Спецкурс: Трудные случаи орфографии и пунктуации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей села Толбазы
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ»
Количество часов: всего – 28 ч.; в неделю – 1 ч
Составитель: Файзуллина Раиля Исмагиловна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей с.Толбазы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс рассчитан на 28 часов (из расчета 1 учебный час (астрономический) в неделю).
Данный курс составлен согласно спецификации ЕГЭ, предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов для ЕГЭ по русскому языку в части «А», «Б» и базируется на комплексе общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе их обучения в общеобразовательной школе. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представлен в обобщенном и компактном виде, способствует систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Акцент в обучении делается на раздел русского языка «Орфография», а также обобщаются и систематизируются знания в области лексики, орфоэпии, фонетики, морфемики, словообразования и морфологии, культуры речи.
Цель учебного курса «Трудные случаи орфографии» повторить, расширить и углубить полученные ранее знания по орфографии, обучить навыкам выполнения тестовых заданий по типу ЕГЭ группы «А», «Б», сформировать комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку в части «А», «Б».
Задачи курса:
Повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по разделам русского языка «Орфография», «Лексика», «Орфоэпия», «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование» и «Морфология».
Развитие навыков работы с различными тестовыми заданиями.
Формирование навыков оформления лекционного материала.
Расширение активного словарного запаса обучающихся.
Воспитание аккуратности при оформлении тестовых работ.
Виды и формы обучения. Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Баланс времени на освоение материала распределятся следующим образом: 60-70% - на освоение теоретического материала; 40-30% времени – на выполнение практических заданий, практикумов.
Формы контроля. Промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: тесты с использованием техники множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т.д.
Литература:
Д.Э.Розенталь. Справочник по литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. – М.: Русское слово, 2008.
Н.А.Стенина. русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. – Р-на-Д.: Легион.2007.
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. – М.: Русское слово, 2008.
С.И.Львова, И.П.Цыбулько. Русский язык. Сборник заданий ЕГЭ 2009. – М.: Эксмо, 2008.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: просвещение, 2001.
Д.Э.Розенталь. 750 упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век. Мир и Образование, 2003.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема, количество часов
Количество часов
Занятия
(содержание)
08.10
Лексикология.
Фонетика. Орфоэпия.
1
Занятие 1. Характеристика русской лексикология. Международные словообразовательные элементы. Фонетика. Орфоэпия.
15.10
Морфемика и словообразование.
1
Занятие 2. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
22.10
Состав слова и орфография.
8
Занятие 3. Состав слов. Гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые ударением).
29.1012.11
Занятия 4-5. Чередующиеся гласные в корне слова. Буквы Э (Е), Й в корнях иноязычных слов.
19.11
Занятие 6. Правописание согласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Непроизносимые согласные.
26.11
Занятие 7. Правописание приставок. Приставки на -З и приставки -С. Правописание на стыке морфем (приставки и корня). Сложные существительные с ПОЛ- и ПОЛУ-
03.12
Занятие 8. Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-.
10.12
Занятие 9. Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц.
17.12
Занятие 10. Употребление Ъ и Ь знаков.
24.12
Морфология и орфография.
18
Занятие 11. Имя существительное, имя прилагательное. Категория рода имен существительных. Категория числа. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода.
14.01
Занятие 12. Варианты падежных окончаний имен существительных.
21.01
Занятие 13. Особенности склонения прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Употребление полной и краткой форм имен прилагательных. Формы степеней сравнения имен прилагательных.
28.01
Занятие 14. Правописание сложных слов.
04.02
Занятие 15. Правописание числительных. Образование и правописание числительных. Склонение числительных. Мягкий знак в именах числительных. Употребление количественных и собирательных имен числительных.
11.02
Занятие 16. Местоимение. Правописание местоимений. Употребление местоимений.
18.02
Занятие 17. Глагол. Личные окончания глаголов.
25.0204.03
Занятия 18-19. Причастие. Окончания и суффиксы причастий. Деепричастие. Суффиксы деепричастий. Употребление причастных и деепричастных оборотов.
11.03
Занятие 20. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, отглагольных прилагательных.
18.03
Занятие 21. -Н- и -НН- в кратких прилагательных, причастиях и наречиях.
01.04
Занятие 22. Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих.
08.0415.04
Занятия 23-24. Наречие. Гласные и шипящие на конце наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий и наречных выражений.
22.04
Занятие 25. Правописание предлогов, союзов, вводных слов. Употребление предлогов с падежными формами.
29.04
Занятие 26. Разграничение на письме омонимичных слов и сочетаний слов.
06.05
Занятие 27. Правописание НЕ- и НИ- с различными частями речи.
13.05
Занятие 28. Различение частиц НЕ и НИ.
Итого 28 часов
Заголовок 115