Выступление на тему Личностный рост школьников в проектной деятельности

Районный семинар учителей химии



Выступление на тему:
«Личностное развитие школьника в проектной деятельности»







Учитель химии МКОУ Зайцевская СОШ
Невдашева Елена Александровна






Ноябрь 2016 год



«Личностное развитие школьников в проектной деятельности»
Наше дело – воспитать Личность...
Как же организовать работу, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?
Наверное, такой вопрос задаёт себе каждый учитель. В последнее время много говорится о том, каким должно быть современное обучение.
Таковым, как мне кажется, является проектное обучение, учитывающее потребность сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Нелегко дается смена репродуктивного (традиционного) типа деятельности на продуктивный (инновационный).
Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.
Учебный проект – организационная форма работы, ориентированная на изучение законченного учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать, знания нужны ему самому и обществу.
Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке и знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.
Задачи, которые я ставлю перед собой
1) формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся;
2) стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний;
3) развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
4) Воспитание общественно-активной творческой личности.
Типы проектов, которые мы разрабатываем с ребятами
- практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек)
- игровые или ролевые (инсценировки)
- творческие (составление ребусов, кроссвордов)
- информационные (создание презентаций-экскурсий)
Формы классной и внеклассной работы по созданию проектов
1) индивидуальные
-схемы, алгоритмы, кроссворды, ребусы, иллюстрации, презентации, творческие работы, исследовательские работы
Учащиеся могут работать как над индивидуальными проектами, так и в группах переменного состава в зависимости от своего желания и выбора темы. Чаще всего ребята выбирают групповую форму работы, которая позволяет выполнить объемный проект, требующий разносторонних исследований. Работа в группах способствует лучшему осмыслению материала, поскольку учащиеся проговаривают свои мысли и находят аргументы в защиту своей точки зрения. Такое общение в процессе исследовательской работы способствует также развитию коммуникативных навыков: распределение ролей в группе, умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать общее решение. При смене состава группы меняется и роль учащегося в творческом процессе: если в одной группе он был рядовым исполнителем и чаще всего принимал идеи лидера, то в другой группе он может сам стать лидером и источником идей. Кроме того, работая в составе группы, учащиеся могут рассчитывать на поддержку и помощь других членов группы. Это помогает им чувствовать себя увереннее, чем при индивидуальной работе, снимает боязнь неуспеха. Индивидуальная форма работы приемлема при разработке небольшого проекта, не требующего освоения трудоемких методик и проведения разноплановых исследований. Она позволяет решить такие важные задачи:
- организовать проектную работу над темой, интересующей одного учащегося;
- проверить степень освоения всех этапов и видов деятельности при групповой проектной работе (выдвижение идей, постановка эксперимента, работа с литературой, оформление, доклад, принятие решений);
- организовать работу учащихся, испытывающих трудности в общении со сверстниками, чтобы потом подключить их к групповой работе.
Во время проведения химического КВН нужно было рассказать о превращениях веществ. Ребята составили и обыграли сказку. Чтобы увлечь учащихся 8-ых классов новым предметом, я предлагаю им поработать с кроссвордами и составить их самим. Это хорошо помогает при изучении химических терминов. Кроме кроссвордов ребята составляют книжки-малышки (при изучении химических элементов, в которых собраны интересные факты о химических элементах). После прохождения отдельных тем ребята составляют кроссворды, составление кроссвордов помогает ребятам более полно усвоить пройденный материал.
После изучения темы «Химическая связь» ребята выполняют творческую работу в виде схемы образования химической связи, что помогает школьнику лучше разобраться с данным материалом. При изучении сложных тем, каких как «Составление формул неорганических веществ» заранее предлагаю ребятам предлагаю ребятам составить схемы-карточки, что позволяет учащимся лучше усвоить сложный материал.
На уроках химии ребята получают задания составить схемы–рисунки теме «Основные классы неорганических соединений и на слайде представлена одна из таких работ. Учащиеся старших классов после изучения тем готовясь к ГИА и ЕГЭ не только решают тестовые задания, но и сами составляют разноуровневые тесты с соблюдением структуры КИМов в их тестовых заданиях есть части А, В и С. Ребята на уроке обмениваются этими тестами решают их, проверяют друг у друга и а кабинете пополняется банк заданий по ГИА и ЕГЭ.
При изучении химии большое внимание уделяю урокам-исследованиям. На которых, прежде всего, учу ребят анализировать материал, проявлять творческую активность в его усвоении.
В процессе изучения химии в 9-11 классах проводятся такие уроки - исследования как, например, «Биохимия почв»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов (дождевых червей) и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным мероприятиям.
При изучении раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: Например, определение качества продуктов питания: мясных консервов, фруктовых соков, меда, шоколада.
При изучении курса «Органическая химия» проводятся уроки, целью которых является показать пагубное влияние органических веществ на живые организмы. Например, урок «Природные источники углеводородов и их переработка», в ходе изучения этой темы происходит знакомство с нефтью и нефтепродуктами. Необходимо рассмотреть не только их положительную роль в жизни человека, но и отрицательное влияние в качестве загрязнителей. Школьники в ходе исследовательской работы самостоятельно приходят к выводу о пагубном влиянии нефти и нефтепродуктов на живые организмы.
При изучении курса: «Основы общей химии» знакомясь с темой
« Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов» раскрывается роль периодического закона применительно к биологическим процессам, протекающим в природе, единстве и целостности окружающего мира.
Изучение темы «Металлы» связано с раскрытием двойственного влияния ионов металлов на природу в зависимости от концентрации в окружающей среде. Коррозия металлов рассматривается как результат и фактор загрязнения окружающей среды.
В ходе исследовательской работы: «Оксиды неметаллов» эти соединения рассматриваются как загрязнители природной среды. Происходит знакомство с понятием «кислотные дожди», их природой, ущербом, который они наносят природе и объектам окружающей среды: металлическим конструкциям, бетонным сооружениям. Учащиеся приходят к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загрязнение, чем восстанавливать разрушенное.
Работая над проектом, школьники проходят множество этапов работы.
Здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом:
«Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
· Он помогает ученикам в поиске нужной информации;
· Сам является источником информации;
· Координирует весь процесс;
· Отслеживает результаты работы.
С помощью метода проекта возможно обучить:
· Проводить их анализ;
· Выявлять и формулировать проблемы;
· Находить пути их решения;
· Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
· Применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Результативность проектной деятельности подтверждается:
1. Ростом качества знаний и успеваемости по предмету
2. Увеличение количества учащихся, выбирающих химию для итоговой аттестации, положительная динамика качества знаний по экзаменационным оценкам и среднему баллу
3. Рост качества творческих работ учащихся
4. Динамика участия в предметных олимпиадах
5. Повышение воспитательного процесса учебной деятельности
15