Урок литературы в 10 классе Любовь в романе И.С.Тургенева Отцы и дети.
Урок литературы в 10 классе.
Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
Тема урока: «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Идея урока: «Только любовью держится и движется жизнь»
(И.С.Тургенев)
Концепция: В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. Почему? Потому что любовь это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества. Испытание любовью - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир. В романе «Отцы и дети» - 4 любовных сюжета. Попытаемся раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев романа любовью.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока по содержанию урока:
1.Образавательная: совершенствовать навыки анализа произведения; раскрывать суть отношений героев.
2. Развивающая: способствовать развитию устной монологической речи.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и родному языку, воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения,
способствовать воспитанию нравственности подрастающего поколения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,индивидуальная.
Средства обучения: роман Тургенева «Отцы и дети»; раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы); аудиозапись песни В.С.Высоцкого «Когда вода всемирного потопа», презентация.
Ход урока:
1.Тема и цели урока.
-Сегодня мы снова обратимся к уже известному нам литературному произведению – роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои этого произведения и под влиянием чего они меняются. Это «что-то» – очень важное для каждого из нас. Давайте обратимся к музыкальному фрагменту песни В.С.Высоцкого «Когда вода всемирного потопа».
Прослушивание музыкального отрывка.
-Как вы думаете, о чём, очень важном для каждого человека пойдёт сегодня речь на уроке?
(о любви)
-Да, ребята. Эту песню Высоцкого ещё называют «Балладой о любви».
В ней вы слышали строчки: «Я дышу, и, значит, я люблю. Я люблю, и, значит, я живу!». Поверьте, Высоцкий не был оригинален в этой мысли. Подобную мысль высказал за 100 лет до него И.С.Тургенев, и именно словам Тургенева: «Только любовью держится и движется жизнь» мы и посвятим сегодняшний урок, тема которого «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
-А какие цели мы поставим перед собой?
(проследить, как меняются герои произведения под влиянием любви;
учиться рассуждать на тему любви-подготовка к итоговому сочинению в 11 классе).
-В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета – четыре взгляда на раскрытие темы любви, поэтому каждый из вас получил домашнее задание-вопросы для обсуждения. В течение урока вы будете на них отвечать, и все вместе мы попытаемся проследить, как же меняются герои.
В ходе рассуждений учащиеся должны выйти на ключевое слово, которое отражается в таблице, заполняемой в течение урока.
2. Индивидуальные сообщения.
1 ученик:
Базаров – Одинцова.
Вопросы для обсуждения:
1.Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.
2. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
3. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
4. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
5. Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой.
Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.
Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.
В ходе рассуждений учащиеся должны выйти на ключевое слово «ИСПЫТАНИЕ».
-Помним о цели нашего урока и отвечаем на вопрос, изменила ли любовь Базарова и Одинцову? (слайд)
Любовь
делает Базарова глубоким,
сильным человеком,
способным на истинные чувства
Одинцова
пугается чувств
Базарова и
выбирает покой и свободу
2 ученик:
Павел Петрович – княгиня Р.
Вопросы для обсуждения
1. Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?
2. Как сложились их любовные отношения?
3. Что подарил Павел Петрович княгине Р. и что символизировал этот подарок?
4. Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
(Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям. В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.В любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Они оба пережили драму отвергнутой любви.
В ходе рассуждений учащиеся должны выйти на ключевое слово «НАВАЖДЕНИЕ».
-Помним о цели нашего урока и отвечаем на вопрос, изменила ли любовь Павла Петровича?
Любовь-наваждение «сломала» его жизнь:
он уже не смог жить по-прежнему после
смерти княгини Р.
Эта любовь не состоялась, ничего ему
не принесла, кроме муки.
3 ученик:
Николай Петрович – Фенечка.
Вопросы для обсуждения
1. Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? (гл.8)
2. Её характер? Какая она? Что ценит в жизни?(гл.5)
3. Есть ли разница в отношении Николая Петровича к первой жене и к Фенечке?(гл.1, конец 8 гл.)
4. Сравните эти отношения с отношениями Базарова– Одинцовой.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
Для Николая Петровича Фенечка – «не легкомысленная прихоть». Но даже после объяснения с Аркадием он испытывает смущение и неудобство. Однако заканчивается эта история любви в романе идиллически: на свадьбе Николая Петровича с Фенечкой «всем было немножко неловко, немножко грустно и в сущности очень хорошо». Мы наблюдаем картины тихого семейного счастья, спокойной, «домашней» любви. А вот подлинной страсти в этой истории нет.
-Учащиеся должны предложить ключевые слова «СЕМЬЯ», «УВАЖЕНИЕ».
-Изменила ли любовь Николая Петровича?
Любовь к Фенечке спокойная,
«домашняя». Она не меняет
Николая Петровича, но дарит
тихое семейное счастье.
4 ученик:
Аркадий – Катя.
1. «Вы ему чужой он хищный, а мы с вами ручные». Что этим хотела сказать Катя?
2. Охарактеризуйте этих молодых людей.
3. Катя и Анна Одинцовы. Общее и различия?
4. Почему у этой любви есть будущее?
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
Любовь к Кате Одинцовой вызывает разительную перемену в Аркадии. Читатели вдруг видят перед собой личность, а не тень «великого человека», они слышат не повторение мыслей и суждений Базарова, а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь.
Катя и Аркадий способны находить счастье в покое и тишине.
-Ученики предлагают ключевые понятия «ДРУЖБА», «ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ».
- Меняется ли Аркадий, полюбив Катю?
Любовь к Кате
вызывает разительную
перемену в Аркадии,
он становится
личностью.
3. Слово учителя
-Посмотрите на таблицу - при помощи ключевых слов можно сделать интересное наблюдение. Поколение «отцов» не спорит с «детьми» - через десятки лет они даже любят одинаково: Любовь Базарова близка страсти Павла Петровича, а семейное счастье Николая Петровича напоминает идиллию в отношениях Аркадия и Кати.
Базаров – Одинцова Аркадий - Катя
ИСПЫТАНИЕ ДРУЖБА
Павел Петрович – Княгиня Р. Николай Петрович -Фенечка
НАВАЖДЕНИЕ УВАЖЕНИЕ
4. Вывод:
-Как меняются герои произведения под влиянием любви?
(По-разному. Кого-то любовь возвышает, делает сильнее, раскрывает лучшие черты характера. Кого-то ломает, кому-то просто дарит счастье. Но всегда любовь-это испытание человека сильными чувствами.)
5. Домашнее задание
Логичным завершением нашего разговора будут ваши размышления над словами И.С.Тургенева. Как вы понимаете высказывание писателя: «Только любовью держится и движется жизнь». Опираясь на свой личный жизненный опыт и на страницы романа «Отцы и дети», попробуйте письменно ответить на этот вопрос.
6. Отметки за урок.
Любовь
15