Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Физическая и коллоидная химия
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Московский образовательный комплекс им. Виктора Талалихина
Левина В. Б.
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
студентов по дисциплине
"Физическая и коллоидная химия"
для специальностей
260301 "Технология мяса и мясных продуктов"
260303 "Технология молока и молочных продуктов"
Москва
2014
Современная методика преподавания в колледже предусматривает такую форму обучения, как самостоятельная работа студентов. Эту работу студенты должны выполнять во внеурочное время индивидуально по заданию, выданному им преподавателем, при контроле со стороны последнего.
Такая форма обучения способствует приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, информационными источниками, требует от студента самодисциплины, ответственности и самоорганизации. Кроме того, самостоятельная работа позволяет расширить круг изучаемых вопросов курса и способствует более углубленному их изучению.
Основными формами самостоятельной работой являются:
1. Конспектирование рекомендуемых тем по изучаемой дисциплине, вынесенных на самостоятельное изучение, с последующей их проверкой преподавателем.
2. Рефераты по предложенным темам.
3. Подготовка сообщений по предложенным темам.
4. Задания по изображению схем и графиков по предложенным темам.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» выполняется в объёме 23 часов.
Изучение материала, рекомендованного на самостоятельную работу, начинается с работы с предлагаемой литературой.
На самостоятельную работу студентов выносятся следующие темы:
1. Основы химической термодинамики – 4 часа.
2. Химическая кинетика и катализ – 6 часов.
3. Сорбция и адсорбция – 6 часов.
4. Коллоидные системы – 4 часа.
5. Микрогетерогенные системы – 3часа.
Автор: преподаватель химических дисциплин ГОУ ТК № 28 Левина В.Б.
Рецензент: председатель цикловой комиссии Иванова Л.К.
Редактор: зам. директора по учебно-методической работе Малькова Л.А.
Рукопись рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии химических дисциплин 13.01.2009, протокол № 6.
Тема 1.2. Основы химической термодинамики.
1.1.Теоретическая часть.
Для того чтобы успешно выполнить задание надо знать: понятие энтропии, сущность энтропии, первый закон термодинамики; понятие изолированной системы, понятия энергии Гиббса, закрытой системы; энергии Гельмгольца.
Термодинамика изучает общие законы взаимного превращения энергии из одной формы в другую. В химической термодинамике эти законы применимы к химическим и физико-химическим процессам.
Термодинамическая система это материальный объект, состоящий из большого числа частиц, условно отделяемый от окружающей среды. Это может быть кристалл минерала, газ в баллоне или раствор в какой-либо ёмкости.
Все тела в природе независимо от их агрегатного состояния обладают определённым запасом внутренней энергии. Эта энергия складывается из кинетической энергии молекул, включающей энергию поступательного и вращательного движения, энергия движения атомов в молекулах. Электронов в атомах. Внутриядерной энергии. Энергии взаимодействия частиц друг с другом и т.п.
Разные формы энергии переходят друг в друга в строго эквивалентных количествах.
Энтропия обозначается S . Формула S=r / nw ,где n – постоянная Больцмана.
Если система не обменивается со средой ни энергией, ни веществом, то эта система называется изолированной.
Состояние термодинамической системы определяется физическими характеристиками: массой, объёмом, давлением, составом, теплоёмкостью и другими, которые называются параметрами состояния.
Энтропия является функцией состояния. Следовательно, изменение энтропии зависит только от начального и конечного состояния системы и не зависит от пути процесса S = S2 – S1,где S1, S2 – энтропия системы в начальном и конечном состоянии соответственно.
Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца являются экстенсивными функциями состояния, изменение функций в ходе процесса не зависит от пути осуществления и определяется только начальным и конечным состоянием системы.
Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца являются термодинамическими потенциалами, т. е. функциями, убыль которых равна максимальной работе.
При выполнении работы особое внимание следует обратить на учебник
В. В. Белик, К. И. Киенская, Физическая и коллоидная химия - М. «Академия» 2005, стр. 51-61.
