Конспект урока Возникновение ислама. Арабский Халифат и его распад.


Конспект урока по истории средних веков.
Тема урока: Возникновение ислама и арабский халифат.
Место работы: МБОО СОШ № 10 г. Лобня
Предмет: всеобщая история 6 класс
Предметная программа и ее автор: Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М., Посвещение, 2014.
Цели урока: дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;
- выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.
- продолжить формирование умения работать с картой
- познакомиться с новыми понятиями
Тип урока: урок изучения нового материала
Необходимое оборудование: компьютер, презентация
Структура и ход урока:
Просмотр видео ролика, посвященного исламу.(2 мин.)
Учитель: Предположите, пожалуйста, о чем пойдет речь на уроке?
Формулирование темы урока
Актуализация знаний
- Что такое религия?
- Когда возникли истоки религии?
- Какие религии ты знаешь?
- Когда возникло христианство?
2. Изучение нового материала:
Учитель: О религии, которая играет важную роль в мире, пойдет сегодня речь на нашем уроке. Ислам - самая молодая из всех религий, возникшая в 7 веке Аравии.
Практическая работа с картой.(готовая презентация)
Учитель:
-Покажите на карте Аравийский полуостров.
- Какими морями омывается полуостров?
- Какие страны находятся по соседству?
- опираясь на карту, опишите, как повлияли географическое положение и природные условия на род занятий жителей?
Ответы учеников
Показ презентации
Учитель: Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злаки, сахарный тростник
Анализируя текс презентации, определите, основной вид деятельности был характерен для бедуинов. Почему арабы разводили верблюдов?
Ответ ученика
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию слайда «Караван-сарай на торговом пути».
Предположите, чем занимаются жители, во что они одеты?
Ответы учеников
Учитель: Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Самым крупным из них был город Мекка. Дважды в году — летом и зимой — они снаряжали караваны в соседние страны. Каждую весну четыре месяца в Мекке длились ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду.
В Мекке было расположено древнейшее святилище храм Кааба (куб).
Рассматриваем иллюстрацию храма на слайде, отмечаем его особенности.
Учитель: Бедуины делились на множество племен и родов. Из-за пастбищ часто происходили стычки между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и уже известный нам по Западной Европе обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род и даже племя. Войны между племенами длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов.
Физкультминутка: Микропаузы при утомлении глаз:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз
Учитель: Объединению арабских племен способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет) шести лет остался сиротой; о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Его посещали видения — он говорил, что слышит голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл «посланником Бога» — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.
Опираясь на текст, найдите определение понятий – пророк, Аллах.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eacaeb69-c8a5-429a-952d-0a4546866861/142.html
Учитель: В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя, мусульманами, то есть «покорными Богу».
Вопрос: Как вы думаете как мекканская знать отнеслась к проповедям Мухаммеда?
Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина — «город Пророка». Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.
В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.
Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви.
Прочитайте самостоятельно текст слайда « Мораль и право» и будьте готовы ответить на вопросы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/836e131e-bee7-435c-948d-7b3d94120372/138.doc
- Продолжите предложения:
1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)
2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)
3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей)
4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством )
5) Мусульманам разрешалось…( иметь 4 жены)
4. Домашнее задание
Опираясь на ресурсы интернета составить рассказ «Сходство и различия мусульманских и христианских традиций». http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8e14d765-f243-4596-bf37-2d39e2d88cf3/72404/?interface=teacher&class=48&subject=20