Доклад Тема: Предупреждение нарушений письменной речи
МКС(К)ОУ «Тутальская С(К)ОШИ VIII вида»
Доклад
Тема: Предупреждение нарушений письменной речи
Учитель-логопед: Л.К.Функ
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо. И устная и письменная речь представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к.процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Речедвигательный анализатор - артикулема, речеслуховой анализатор -фонема, зрительный анализатор -графема, двигательный анализатор кинема. Сенсомоторной основой психического развития ребёнка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. Образцом произношения является речь окружающих. Для овладения письменной речью имеет значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения произношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражения в письме и чтении. Каждая сознательная работа требует понимания пространства и времени, умения справляться на деле. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Пространство собственного тела расширяется по мере формирования произвольных движений ребёнка и установление ведущего глаза, уха или процесса латерилизации, который является показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга, признаком того, что установилась доминантная роль одного из полушарий(у правшей ведущим является левое полушарие, у левшей -правое).
При чёткой латерализации выявляется единообразие: при правосторонней – ведущей является правая рука, нога, глаз, ухо. Процесс дифференциации собственного тела, т.е. установлении латералиты, завершается в основном, к шести годам. Поэтому для формирования правильного чтения и письма необходимо, чтобы процессы были завершены к началу обучения в школе.
Предупреждение и коррекция нарушений письма
Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют освоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребёнка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.
Наблюдение, диагностика и обучение детей показали, что освоение программы по русскому языку затруднено в связи с речевыми нарушениями, ограниченным опытом речевого общения и особенностями их психической деятельности. Дети часто не понимают смысл прочитанного, затрудняются в анализе текста, в подборе слов, выборе грамматической конструкции предложений. Кроме того, у многих отсутствует внутреннее побуждение к высказыванию (мотивации).
Также детей с трудом усваивают правила грамматики и правописания. Даже если они их усвоили, то не могут применить правила на практике. Отмечается несформированность фонематического анализа, что ещё больше затрудняет усвоение программы по русскому языку. Характер нарушений в процессе овладения письменной речью у детей находится в зависимости от дефекта. Известно, что нарушение письма и чтения чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов речевой деятельности: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работу по предупреждению нарушений чтения и письма следует вести по нескольким направлениям.
1.Развитие мотивации речевого высказывания.
Для этого необходимо воспитывать желание общаться, стремления сообщать окружающим о своих переживаниях, впечатлениях. С этой целью учим детей отвечать по собственному побуждению, которое всячески поддерживается и одобряется.начинать работу по предупреждению письменной речи следует с формирования понятий о слове и предложении. Дети учатся выделять из предложения слова и анализировать их звуковой состав. Из слов выделяют слоги, определяют их количество и порядок в слове, затем проводят звуко-слоговой анализ. Для звукового анализа берём слова, содержащие только правильно произносимые звуки.
2.Формирование правильного звукопроизношения.
Отрабатываемый звук сразу соотносится с соответствующей буквой.
-ребёнок показывает букву, соответствующую произносимому звуку;
-из серии картинок ребёнок отбирает такие, в которых есть заданный звук;
-складывает слоги из разрезной азбуки и прочитывает их, выделяя нужную букву и определяя её место;
- затем переходят к письменным упражнениям (вставить пропущенную букву, списывание слов, записывание под диктовку с предварительным звуко - слоговым разбором, подчёркивание соответствующей буквы).
3.Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
4.Расширение словарного запаса, обогащения активного словаря.
5.Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
6.Формирования связной речи.
Необходимо учить детей разным видам пересказа и рассказывания (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу.
7.Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию серий различных движений (типа кулак-ребро-ладонь), рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, др.).
8.Развитие тактильных ощущений – посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (узнать какую букву написали на спине, руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать букву на ощупь, др.)
9.Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа, массажа пальцев, пальчиковых игр, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
10.Расширение «поля зрения» ребёнка
11.Расширение конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек,из элементов букв, реконструирования букв.
12. Подготовка к обучению грамоте:
·Знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, звук, буква)
11.Развитие оптико-пространственного гнозиса.
Дети смешивают графически сходные буквы. В этих случаях мы учим выделять и тщательно анализировать смешиваемые на письме буквы. Рассматривается их графическая структура, отмечается количество элементов, из которых состоит буква, а также расположение элементов. В момент произнесения звука ребёнок обводит букву, вылепленную из пластилина, вырезанную из картона или наждачной бумаги.
