Тема урока. Чередование гласных А — О в корнях -КАС- — -КОС-, -ЛАГ ЛОЖ-



6 класс
Тема урока. Чередование гласных А — О в корнях -КАС- — -КОС-,
-ЛАГЛОЖ-
Цель урока: опираясь на опыт учащихся и анализ примеров, предоставить возможность сделать самостоятельно вывод о написании гласных в корнях -КАС- и -КОС-, -ЛАГ- и -ЛОЖ-; применяя правило, учить дифференцировать примеры с чередованием гласных в корнях слов и безударными гласными, которые проверяются ударением; отрабатывать навык написания слов с чередованием гласных в корнях; воспитывать внимание и наблюдательность.
Оборудование: карточки с таблицей «Незаконченное предложение» (каждому учащемуся).
I
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Опрос по домашнему заданию
III.Актуализация опорных знаний
Беседа
С какими чередованиями в корне слова вы уже встречались?
Коса, касаться и прикосновение. Какие из этих слов являются однокоренными? Докажите свою точку зрения. .
IV.Постановка целей и задач урока
V.Работа над темой урока
1.Материал для наблюденияЗапись на доске
-КАС-А-ЛАГ-А
-КОС--ЛОЖ-
Как вы думаете, от чего зависит написание гласных в этих корнях?
2.Работа с материалом учебника
Прочитайте правило, изложите его суть. Подтвердите примерами.
3.Закрепление
а)Выполнение упражнения № 184
Методический комментарий. После написания упражнения вызвать учащихся для зачитывания выписанных слов. Можно взять на проверку 2—3 тетради и выставить оценки за работу.
б)Распределительный диктант. Распределите словосочетания в две колонки: А — О в корнях.
(Двое учащихся на доске записывают диктант)
Прикасаться к тетради; касательная линия; положительный герой; сложное предложение; коснёшься темы; точное прилагательное; сложение чисел; перемена мест слагаемых; предложит помощь;
в)Проверка выполнения задания
4.Конструирование предложений
Составьте предложения на одну тему с двумя словосочетаниями , обозначьте орфограмму.
Взаимопроверка
Зачитывание 2—3 учащимися предложений
Мини-диктант
Напишите текст.
Найдите слова с орфограммой -КАСКОС-.
Обозначьте выбор написания буквы в корне слов.
РЕПОРТАЖ С МАТЧА
Сегодня удачный день для нашей команды. Иванов провёл мяч и не коснулся боковой линии. Правда, мяч так и не попал в ворота, он пролетел по касательной.
Внимание! Свистит судья. Он увидел касание рукой мяча. Прикасаться к мячу имеет право только вратарь.
Удар, ещё удар. Гол! Вратарь даже не успел прикоснуться к мячу, как тот влетел в ворота. Это победа!
VII.Домашнее задание
Выполнить упражнение № 185.
Выучить орфограмму № 26, повторить орфограмму № 12.