Планирование и разработки к предметной недели Химии и биологии


НЕДЕЛЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕДЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ НЕДЕЛИ, НЕСКОЛЬКО РАЗРАБОТОК К ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ.
2016
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
ГУ «ХМЕЛЬНИЦКАЯ СОШ»
2016


Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
 величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.
                                                                                                (М. Горький)
Предметные недели- это цикл мероприятий, пронизанных духом сотрудничества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Одной из форм деятельности школы, ориентированной на  развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели
предметов естественно-научного цикла. Познавательный интерес к химии и биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели. При планировании и отборе материала для мероприятий предметной недели следует соблюдать следующие принципы:
• целостность, законченность;
• неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, девиз, центральное мероприятие);
• обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;
• ориентированность мероприятий на весь ученический коллектив;
• необходимость итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели ;
• важность открытого способа фиксирования итогов каждого мероприятия недели;
• обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.
Цель недели химии и биологии:  развитие интереса  школьников  к химии и биологии  как наукам, через разнообразные формы деятельности.
Задачи.
1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.
2. Предоставить всем учащимся  возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.
3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.
План проведения
Недели химии и биологии
День недели Классы Место и время проведения Мероприятие
Понедельник 5-11 Линейка
На стенде Открытие недели
Викторина по химии и биологии.
Конкурс тематических газет по химии.
Конкурс на лучший реферат по биологии
Вторник 8 Кабинет химии. 16.00 Посвящение в химики
9 На уроке Викторина «Неметаллы»
Среда 8 На уроке Викторина «Техника безопасности при проведении химических опытов»
9-10 В 16.00 кабинет химии Конкурс «Слабое звено»
Четверг 6-10
8 Фойе Выпуск тематических газет
На уроке Игра «Химические элементы»
Пятница 6-10 Кабинет биологии, 16.00 Заполнение кроссвордов
Суббота 6-10 Кабинет химии Защита рефератов учённых, внёсших вклад в развитие химии и биологии.
Подведение итогов
Понедельник 6-10 Линейка Закрытие недели
Открытие недели:
Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, музыка ,физика
Намного, наверно, важней.
 
Ведь алгебра, музыка, физика
Ведут человека вперед
Без них наша жизнь немыслима
Без них человек не живет.
 
Но химия – самая важная
И больше других нам нужна
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
 
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы.
 