1.2.Задание.
Начертить схему изменения энтропии изолированной системы.
Схема выполняется в виде графика.
В масштабе 1:10. Параметры распределяются по осям координат. Ось абсцисс обозначается S (энтропия), ось ординат m (состояние системы). Самопроизвольные процессы (dS>0); Несамопроизвольные процессы (dS>0); равновесие наступает при dS=O, d2S<0.
Данные для построения графика у каждого студента индивидуальные их можно получить у преподавателя.
1.3.Пример схемы «Изменение энтропии изолированной системы при U=const, V=const.»
2.1.Задание.
Начертить схему энергии Гиббса закрытой системы.
Схема выполняется в виде графика. В масштабе 1:10. Параметрыраспределяются по осям координат. Ось абсциссы обозначается G (энергияГиббса), ось ординат х (состояние системы). Самопроизвольные процессы(dG<0); несамопроизвольные процессы (dG>0); равновесие наступаетdG=0, d2G>0.
Данные для построения графика у каждого студента индивидуальные, их можно получить у преподавателя.
2.2.Пример схемы «Изменение энергии Гиббса закрытой системы при p=const, T=const.»
3. Критерии оценки.
Если студент выполнил графики четко, аккуратно, без ошибок и помарок, то оценка отлично (пять).
Если студент выполнил графики без ошибок или с незначительными ошибками, но с помарками, то оценка хорошо (четыре).
Если студент выполнил графики с ошибками, четко, аккуратно, но с помарками, то оценка удовлетворительно (три).
Если студент не выполнил задание, то оценка неудовлетворительно (два).
Тема 1.4 Химическая кинетика и катализ.
1.1 Теоретическая часть.
1.Задание.
Изучить и составить конспект по теме «Разветвленные цепные реакции».
Целью самостоятельной работы является более глубокое изучение темы
«Кинетика цепных и фотохимических реакций».
При составлении конспекта студент должен знать определения: химическая кинетика, механизм химической реакции, кинетическая схема химической реакции, разветвление цепи.
Химическая кинетика изучает закономерности протекания реакций во времени. Это наука о скоростях и механизмах химических превращений.
Механизм химической реакции – совокупность элементарных стадий, из которых складывается процесс превращения исходных веществ в конечные вещества.
Кинетическая схема химической реакции – совокупность предполагаемых элементарных стадий, из которых складывается суммарный химический процесс.
Элементарная стадия цепной реакции, в которой превращение активных промежуточных частиц приводит к увеличению числа активных частиц, называется разветвлением цепи.
Во всякой цепной реакции следует различать три стадии:
а) зарождение цепи-стадия, на которой под каким-либо воздействием в реакционной системе появляются активные частицы;
б) развитие цепей;
в) обрыв цепей.
3. Главные вопросы, которые должны быть отражены в конспекте:
Какие реакции относятся к цепным реакциям?
Сколько стадий различают в цепной реакции?
Сколько условий протекания разветвленной цепной реакции?
Дать краткую характеристику каждому условию протекания разветвленной цепной реакции.
При каких изменениях может произойти переход от одного условия к другому?
При выполнении работы особое внимание следует обратить на учебник
В. В. Белик, К. И. Киенская, Физическая и коллоидная химия - М. «Академия» 2005, стр. 57-65.
4. Оформляется самостоятельная работа в отдельной тетради для самостоятельных работ.
5. Критерии оценки:
Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.
Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.
Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.
Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.
Тема 1.4 Химическая кинетика и катализ.
1.Теоретическая часть.
Для того чтобы успешно выполнить задание надо знать: понятие катализа, концепции катализа.
Катализом называют явление изменения скорости термодинамически возможной химической реакции под влиянием катализаторов – веществ, участвующих в реакции, количество и состав которых остаются неизменными после завершении реакции.
Различают катализ гомогенный и гетерогенный. Если катализатор и реагирующие вещества находятся в одной фазе, катализатор называется гомогенным. При гетерогенном катализе катализатор и реагирующие вещества находятся в разных фазах.
