Рабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):
130403 Маркшейдерское дело,
130104 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых,
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),
130404 Открытые горные работы,
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
230701 Прикладная информатика (в экономике),
130106 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых,
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Амурской области «Благовещенский политехнический колледж», г. Благовещенск.
Разработчики:
Белугина Лилия Валерьевна, преподаватель общественных дисциплин, БПК
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
Протокол № 2 от 15.09.2011 г.
Рекомендована учебно-методическим советом (УМС) ГОБУ СПО Амурской области «Благовещенский политехнический колледж»
Протокол № _______________ от __________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 130403 «Маркшейдерское дело», 130104 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых, 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, 130404 Открытые горные работы, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 230701 Прикладная информатика (в экономике), 130203 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих проблемах бытия, познания, це6нностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 56 часов, в том числе:
для очной формы обучения:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.
для заочной формы обучения:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 10 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 46 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
6
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
1) выполнение философских упражнений и задач;
2) подготовка презентационных материалов: «Русские философы: биография и творческое наследие»;
3) подготовка к семинарскому занятию «Особенности научного познания».
2
4
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
10
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
Составление конспекта, выполнение тестовых заданий
46
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира.
22
1
1
2
1
1
2
2
2
3
3
Тема 1.1.
Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества.
Содержание учебного материала
4
1
Предмет философии, ее основные разделы. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Уровни и исторические типы мировоззрения. Философская картина мира. Основной вопрос философии. Методы и функции философии.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение философских упражнений и задач.
2
Тема 1.2.
Философия Древнего Востока
Содержание учебного материала
2
1
Особенности философии Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии. Особенности философии Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Влияние древних философских школ на современную жизнь восточных цивилизаций.
Тема 1.3.
Философия Античности
Содержание учебного материала
4
1
Философия Древней Греции. Причины появления древнегреческой философии. Этапы и принципы античной философии. Древнегреческие философские школы.
2
Эллинистической римский период развития античной философии. Киники, скептики, эпикуреизм, стоицизм. Судьба античной философии.
Контрольные работы
1
Тема 1.4.
Философия Средних веков
Содержание учебного материала
2
1
э°Источники формирования средневековой философии. Этапы развития средневековой философии. Патристика: Аврелий Августин. Схоластика: Фома Аквинский. Спор реалистов и номиналистов. Философия эпохи Возрождения.
Тема 1.5.
Философия Нового и Новейшего времени
Содержание учебного материала
2
1
Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Спор эмпириков и рационалистов. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Философия эпохи Просвещения.
2
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг Фейербах. Классический материализм XIX века. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Иррационализм.
3
Современная философия. Факторы, повлиявшие на формирование философии XX века. Основные направления современной философии: феноменология, герменевтика, прагматизм, экзистенционализм, структурализм, постмодернизм.
Контрольные работы
1
Тема 1.6.
Русская философия
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика русской философии. Периоды развития русской философии и их характеристика.
Основные направления русской философии конца XIX – начала XX века.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентационных материалов: «Русские философы: биография и творческое наследие».
4
Раздел 2.
Философское осмысление природы и человека, сознания и познания
20
Тема 2.1.
Учение о бытии
Содержание учебного материала
2
1
Онтология – учение о бытии. Формы проявления бытия. Материализм и идеализм. Материя, понятие, свойства. Движение, его виды. Пространство и время.
Контрольные работы
1
Тема 2.2.
Сознание и теория познания
Содержание учебного материала
6
1
Философские интерпретации проблемы сознания. Структура сознания. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм.
4
2
Гносеология – учение о познании. Особенности и уровни познавательного процесса. Проблема истины. Теория диалектики.
2
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к семинарскому занятию «Особенности научного познания».
2
Тема 2.3.
Особенности научного познания. Научная картина мира
Содержание учебного материала
2
1
Генезис науки. Научное знание, его специфика и строение. Методология научного познания. Понятие научной картины мира. Развитие философии науки. Научные революции и смены типов рациональности.
Тема 2.3.
Философская антропология
Содержание учебного материала
8
1
Предмет философской антропологии. История развития философского понимания природы и сущности человека. Версии происхождения человека. Соотношение природного и сущностного начал в человеке. Проблема смысла жизни.
4
2
Аксиология – теория ценностей. Критерии классификации ценностей человека.
4
Раздел 3.
Социальная философия
14
Тема 3.1.
Общество
Содержание учебного материала
4
1
Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Теории происхождения общества. Определение места личности в обществе. Сферы общественной жизни.
Тема 3.2.
Философия истории
Содержание учебного материала
2
1
Философское осмысление проблем истории. Пути развития истории – точки зрения. Движущие силы исторического процесса.
Тема 3.4.
Философия и основы религиозной картины мира
Содержание учебного материала
4
1
Понятие религии, причины обращения к религии. Этапы развития религиозного сознания. Структура религии. Функции религии, ее значение в жизни общества. Мировые религии.
Тема 3.5.
Философия и культура
Содержание учебного материала
2
1
Понятие культуры. Соотношение культуры и цивилизации. Проблема массовой культуры. Культура и контркультура. Особенности молодежной культуры.
Тема 3.6.
Философия и глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
2
1
Актуальность и особенности глобальных проблем человечества. История и причины возникновения глобальных проблем. Классификация глобальных проблем, основные пути их решения.
Всего:
56
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы философии».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся; рабочее место преподавателя; комплект портретов выдающихся деятелей философии.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Канке В.А. Философия для технических специальностей: учебник. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 395 с.
Дополнительные источники:
1. Гуревич П.С. Философский словарь. – М., 1997.
2. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. – М., 1996.
3. Радугин А.А. Философия: курс лекций: 2-е изд. – М., 1997.
4. Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., 2-е изд. – М., 2000.
5. Философия: Учебник для вузов/Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 1999.
6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / сост. П.С. Гуревич. – М., 1997.
7. filosof/historic.ru
8. lib.ru/FILOSOF
9. philosophy.wideworld.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- ориентироваться в наиболее общих проблемах бытия, познания, це6нностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
Самостоятельная работа.
Домашние задания проблемного характера.
Практические задания по работе с оригинальными текстами.
Знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Тестовые задания по соответствующим темам.
Устные опросы.
Письменные контрольные работы с проблемными вопросами.
13PAGE 15
13PAGE 14215
"$*h¤¬®
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЄІёєјҐBDF
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·µ