Тема урока: ««Чередование гласных о – а в корнях –лож — лаг, -кос – кас».


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»»
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
по правописанию чередующихся гласных А – О в корне слова.
Тема урока: ««Чередование гласных о – а в корнях –лож - лаг, -кос – кас».
Модель урока: личностно – ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.
Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.
Вид деятельности учащихся: коллективная.
Вид урока: урок освоения новых знаний.
Автор: Золотникова Алла Ивановна , учитель русского языка и литературы
первой категории МОУ «СОШ № 49»
г. Астрахань
2009 г.
«Чередование гласных о – а в корнях –лож - лаг, -кос – кас».
Цели урока:
Образовательные:
. формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
. научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
. научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
. развивать память, воображение, речь.
. развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
. воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа
Модель урока: личностно – ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.
Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.
Вид деятельности учащихся: коллективная.
Вид урока: урок освоения новых знаний.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
- - Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Разрешите представиться. (СЛАЙД № 1)
Очень рада нашей сегодняшней встрече.
Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы! Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?
Наш сегодняшний урок называется «Широкая Масленица», но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.
Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.
(СЛАЙД №2)
МАСЛЕНИЦА
Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.
На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.
То «Масленица» веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!
2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)
- - Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.
В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…) (СЛАЙД № 3)
Задание №1.
ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.
3 Работа с текстом. (Задание №2)
- - А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно. (СЛАЙД №4)
Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные
слова. Давайте попробуем. Что – то у нас не получается. Очевидно, здесь
«работает» какое – то другое правило. Может быть, кто – то уже с ним знаком?
Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.
(Запишите тему урока) (СЛАЙД № 5)
Задание №2
Из газетных строк:
Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.
Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.
Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.
Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.
- - В какой части слова пропущены буквы?
- - Что такое корень?
- - Давайте выпишем корни из слов.
- - ЛАГ – А - - - ЛОЖ- -
- - КАС –А - - - КОС –
- - Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ) (СЛАЙД №6)
ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ
КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ
ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ.
-Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите… (СЛАЙД №7)
КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- -, ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- - , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.
Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.
( СЛАЙД № 8 - 9)
Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).
Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.
(СЛАЙД № 10)
Грамматическая зарядка
Задание
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
К…снуться чуда.
Радостное предпол…жжение.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
Расположить у костра.
Пол…жение дел.
4.Выборочный диктант (СЛАЙД №11)
1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,
2 вариант -с буквой О в корне слова.
1.Солнце к…снулось края степи.
2.Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.
3.Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
4.Приятно к…снуться ароматного блинчика.
НА ДОСКЕ (СЛАЙД 12).
1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ
ПРЕДПОЛ…ГАЕТ К…СНУЛАСЬ
РАСПОЛ…ГАЕТ К…СНУТЬСЯ
К…САЮТСЯ
Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.
(НА ДОСКЕ) (СЛАЙД №13)
-ЛАГ-А -ЛОЖ –
-КАС-А -КОС-
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.) 6. - - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.
Итак, вперед. (СЛАЙД №14)
К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.
- - МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.
7. Творческая работа. (СЛАЙД № 15)
От зимы мы очень устали, душа ждет перемен.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. ( СЛАЙД № 17).
Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)
Я тоже, ребята, попробовала позвать Масленицу и написала ей послание
(НА ДОСКУ) (СЛАЙД №16)
Мы тебя, Масленица, встречаем
Пирогами, да блинами угощаем.
Песни тебе слагаем,
Наши дары возлагаем.
З. Позволь, Масленица,
Сарафана твоего коснуться,
В будущее заглянуть.
4.
Приложи к устам сахарный пирог,
Принести в мой дом достаток и покой.
5.Касается тебя, Масленица,
Солнце яркое,
Огнем освещает,
Зиму прогоняет.
--Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама. (Слова на доске). (СЛАЙД № 18-19)
Мы сегодня правила учили,
Что в корнях нам - кос- и- кас- писать,
Суффикс находили, по нему решили,
Букву нам какую там вставлять.
Если суффикс – а -,То в корне тоже.
Если нет ее, то -о –пиши,
Все запомнить сможем
И себе поможем,
Все запомнят это я и ты
Лож -и –лаг- мы тоже изучали,
Закрепляли в речи и в письме ,Буковки вставляли,
Четко проверяли
И в тетрадь записывали все.
Если суффикс – а -,То в корне тоже,
Если нет ее, то- о –пиши.
Все запомнить сможем
И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.
8.Рефлексия урока. (СЛАЙД №20)
- - Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть – чуть и к нам придет красавица – весна!
Спасибо за урок.