В основе современных теорий катализа лежат две концепции. Первая – концепция слитной (одностадийной) схемы катализа, вторая – концепция многостадийной схемы катализа.
Согласно одностадийной схеме катализа некаталитическая реакция типа
А+В=Р
в присутствии катализатора происходит по схеме
А+В+К=(АВК)=Р+К.
Такая схема используется обычно в том случае, если оба вещества А и В легко одновременно реагируют с катализатором К, образуя промежуточный комплекс (АВК), который распадается с образованием наиболее устойчивых веществ Р – продуктов реакции.
При двухстадийной схеме катализа вещества – реагенты последовательно взаимодействуют с катализатором, образуя на каждой стадии соответствующий промежуточный комплекс:
А+К=(АК)АК
АК+В(АВК)Р+К
Согласно записанным уравнениям промежуточное соединение АК может превратиться по обратной реакции в исходное вещество и катализатор или в продукты реакции и катализатор по второй реакции.
При выполнении работы особое внимание следует обратить на учебник
В. В. Белик, К. И. Киенская, Физическая и коллоидная химия - М. «Академия» 2005, стр. 206-212.
2.Задание.
Начертить схемы каталитической реакции, протекающей по одно- и двухстадийному механизму.
Схемы выполняются в виде графиков. В масштабе 1: 10.Параметры распределяются по осям координат. Ось абсцисс обозначается Э (Энергия),
Ось ординат П (путь реакции).
Данные для построения графика у каждого студента индивидуальные их можно получить у преподавателя.
3.Пример схем «Каталитическая реакция, протекающая по одностадийному и двухстадийному механизму».
4. Критерии оценки.
Если студент выполнил графики четко, аккуратно, без ошибок и помарок, то оценка отлично (пять).
Если студент выполнил графики без ошибок или с незначительными ошибками, но с помарками, то оценка хорошо (четыре).
Если студент выполнил графики с ошибками, четко, аккуратно, но с помарками, то оценка удовлетворительно (три).
Если студент не выполнил задание, то оценка неудовлетворительно (два).
Тема 1.5 Сорбция и адсорбция.
Теоретическая часть.
Целью самостоятельной работы является более глубокое изучение темы: «Поверхностные явления».
При составлении конспекта студент должен знать: адсорбция, абсорбция, сорбция, поверхностно-активные вещества.
Дисперсные системы отличаются очень развитой поверхностью раздела фаз и соответственно очень большой поверхностной энергией, придающим дисперсным системам термодинамическую неустойчивость.
Площадь поверхности в дисперсных системах может уменьшаться за счет соединений мелких частиц в более крупные агрегаты, если частицы твердые, или слияние мелких капель жидкости.
Адсорбцией является увеличение концентрации вещества на границе раздела фаз.
Если поглощаемое вещество диффундирует в объем поглотителя и распределяется по объему, то это явление называется абсорбцией.
В тех случаях, когда одновременно идет адсорбция и абсорбция , применяют общий термин – сорбция, т.е. поглощение твердым телом или жидкостью вещества из окружающей среды.
Вещества, которые уменьшают поверхностное натяжение растворителя, называют поверхностно-активными веществами (ПАВ).Вещества, увеличивающие поверхностное натяжение или его не изменяющие, называются поверхностно-неактивными.
Адсорбция может протекать на поверхности раздела следующих фаз: газ-раствор, жидкость-раствор, газ-твердое тело, раствор-твердое тело.
2.Задание.
Изучить и составить конспект по теме: «Влияние различных факторов на величину адсорбции».
Главные вопросы, которые должны быть отражены в конспекте:
Дать краткую характеристику трех возможных вариантов влияния растворенного вещества на поверхностное натяжение растворителя.
Что происходит при понижении и повышении поверхностного натяжения?
Какие факторы влияют на величину адсорбции на границе раздела двух несмешивающихся жидкостей?
Что происходит с адсорбционным равновесием на границе твердое тело-газ при повышении и понижении температуры?
