реконструирование букв;
2). Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3). Работа со словами-паронимами.
Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю) с детьми с ОНР.
К концу обучения дети должны знать:
основные цвета и оттенки;
геометрические фигуры;
схему собственного тела;
направления;
артикуляцию всех звуков;
сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
элементы букв двух шрифров;
название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
различать основные и оттеночные цвета;
различать геометрические фигуры;
соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
ориентироваться в схеме собственного тела;
ориентироваться во времени и в пространстве;
сравнивать предметы по величине;
сравнивать элементы букв двух шрифтов;
уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
соотносить букву со звуком и наоборот.
Литература:
1). Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками . – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2). Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1,2 упражнений по коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Тематическое планирование логопедических занятий по преодолению нарушений письменной речи при оптической дисграфии у учащихся 2-го класса,
имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.
№
Количество часов
Тема
Развитие неречевых процессов.
1
7
Развитие зрительного восприятия , памяти, навыка звукового анализа.
2
8
Развитие пространственно-временных отношений.
Дифференциация графически сходных букв.
3
1
Дифференциация букв о – а.
4
2
Дифференциация букв о – а в словосочетаниях, предложениях, тексте.
5
1
Дифференциация букв у - и.
6
2
Дифференциация букв у – и в словосочетаниях, предложениях, тексте.
7
1
Дифференциация букв и – ш, И – Ш.
8
2
Дифференциация букв и – ш, И - Ш в словосочетаниях, предложениях, тексте.
9
1
Дифференциация букв у - д.
10
2
Дифференциация букв у – д в словосочетаниях, предложениях, тексте.
11
1
Дифференциация букв у - в.
12
2
Дифференциация букв у – в в словосочетаниях, предложениях, тексте.
13
1
Дифференциация букв б - д.
14
2
Дифференциация букв б – д в словосочетаниях, предложениях, тексте.
15
1
Дифференциация букв в - д.
16
2
Дифференциация букв в – д в словосочетаниях, предложениях, тексте.
17
1
Дифференциация букв п – т, П – Т.
18
2
Дифференциация букв п – т, П – Т в словосочетаниях, предложениях, тексте.
19
1
Дифференциация букв Т – Г.
20
2
Дифференциация букв Т - Г в словосочетаниях, предложениях, тексте.
21
1
Дифференциация букв л – м, Л – М.
22
2
Дифференциация букв л – м, Л – М в словосочетаниях, предложениях, тексте.
23
1
Дифференциация букв к – н, К - Н.
24
2
Дифференциация букв к – к, К – Н в словосочетаниях, предложениях, тексте.
25
1
Дифференциация букв ш – щ, Ш – Щ.
26
2
Дифференциация букв ш – щ, Ш – Щ в словосочетаниях, предложениях, тексте.
27
1
Дифференциация букв и – ц, И - Ц.
28
2
Дифференциация букв и- ц, И - Ц в словосочетаниях, предложениях, тексте.
29
1
Дифференциация букв ц – щ – Ц – Щ.
30
2
Дифференциация букв ц – щ, Ц – Щ в словосочетаниях, предложениях, тексте.
31
1
Дифференциация букв З – Е.
32
2
Дифференциация букв З - Е в словосочетаниях, предложениях, тексте.
33
1
Дифференциация букв С – Э.
34
2
Дифференциация букв С - Э в словосочетаниях, предложениях, тексте.
35
1
Дифференциация букв С – З.
36
2
Дифференциация букв С - З в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Итого: 60 часов
15