Презентация по курсу Культурология на тему Конфуцианско-даосистский тип культуры


Конфуцианско-даосистский тип культурыкультурологияПрезентацияДемидов С.В.Павлодарский нефтегазовый колледж Китай — самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизацийЖители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную Они верили, что: жизнь — творение божественной, сверхъестественной силымир находится в движении и изменении их источник - столкновения противоположных космических сил — Света и ТьмыВ древнейший (две тысячи лет до н.э.) период китайцам, как и другим народам, был свойственен культ природы и поклонение духам горземлирексолнцалуныдождяветра и др.Среди них выделялось главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей
ppt_xppt_y

style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y




Несколько позднее появилось обожествление царской власти Царь признан сыном небапредставителем бога на землеУже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только «верховное» божествоОчень сильным был культ предковЕго основа:представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить она может вмешиваться в дела живыхдуша умершего сохраняет все прежние привычкивместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направленияВпоследствии они трансформировались в философско-религиозные системы:даосизмучение Конфуция буддизм, возникший в Индии, но широко распространившийся в Китае123Эти учения сыграли огромную роль в истории страны влияют на жизнь китайцев и до сих пор
ppt_xppt_y



style.rotationppt_wppt_y
ДаосизмОснователь - мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ» (рубеж VI — V вв. до н.э.)Основная философская категория даосизма — «дао» — закон: Весь мир, подчинен этому единому закону Дао — основа и источник всего существующегоего определяющий признак - естественностьДао обеспечивает многообразие вещей и явлений1234природа — реальный мир — зависит от дао, а не от сверхъестественных сил5Человек не в силах изменить естественный порядок вещейпассивно созерцает естественный ход событий должен стремиться постичь даоотказ от активных действий - теория «недеяния»: основной принцип даосизма Лао-цзы
ppt_xppt_y


На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизмЕго основа - понятие «абсолютного дао», суть которого:жизнь — это иллюзиясмерть — возвращение к даоа дао это истинное бытие бессмертной душиВ дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманстваколдовстваастрологиидемонологииСоздаются монастыри, в которых - десятки и сотни тысяч даосистских монахов, получавших доход от земель и религиозной деятельности
ppt_xppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y

ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной:предсказывали судьбугадали (способов гадания было множество) занимались изгнанием злых духовторговали заклинаниями и амулетамиопределяли лучшие места для построек и могилопределяли время, благоприятное для какого-либо дела123456Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения телаточным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления». В конце VI — начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система — конфуцианство Основатель - Кун-Фу-Цзы (551 — 479 гг. до н.э.) «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни»«Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности»«Император, — это отец народа, а народ — его дети» Основные положения учения Конфуция:причина невзгод и беспорядков в обществе - упадок нравственности людейосновные добродетели человека: верность, послушание, почитание родителей и старшихстрогое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положениювся полнота власти в стране должна принадлежать императору культ предков необходимо сохранение традиций и устоев Необходимо соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых нормОн не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение прежде всего свод правил, моральных устоевоснова которых - культ послушания старшим, идеализация древности Во II — I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов Его личность окружается ореолом святостиВ III в. до н.э. Конфуций канонизирован на основе его учения и древних верований возникает конфуцианство как религиозная система:освещала идею тотального господства и подчиненияобожествляла императора и освящает его властьКонфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял императоробщение с мелкими божествами - привилегия государственных чиновников, т.н. «ученого сословия» Конфуцианство заимствовало из древних верований многих богов и духовИх число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностейВсе боги делились на категории: Высшая:верховное божество – Владыка землиумершие предки императораСредняя:бог солнцабог громабог луныдождябог ветраКонфуций188 правителейНизшая:бог войныбог огняместные духи землиместные духи рекпокровители городов Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: Это основной критерий при отборе их на службу именно они — главные хранители конфуцианских заповедейГосударство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системойЕе суть:стремление закрепить старые общественные нормыдобиться полного послушания народа Эти идеи наложились на издревле существовавшие идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм: еще во II в. до н.э. нарушение этих традиций каралось превращением в государственных рабов самого нарушителя и членов его семьи С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных От мужчины требовалось:выполнение обязанностейнесение службыподчинение главе родаЖенщина:Послушание мужуПослушание свекру и свекровиглавная обязанность - служение мужуум и красота необязательныкрасноречие, остроумие не нужныидеал женщины — покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилуДаже аристократ не был хозяином своей судьбы: по указу императора в любой момент их могли лишить имущества, а то и жизни На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизмОсновные положения буддизма:жизнь - цепь бесконечных перерождений, зло и страданиевыход - пассивность, отказ от радостей жизни и желанийдух веченматерия же имеет начало и конецматериальный мир не существует самостоятельноматериальный мир есть проявление мистического духаК IV в. н.э. буддистская церковь становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной организациейВ дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству Все религиозные системы Китая имели много общего:почитание старших и предковкульт послушания«недеяние»идеи пассивного, созерцательного отношения к действительности человек как личность не представлял самостоятельной ценностипринцип общества: «личное — ничто перед государственным и коллективным» Представления о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источникахУже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма:более 2000 иероглифовК началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы «Книга песен»«Книга перемен»12 Китайцы очень долго писали на шелке натуральным краскамиНа рубеже н.э.:изобретены тушь и бумагаколичество иероглифов - более 3 тыс.во II в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс.в III в. н.э. — более 18 тыс.Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры:В это же время: введено единообразное для всей страны письмосоставлены первые словарипри императорских дворах создаются обширные библиотеки Основоположник китайской поэзии:Цюй Юань (IV – III вв. до н.э.)Наиболее известные поэты первых веков н.э.: Лу ЦзыМей ШенЯн СюньТао Юань МиньОсобенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятная и близкая простому народуЦао ЦаоЦао ЧжиЦао ПиЦзи КанЖуань ЦзиПервый известный историк Китая - Сым Цянь:«Исторические записки»Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбойсо II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости совершенствовалась художественная керамикас IV в. н.э. – изготовление фарфорапроизводство великолепных лаковых изделий123245 АрхитектураУже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два - три и более этажей с многоярусной крышей Типичное здание:опоры в виде деревянных столбовчерепичная крышаподнятые вверх края крышичетко обозначенный карниз пагодаЭтот тип строения был основным в Китае в течение многих веков — вплоть до самого последнего времени Наиболее известные пагоды:Сун-юэ-сы в Хэнани«Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та) в Сиане пагода в храме Фо-гун-сы кирпичная пагода Бай-ма-сы13-этажная железная пагода в Танъяне12345Знаменит храмовый ансамбль «Храм неба» в Пекине (1420 г., перестроен в 1743 г.): Главное здание: «Храм молитвы за годовую жатву»деревянноекруглое в плане на трехступенчатой мраморной террасекрыша покрыта синей черепицей недалеко от храма находится «Алтарь неба» (XVI в.). В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцовОдин из них был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человекВремя, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221 — 207 гг. до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, НаукаМатематика:уже в V в. до н.э. китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника I в. н.э.: трактат «Математика в девяти главах» китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чиселАстрономия:уже во II тыс. до н.э. год поделен на 12 месяцев, месяц — на четыре неделис V в. до н.э. - регулярные астрономические наблюдениянебесный свод разделен на созвездия (28 созвездий)IV в. до н.э.: первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил28 г. до н.э.: впервые в истории человека описали пятна на Солнцечерез два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус123456 Медицина:I в. н.э.: составлен каталог медицинских книг, с рецептами лечения многих болезнейсозданы трактаты по фармакологииТехника:III в. до н.э.: магнитный прибор, прародитель компасана рубеже нашей эры — водяная мельницамашина—насос, поднимающая воду на поверхность землипервый в мире сейсмографМузыка:уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментовв I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба1234123