Какое влияние оказывает на адсорбцию из растворов природа адсорбента?
Какое влияние оказывает на адсорбцию пористость адсорбента и строение молекул адсорбтива?
При выполнении работы следует обратить внимание на учебник: А.Б.Ярославцев, Основы физической химии, М. «Научный мир» 2000, стр.21-230.
4. Оформляется конспект в отдельной тетради для самостоятельных работ.
5. Критерии оценки:
Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.
Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.
Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.
Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.
Тема 1.5 Сорбция и адсорбция.
1.Теоретическая часть.
Для того чтобы успешно выполнить задание надо знать: теория мономолекулярной адсорбции Ленгмюра, уравнение Ленгмюра, изотерма адсорбции.
Зависимость величины адсорбции от равновесной концентрации адсорбата называется изотермой адсорбции.
Основные положения мономолекулярной адсорбции Ленгмюра:
Адсорбция молекул происходит не на всей поверхности адсорбента, а только на определенных ее участках - адсорбционных центрах.
Каждый адсорбционный центр может удержать только одну молекулу адсорбтива, т.е. адсорбтив распределяется на адсорбенте мономолекулярным слоем.
Адсорбированные молекулы удерживаются адсорбционными центрами в течение только определенного времени, затем отрываются и переходят в газовую форму.
Уравнение Ленгмюра, которое имеет следующий вид:
Г = Гмакс
· bp/(1+bp)К
где Г – адсорбция; Гмакс – предельная адсорбция; р – равновесное давление;
b – постоянная.
В самостоятельной работе надо показать изотерму, описываемую этим уравнением.
Уравнение Ленгмюра можно использовать только при условии, что адсорбция сопровождается образованием мономолекулярного слоя. Довольно часто процесс адсорбции не заканчивается формированием мономолекулярного слоя, и происходит последовательное образование второго, третьего и большего числа слоев.
При выполнении работы следует обратить внимание на учебник: А.Б. Ярославцев, Основы физической химии, М. «Научный мир» 2000, стр.214-230.
2.Задание.
Начертить графики изотермы адсорбции.
Схемы выполняются в виде графиков, в масштабе 1:10. Параметры распределяются по осям координат. Ось абсцисс обозначается А (адсорбционные центры поверхности), ось ординат обозначается С (величина адсорбции).
Данные для построения графика у каждого студента индивидуальные их можно получить у преподавателя.
3.Пример графика «Изотерма адсорбции».
4. Критерии оценки.
Если студент выполнил графики четко, аккуратно, без ошибок и помарок, то оценка отлично (пять).
Если студент выполнил графики без ошибок или с незначительными ошибками, но с помарками, то оценка хорошо (четыре).
Если студент выполнил графики с ошибками, четко, аккуратно, но с помарками, то оценка удовлетворительно (три).
Если студент не выполнил задание, то оценка неудовлетворительно (два).
Тема 2.1 Коллоидные системы.
Теоретическая часть.
Целью самостоятельной работы является более глубокое изучение темы: « Молекулярно-кинетические свойства коллоидных систем».
При подготовке сообщения студент должен знать: дисперсные системы, дисперсионная среда, молекулярно-кинетические свойства коллоидных систем.
Молекулярно-кинетические свойства обусловлены тепловым движением частиц. К таким свойствам относятся диффузия, осмотическое давление, распределение частиц по высоте. В коллоидных системах молекулярно-кинетические свойства определяются движением частиц дисперсной фазы- броуновским движением, которое обнаружено Броуном при наблюдении под микроскопом беспорядочного движения цветочной пыльцы в воде.
По современной теории броуновского движения, созданной Эйнштейном и Смолуховским, оно имеет молекулярно-кинетическую пртроду, т.е. является следствием теплового движения молекул дисперсионной среды. Если частица дисперсной фазы достаточно мала, то под действием ударов, наносимых ей молекулами среды со всех сторон, она будет перемещаться в рвзных направлениях. Число ударов, которая испытывает частица, огромно, и поэтому частица при своём перемещении постоянно меняет направление и скорость. Путь частицы невозможно измерить и обычно определяют расстояние, на которое она смещается в единицу времени.