Работа по этим направлениям помогает решать проблему профилактики дисграфии, предупреждать появление нарушений письменной речи. Работа по профилактике нарушений письменной речи проводится на каждом занятии, как часть занятия, индивидуально. Задачи решаются в процессе игровой, практической и учебной деятельности, начиная в дошкольный, затем продолжаются в школьном периоде.
При составлении единой системы коррекционного и профилактического воздействия выделяют два периода: дошкольный и школьный. С этой целью используются известные школьные и дошкольные программы для детей с нарушением речи, разработанные НИИ Дефектологии, Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валенберга, И.Н.Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных класса», Н.А.Корнева «Нарушение чтение и письма у детей». При этом учитывается неоднородность психического развития детей, состав групп учреждения, состав классов. Программы адаптируются к условиям учреждения. Трудность работы с детьми обусловлена основным заболеванием (наличие или отсутствие насильственных движений в артикуляционном мускулатуре, нарушение координации движений в той или иной степени, наличие синкинезий, вегетативных расстройств, специфические нарушения произношения). При овладении чтением и письмом трудности связаны с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушением мелкой моторики.
Работа по предупреждению нарушений письменной речи включает в себя несколько разделов.
Раздел 1.Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.
Проводится систематическая работа по развитию анализа структур предложения. С этой целью проводятся следующие задания:
-выделение границ предложения в тексте;
-составить графическую схему предложения и по графической схеме предложения составить предложение;
-придумать предложение с определённым количеством слов;
-увеличить количество слов в предложении;
-уменьшить количество слов в предложении;
-придумать предложение с определённым словом;
-составить предложение из слов, данных в беспорядке;
Раздел 2.Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.
-сочетания существительных с прилагательными;
-сочетания существительных с глаголами;
-сочетания существительных с числительными.
Раздел 3.Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
- понятие « слово», «длинные и короткие» слова;
-деление слов на слоги;
-определение ударного слога;
-составление звуковых схем слов;
-подбор слов к данной рифме;
- подбор слов к слоговым схемам;
-работа со словарными словами;
- подбор родственных слов;
- подбор синонимов, антонимов, омонимов;
-чтение половины слова (по полбуковки);
-чтение слов по изографам;
-придумывание слов по заданному ритмическому рисунку;
-работа с предлогами;
Раздел 4.Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
-придумывание слов на заданный слог в определённой позиции;
-составление схем слогов с использованием цветных фишек;
- составление схем слогов без фишек;
-чтение слогов по слоговым таблицам;
-составление слога по картинкам с выделением первых звуков;
Раздел 5. Предупреждение ошибок письма на уровне звука, буквы.
- предупреждение зеркального письма (ориентировка в пространстве,на себе, на листе бумаги);
-выкладывание букв из палочек;
-добавить недостающие элементы букв;
- определение буквы, написанной на спине, ладони. В воздухе;
-ощупывание картонных букв;
-обведение букв по трафарету;
-нахождение букв в геометрических фигурах;
-конструирование букв из элементов4
-определение букв, которые можно выложить из трёх палочек;
-придумывание слов на заданный звук(связь звука и буквы) ;
-выделение(узнавание) звука на фоне слова;
-вычленение первого, последнего звука в слове;
-определение количества, последовательности и места звука в слове;
Раздел 6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
-ориентировка на собственном теле;
- дифференциация правых и левых его частей;
-ориентировка в окружающем пространстве;
Раздел 7. Развитие сукцессивных функций.
-на основе автоматизированных рядов:
*временные последовательности;
*режим дня;
*счёт;
*алфавит;
*названия пальцев рук;
*звуки, буквы, слоги, слова, фразы;
*рассказывание сказок.
-на основе произвольно заданных рядов:
*двигательный анализатор(туловище-пальцы рук -органы артикуляции);
*слуховой анализатор ( воспроизведение звуковых ритмов, последовательностей, повторение цифровых рядов, фраз);
*зрительный анализатор(последовательное выкладывание элементов слева направо и сверху вниз, в прямом и обратном порядке);
*тактильный анализатор(ощупывание материалов, рисование на ладони, на спине).
Предложенная система работы направлена на профилактику нарушений письменной речи, предупреждение возникновения трудностей, связанных с обучением грамоте.
Литература.
1.Р.Е.Левина. Логопедия.
2.Л.Г.Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.
3.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
15