УРОК Арифметическая и геометрическая прогрессия (9 класс)
ДАТА: 09.10.15г
Предмет: алгебра
Класс: 9 «В»
Тема: «Решение систем уравнений второй степени»
Цель урока: Обеспечить усвоение алгоритма решения систем уравнений второй степени, различными способами.
Задачи:
образовательная: научить решать системы уравнений второй степени различными способами. Закрепление, систематизация и обобщение знаний, контроль за усвоением ЗУН;воспитательная: привитие интереса к изучаемому предмету развивающая: формирование умений и навыков рационального применения различных методов при решении систем уравнений, выработка внимания, самостоятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: ИКТ, текст теста, карточки для самостоятельной работы, презентация в Microsoft Office PowerPoint.
Метод обучения: проблемный, с самостоятельным поиском решения.
Формы организации учебной деятельности (ФОУД): Индивидуальная, фронтальная, парная
Планируемые результаты урока: применять полученные знания для решения систем уравнений различных уровней сложности.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный момент – 3 мин
Проверка домашнего задания – 2 мин
Актуализация опорных знаний – 7 мин
Закрепление материала. Решение задач – 15 мин
Самостоятельная работа – 8 мин
Домашнее задание – 2 мин
Подведение итогов. Рефлексия. – 8 мин
Ход урока
Этапы организации учебной деятельности Цель этапа
Формируемые результаты Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Организационный момент
Настроить учащихся на урок. Определить тему и цели урока.
Французский писатель Анатоль Франс заметил “Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом”, последуем совету писателя, будем на уроке активны, внимательны, будем “поглощать” знания с большим желанием, ведь они вам скоро пригодятся. Умение решать системы уравнений позволяет существенно расширить класс текстовых задач и перед нами стоит задача: повторить способы решения систем уравнений, проверить свое умение самостоятельно применять полученные знания.
Просмотр видео. После просмотра обсуждение Формулируют тему и цели урока.
Отвечают устно, аргументируют свои ответы.
Проверка домашнего задания Прокомментировать задание, которые были выполнены дома Высвечивает на интерактивной доске заранее подготовленное домашнее задание. Контролирует и проверяет процесс взаимопроверки работы, выполненной дома учащимися Каждый ученик рассказывает свой алгоритм решения системы уравнений, подтверждая его примером из домашней работы
Обмениваются тетрадями с выполненной работой. (Взаимопроверка)
Актуализация опорных знаний Актуализировать теоретические знания учащихся по способам решения уравнения Упражнение «Горячий стул». В центре класса ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Остальные учащиеся класса задают ему вопросы. Учащиеся должны будут побывать все (по желанию).
ВОПРОСЫ:
- Что является решением уравнения с двумя переменными?
- Что значит решить уравнение с двумя переменными?
- Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
- Какие способы решения систем уравнений мы изучили?
- Что значит решить систему уравнений графически?
- Что значит решить систему уравнений способом подстановки?
- Что значит решить систему уравнений способом сложения?
Обсуждает с учащимися способы решения систем уравнений. (Составление алгоритма решения систем уравнений)
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:
1-я группа – алгоритм решения систем уравнений графическим способом
2-я группа - алгоритм решения систем уравнений способом подстановки
3-я группа - алгоритм решения систем уравнений способом сложения Отвечают устно, аргументируют свои ответы.
Выполняют задание устно. Комментируют свои ответы
Выполняют задание письменно. Обсуждают с товарищем вопрос об «удобстве» того или иного способа. Комментируют свои ответы.
Закрепление материала. Решение задач Отрабатывать навык решения систем уравнений второй степени.
Предлагает учащимся решения систем уравнений.
Проблемный вопрос: каким способом решить каждую из предложенных систем?
№ 51 (в), № 52 (в)
После решения задач класс разбивается на пары “сильный - слабый”. Каждая пара получает карточку – помощник. Слабый ученик рассказывает, как решать систему уравнений, а консультант выслушивает и корректирует его решение, если надо рассказывает сам.
Вторую часть карточки более слабый ученик заполняет без консультанта.
Образец (составить при работе с консультантом) Выполнить самостоятельно
Решите систему уравнений:
Решите систему уравнений:
Предлагают варианты решения задачи.
Решают его любым способом.
Самостоятельная работа
После работы в парах каждый работает индивидуально. Предлагает учащимся для решения системы уравнений различного уровня сложности.
Уровневые задания:
Уровень А Уровень В Уровень С
Решить систему уравнений: 1.
2. Решить систему уравнений:
Решить систему уравнений:
Выбирают одно из заданий и решают его любым способом.
Пользуясь карточками с решением («Решебник») для самопроверки, учащиеся проверяют правильность своего решения. Если система решена неверно, то ученик находит свою ошибку
и исправляет её.
Домашнее задание Цель: прокомментировать задание Комментирует задание на самоподготовку:
№ 51 (г), № 52 (г), № 53
дополнительно № 54
Записывают задание на дом
Подведение итогов Цель: Получить обратную связь, подвести итоги.
Рефлексия
Предлагает:
- заполнить таблицу, поставив в соответствующей графе «+» или «-».
- подсчитать в столбце «ДА» количество выставленных «+».
- оценить свою работу на уроке:
10-9 – «5»
8-7 – «4»
6-5 – «3»
Меньше 5 – «2»
Кто оценил свою работу на «5», на «4».
Я знаю: да Не очень хорошо Не знаю
определение уравнения с двумя переменными способы решения систем уравнений с двумя переменными алгоритм решения способом подстановки алгоритм решения способом сложения алгоритм решения графическим способом Я умею: определять «удобный» способ решения системы уравнений находить количество решений системы по графику функций выражать одну переменную через другую решать систему уравнений способом подстановки решать систему уравнений способом сложения Предлагает учащимся устно продолжить фразы:
На уроке мне было интересно ____________________
На уроке мне было не интересно ____________________
Мне понравилось на уроке ________________________
Мне не понравилось на уроке ______________________
Я научился на уроке _____________________________
5 человек спросить по этим вопросам.
Подвести итоги, выставить отметки.
Письменно заполняют таблицу, оценивают свою работу.
Устно отвечают, аргументируя свои ответы.