Дисперсные системы это системы, состоящие из частиц одной фазы, распределенных в другой.
Среда, в которой распределены частицы - называют дисперсионной средой.
2.Задание.
Подготовить сообщение на тему: «Броуновское движение и его природа».
Главные вопросы, которые должны быть отражены в сообщении:
Что такое броуновское движение?
Кем и когда было открыто движение частиц дисперсной фазы?
Современная теория броуновского движения и его природа (дать полную характеристику).
Уравнение для количественной оценки броуновского движения частиц (уравнение Эйнштейна-Смолуховского).
Что является причиной диффузии частиц в коллоидных системах.
Кем было введено это понятие о среднем сдвиге частиц и что оно означает?
Вывод закона Эцнштейна-Смолуховского.
Особое внимание следует обратить на стр. 133-140 учебника: А.Д. Зимон, Н.Ф. Лещенко, «Коллоидная химия», М. «Агар» 2001.
3. Оформляется сообщение в отдельной тетради для самостоятельных работ.
4.Критерии оценки:
Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.
Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.
Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.
Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.
1.Теоретическая часть.
Целью самостоятельной работы является более глубокое изучение темы: «Оптические свойства дисперсных систем».
При подготовке конспекта студент должен знать: дисперсные системы, дисперсионная среда, грубодисперсные системы.
Дисперсные системы это системы, состоящие из частиц одной фазы, распределенных в другой.
Среда, в которой распределены частицы, называют дисперсионной средой.
К грубодисперсным системам относят суспензии и эмульсии.
Суспензии представляют собой дисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой.
Эмульсиями называют дисперсные системы, состоящие из жидкой дисперсной фазы и жидкой дисперсионной среды.
При прохождении света через дисперсную систему он может поглощаться, отражаться. Или рассеиваться частицами. Поглощение света - это явление избирательное. Одни вещества полностью поглощают свет, другие поглощают только лучи определенной части спектра. Поглощение света свойственно любым дисперсным системам.
Отражение света поверхностью частиц возможно только в грубодисперсных системах. Размеры частиц таких систем значительно больше, чем длина волны видимого света. Отражение света проявляется в мутности дисперстных систем, наблюдаемой как в проходящем свете, тик и при боковом освящении.
Наиболее характерным оптическим свойством для типичных коллоидных систем является рассеяние света во всех направлениях.Рассеяние света было исследовано Тиндалем, который обнаружил, что при освящении коллоидного раствора ярким световым пучком путь его виден при наблюдении сбоку в виде светящегося конуса конус Тиндаля.
2.Задание.
Изучить и составить конспект на тему: «Явление светорассеяния».
Целью самостоятельной работы является более глубокое изучение темы: «Оптические свойства дисперсных систем».
При подготовке конспекта студент должен знать: дисперсные системы, дисперсионная среда, грубодисперсные системы.
Дисперсные системы это системы, состоящие из частиц одной фазы, распределенных в другой.
Среда, в которой распределены частицы, называют дисперсионной средой.
К грубодисперсным системам относят суспензии и эмульсии.
Суспензии представляют собой дисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой.
Эмульсиями называют дисперсные системы, состоящие из жидкой дисперсной фазы и жидкой дисперсионной среды.
3. Главные вопросы, которые должны быть отражены в конспекте:
Что происходит со светом при прохождении через дисперсную среду?
Как проявляется отражение света в дисперсных системах?
Чем обусловлено рассеяние света в дисперсных системах?
Охарактеризовать принцип Гюйгенса.
Кто впервые наблюдал рассеяние света в дисперсных системах, и кем позже это явление было описано?
Дать характеристику светящегося конуса (конус Тиндаля).
Теория светорассеяния Дж. Рэлея.
Формула Рэлея.
