Урок в 11-ом классе по русскому языку Обособленные члены предложения, правописание о-ё после шипящих
Криворожская общеобразовательная школа I-III ступеней №59
Урок
по русскому языкув 11-А классе
Сложные случаи орфографии и пунктуации (правописание гласных после шипящих, обособленные дополнения)
Подготовила:
учитель русского языка
Коробова Н.И.
Кривой Рог-2016
Тема. Сложные случаи орфографии и пунктуации (правописание гласных после шипящих, обособленные дополнения)
Цель: научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о,ё и е после шипящих и ц в различных частях слов разных частей речи; систематизировать и обобщить правила правописания о,е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях слов разных частей речи, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Обособленные дополнения», обогатить речь учащихся данными конструкциями; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Оборудование: учебник, словари, дидактический материал, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Прогнозируемые результаты: учащиеся систематизируют материал о правописании о –ё после шипящих и ц в разных морфемах, знают изученные пунктуационные правила; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания ; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания. 2. Орфографический диктант ( два человека пишут на доске, остальные – в тетради; проверка – после написания). Аббревиатура, компромисс, президент, привилегия, винегрет, конгресс, панъевропейский, пол-одиннадцатого, сверстник, ровесник, грамотный, грамматический, кристалл, кристальный, трасса, терраса, аккуратный, лимонный сок, стеклянная дверь, решённая задача, незваный гость, желанная встреча, многоэтажная гостиница, безветренный день, смышлёный ребёнок.II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока. Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. (Л.Щерба)
III. Восприятие учащимися учебного материала Учитель. В языке нет хаоса, всё в нём подчиняется языковым закономерностям, изучая которые, языковеды создают правила правописания и произношения. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. И сегодня мы встретимся с определёнными языковыми явлениями, соберём о них словарный материал, проанализируем его, выработаем рекомендации по написанию и постановке знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, проверим рекомендации на практике.1. Ознакомление с обобщающими таблицами В корне слов под ударением пишется ё , если при изменении слова происходит чередование с е: шёлк - шелка, чёлка – чело. Если такого чередования нет, то пишется о: капюшон, трущоба, шорох. В суффиксах и окончаниях имён существительных, прилагательных и наречий Под ударением пишется о, без ударения – е: ручонка – рученька, большого – большего, сучок, рубашонка, холщовый. В отглагольных образованиях в окончаниях и суффиксах всех отглагольных форм после шипящих пишется ё: ночёвка, сгущённый, бережёт. Запомните!- На конце наречий пишется под ударением о: свежо, горячо (исключение: ещё).- Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр.- Пишется ё в словах: причём, нипочём.
- Пишется о в словах: трущоба, чащоба, трещотка.- После ц никогда не пишется ё.
(слайд 2)2. Работа с учебником. Выполнение упражнения 85 по вариантам (1, 3, 5, 7, 9 предложения- I вариант; 2, 4, 6, 8, 10 – II вариант).
3. Упражнения с использованием ИКТ
(слайд 3,4,5)4. Слово учителя . Дополнения, выраженные именами существительными с предлогами или с предложными сочетаниями кроме, помимо, вместо, за исключением и др., обособляются факультативно в зависимости от смысловой нагрузки и количества слов в обороте: Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков. (Н.Гоголь) Вместо голых утёсов, я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья. Но как бы человек не стремился помимо школы, сам по себе, получить знания, он всё-таки будет, как говорят, самоучкой. В последнем предложении оборот с предлогом помимо не обособляется, т.к. в предложение не вносит дополнительный смысл. Существительное с предлогом кроме обособляется в двух значениях:
а) за исключением какого-либо, не считая кого-либо: Кроме чаек в море никого не было. Кроме большого дыма в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке;б) сверх кого-чего-либо; вдобавок к кому-чему-либо: Кроме старика, в этот день приходило к нам ещё двое. Кроме дикого зверя, есть в этих местах и разная птица. Также оборот с кроме обособляется при отрицательных местоимениях: Никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит на него.
5. Упражнение с использованием ИКТ
(слайд 6,7,8) IV. Систематизация и обобщение изученногоТренировочные упражнения1. Лексическая эстафета. Отгадать слова по их значению. 1) Застывшая масса какао с сахаром. (Шоколад)2) Глухой, обычно тихий звук от трения, лёгкого прикосновения с чем-нибудь; шуршание. (Шорох)3) Плод дуба. ( Жёлудь)4) Имя лучшего друга Винни-Пуха ( Пятачок)5) Грязное и тесное, ветхое жильё. (Трущоба)6) Место соединения сшитых кусков ткани или кожи. (Шов)7) Артист цирка, подбрасывающий и ловящий несколько предметов. (Жонглёр)8) Травянистое растение с крупными соцветиями, нижние мясистые части которого идут в пищу. (Артишок)9) Человек, управляющий оркестром. ( Дирижёр)10) Один из вариантов аттестации, форма проверки знаний. (Зачёт)11) Человек, лишённый свободы. ( Заключённый)12) Род сильного потрясения. ( Шок)2. Задание «Кто больше?»Из прочитанного текста выписать слова на изученную орфограмму.
(слайд 9) По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей и жонглёр. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим .3. Работа с перфокартой:1) жёсткий; 2) дешёвый; 3) чёлка; 4) изжога; 5) чечётка; 6) бечёвка; 7)зачёт;8 ) обжорливый; 9) ножовка; 10) внучок; 11) ожог руки; 12) шотландский;13) печёнка; 14) чопорный; 15) грушовка; 16) ковшом; 17) распашонка;
18) Шолохов; 19) бережём; 20) пшённый.4. Комментированное письмо. Расставьте знаки препинания в предложениях. Найдите и графически выделите обособленные дополнения. Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди. Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек. Тут кроме небольшого столика с зеркалом табурета и тряпья развешанного по углам не было никакой другой мебели и вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонек. Внизу возле амбаров где с адамовых времен собирались сходы толпился народ.
V. Домашнее задание
Выучить теоретический материал учебника.
Выполнить упражнение из учебника (упражнение №86).
Индивидуальная словарная работа
VI. Подведение итогов урока
Интерактивная игра «Микрофон»
- Под ударением в корне существительных после шипящих пишется …, если …
- В суффиксах существительных, наречий под ударением пишется …, без ударения…
- В окончаниях и суффиксах глаголов пишется …
- Существительные I и II склонений пишутся …
- Дополнения обособляются …