Особое внимание следует обратить на стр. 124-130 учебника: А.Д. Зимон, Н.Ф. Лещенко, «Коллоидная химия», М. «Агар» 2001.
4. Оформляется самостоятельная работа в отдельной тетради для самостоятельных работ.
5. Критерии оценки:
Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.
Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.
Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.
Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.
Тема 2.5 Микрогетерогенные системы.
1.Теоретическая часть.
Целью самостоятельной работы является боле глубокое изучение темы: «Микрогетерогенные и грубодисперсные системы».
При подготовке реферата студент должен знать: суспензии, эмульсии, порошки, аэрозоли и их использование в производстве продовольственных продуктов.
К микрогетерогенным и грубодисперсным системам относятся суспензии, эмульсии, аэрозоли, порошки. По сравнению с коллоидными частицами в этих системах частицы дисперсной фазы имеют значительно большие размеры, и они уже видны в оптический микроскоп.
Суспензии представляют собой дисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой.
Эмульсиями называют дисперсные системы, состоящие из жидкой фазы и жидкой дисперсионной среды.
Аэрозолями называют дисперсные системы, дисперсной фазой которых могут быть твердые частицы или капельки жидкости, а дисперсионной средой является газ.
Особое внимание следует обратить на стр. 224-270 учебника: А.Д. Зимон, Н.Ф. Лещенко, «Коллоидная химия», М. «Агар» 2001.
При производстве хлеба, хлебобулочных изделий, желе, мармелада используют процесс перехода золя в гель.
Следует отметить процесс гомогенизации молока, процесс получения сливочного масла из сливок.
В реферате следует отметить процесс пептизации. Например, извлечение сахара из клеток свеклы сопровождается пептизацией пектина и др. веществ, находящихся в растительных тканях.
2.Задание.
Подготовить реферат на тему: «Использование микрогетерогенных систем в производстве продовольственных продуктов».
Требования к реферату: при написании должна использоваться литература, рекомендованная преподавателем; текст реферата должен содержать основные разделы: обзор и анализ литературы по данному вопросу, основная часть реферата, список литературы, в тексте приводятся необходимые схемы, чертежи, формулы и т.д.
На титульном листе указывается полное название колледжа, тема реферата, фамилия автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Каждая структурная часть реферата начинается с новой страницы.
4. Критерии оценки:
Если работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно, то оценка отлично.
Если работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки, то оценка четыре.
Если работа выполнена на менее чем на половину, допущены одна несущественная или две несущественные ошибки, то оценка три.
Если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок, то оценка, два.
Рекомендуемая литература.
1.В. В. Белик, К. И. Киенская, «Физическая и коллоидная химия» - М. «Академия» 2005.
2.А. Б. Лукьянов, - М., «Химия», 1988.
3.А.Д. Зимон, Н.Ф. Лещенко, «Коллоидная химия», М., «Агар» 2001.
4.А.Д. Зимон «Занимательная коллоидная химия», М., Радэкон 2000.
Содержание.
1.Предисловие.2
2.Самостоятельная работа №1...3
3.Самостоятельная работа №2...8
4.Самостоятельная работа №3.10
5.Самостоятельная работа №4.12
6.Самостоятельная работа №5.14
7.Самостоятельная работа №6.16
8.Самостоятельная работа №7.18
9.Самостоятельная работа №8.. ..19
10.Рекомендуемая литература.20
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
13 EMBED Microsoft Excel 97-Tabelle 1415
13 EMBED Microsoft Excel 97-Tabelle 1415
13 EMBED Microsoft Excel 97-Tabelle 1415
13 EMBED Microsoft Excel 97-Tabelle 1415
Самостоятельная работа № 1.Times New RomanСамостоятельная работа № 2.Times New RomanСамостоятельная работа № 3.Times New RomanСамостоятельная работа № 4.Times New RomanСамостоятельная работа № 5.Times New RomanСамостоятельная работа № 6.Times New RomanСамостоятельная работа № 7.Times New RomanСамостоятельная работа № 8.Times New RomanRoot Entry