Она интересна. Загадочна,
Но нужно ее учить,
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить! (учитель)
Атом- вещества основа,
Как кирпич- основа дома.
Если больше захотите
Вы об атомах узнать,
То придётся вам, ребята,
Химию учить на «5».
У химии большие перспективы,
Она во всём на встречу к нам идёт.
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтобы шагал уверено в перёд.
Сунул палец я в пробирку-
Оказалось в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слёзы лью теперь напрасно.
Попробовать на вкус решил я кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту
Растаял мой язык как лёд
И до сих пор во рту всё жжёт!
Мне не хватало волшебства
В пробирке размещал я вещества
Взрыв раздался- еле жив остался!
Быть человечней биология научит,
Не разрушая, только созидать.
Любить природу каждый, кто обучен,
Вреда не станет в мире добавлять.
Всё знать хотим и новых знаний ждём.
И каждый день в природе обновленье.
Мы изучаем мир наш день за днём,
Спасибо Вам за наше устремленье.
Объясняет биология всех происхожденье видов.
Помогает биология в малом большее увидеть.
Чьи черты в ребёнке маленьком? Чьи там гены и алели?
Почему чешуйки разные в крыльях бабочки алеют?
Как скрестить растения бережно, без ущерба для природы?
Что на деле значат термины «ареал» или «природа»?
Учит думать биология о последствиях.
Биология- наука о живом.
И о мире том, где мы живём.
Всё живое в мире нам сродни:
Мы такие в мире не одни. (учитель)
Посвящение в химики (8 класс)
Команда «Химики» девиз: « Нам не представляет муки грызть гранит химической науки», обращение к соперникам: «Да соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы химичим с малых лет, в этом наш большой секрет!»; обращение к жюри: «Вам судить будет не сложно, ошибаться не возможно: лучше нас, поверьте, нет! Это знает целый свет»
Команда «Алмаз» девиз: «Нет в природе твёрже нас, потому что мы -алмаз», обращение к соперникам: «Попотеть придётся вам! Мы для вас не по зубам!», обращение к жюри: «Вы судите справедливо, мыслите не торопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!»
Команда «Кислота» девиз: «Нас, кислот огромный строй-водород тому виной», обращение к соперникам: «Разбегайтесь кто куда! Мы- команда «Кислота», обращение к жюри: «Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!».
Королева Химического королевства –Её Величество Альмагамма III
Придворный Магистр химических наук Бертоллет (опыты проводит)
Хранитель времени и истины
Магистр: Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашего города и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» страна эта древняя и волшебная, храняшая множество загадок. Отгадать многие из них ещё не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнём! Её Вличество королева Амальгамма III- блестящая правительница химической страны.
Королева: Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте магистр. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание химика самым достойным из собравшихся восьмиклассников. Только для этого нам необходимо пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеска ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великой страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана?
Магистр: если некоторые вопросы не смогут ответить придётся обратиться к хранителю времени и истины.
Магистр: Переходим к конкурсам. И первый наш конкурс называется
«Кто быстрее». Вам дано первое вещество из соединения, а второе – не известно. Ваша задача заключается в том, что бы правильно дописать соединение. На это задание вам дается две минуты. После чего ваши работы проверяет справедливое жюри, и за каждое правильно составленное соединение вы получаете 1 балл.
Na…, Al2… , Nа2… , Li2… , Pb… , Ag… , H2… , Mn3.. ., Zr… , Zn…
Магистр :
Итак, первая ступенька преодолена.
Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2 Уравнения
Здесь начала уравнений.
Дописать вы их должны,
Верно отгадав концы.
Не забуду вам сказать:
"Нужно также уравнять! "
(Кто быстрее – 2 балла, 2 место – 0 баллов.)
Уравнения:
a) СаCI2 + NaOH=
б) NaNO3 + H2SO4 =
в) H2O=
г) Li2SO3 + Zn3(PO4)2 =
Королева: ребята хорошо справились с двумя заданиями. Ну а как у них обстоят дела с разгадыванием химических загадок? Хватит ил им знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?
Магистр:
Посмотрим, друзья!
Что у вас впереди?
Теперь перед вами –конкурс «Шуточные загадки». В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если команда не справляется с вопросом, то он адресовывается другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл. 
1.   Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (водород)
2.         Какой элемент всегда рад? (радий)
3.         Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)
4.         Какой неметалл является лесом? (бор)
5.         Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
6.         Какой элемент вращается вокруг  Солнца? (уран)
7.         Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)
8.         Какой металл, по древней  мифологии, обречен на  «вечные муки»? (тантал)
9.         В состав названия какого металла входит дерево? (никель)
10.       Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
11.        В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)
12.       От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)
13.       Какие химические элементы состоят из троек?(натрий, тритий)
14.Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг)
15. нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде. Без меня вы как без рук:
Нет меня- огонь потух. (кислород)
16. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (магний)
17. я- металл незаменимый,
Очень лётчиком любимый,
Лёгкий, электропроводный,
А характер –переходный. (алюминий)
18. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша. (медь)
19. Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить не возможно.
Я- отличный растворитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (вода)
20. Первый я на белом свете:
Во вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе. (водород)
Магистр: Впереди вас ждет увлекательный конкурс под названием «Химия и хореография».
Командам необходимо при помощи своего тела изобразить понятия, которые вы вытяните в виде билета. По реакции зала определяется победитель, который получает 3 балла, а команда, занявшая второе место, получает 1 балл.
А) Три агрегатных состояния вещества;
Б) Типы химических реакций.
Магистр: следующий конкурс «Заполните фреймы своими примерами»
(раздаются командам листы Приложение 1,2).
Магистр:
Пока жюри наше решает,
Победителя определяет,
Чем займемся с вами мы?
Мы посмотрим опыты!
  Химик 1:
Хоть чудес на свете нет,
Химия дает ответ:
"Чудеса на свете есть,
И, конечно, их не счесть!"
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!
  Химик 2:
Вот вам первое развлечение:
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения!
  Химик 1:
Оперируем без боли.
Правда, будет много крови.
  Химик 2:
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
  Химик 1:
Один момент.
(Дает спирт – NH4CNS.)
  Химик 2:
Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!
("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCI3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)
  Химик 1:
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!
(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)
  Химик 2:
А виной всему, ребята,
Здесь реакция у нас!
Получился цвет похожий,
Так похожий – просто класс!
  Химик 1:
Вы устали все шутить,
Рады сок вам предложить!
(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)
  Химик 2:
А может вам молочко?
Приготовим быстренько!
(Сливает растворы BaCI2 и H2SO4.)
  Химик 1:
Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!
Магистр: Итак переходим к следующему испытанию. В следующем конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества. За правильный ответ 1 балл.(на листочках)
1.         Веселящий  газ?  (N2O)
2.         Роса (Н2О)
3.         Поваренная соль (NaСl)
4.         Выдыхаемый воздух (СО2)
5.         Вдыхаемый воздух (О2)
6.         Гипс?  (CaSO4*2H2O)
7.         Гашеная известь?  (Ca(OH)2)
8.         Негашеная известь?  (CaO)
9.         Сода каустическая? (NaOH)
10.       Сода кристаллическая? (Na2СO3)
Магистр:
Наши милые команды!
Вы соперники хоть куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им пора!
Магистр: Но перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?
Магистр: Ну а теперь переходим к конкурсу под названием «Домашний адрес химических элементов».
Капитану команды требуется дать характеристику элементам. Команде десятого класса достается технеций, а девятому классу – сиборгий.
Магистр:
Ну, а теперь, наше жюри,
Итоги нам подведи!
А пока жюри решает,
С вами, зрители, играем!
Магистр:
Кто верный ответ дает,
Любимой команде очко принесет!
ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ. Условия таковы: первый поднявший руку в зале, выходит на сцену и отвечает.
Ведущий 2:
Итак, 1 вопрос:
Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)
Магистр:
Наш вопрос второй
Тоже не простой:
"Назовите нам сейчас
Самый легкий в мире газ!" (Водород)
Магистр:
Ну, а третий наш вопрос
Задаем мы вам всерьез:
Как называется сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)
Магистр:
Вот четвертый наш вопрос:
" Я металл, меня ты знаешь!
Мощь громадная во мне.
Если "б" ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.
Через несколько минут
Вы скажите, как меня зовут?"
(Уран – буран)
Магистр:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
  Магистр:
На этом наш встреча заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!
Магистр: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!
  Королева: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почётное звание гражданин химической страны. Командам приготовиться к произношению клятвы химиков (все хором повторяют: «Клянёмся!»
Текст клятвы:
Клянёмся не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянёмся!
Клянёмся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон- Дмитрий Иванович Менделеев. Клянёмся!
Клянёмся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянёмся!
Выливая ведро водя в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянёмся!
Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их с интернета. Клянёмся!
Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Королева: я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. А сейчас –до свидания
Игра «Сильное звено» 9-10 классы
 Разминка
Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.
1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (О т в е т. Электронов.)
2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (О т в е т. Яйца.)
3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)
4. Какого цвета белый свет? (О т в е т. Всех цветов радуги одновременно.)
5. Вспомните химическое название марганцовки. (О т в е т. Перманганат калия.)
6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (О т в е т. Лед.)
7. Что такое «гремучий газ»?(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (О т в е т. Тень.)
9.Если вдруг он когда-то иссякнет,В недрах звезд весь сгорит без следа,Во Вселенной светило погаснет,И наступит здесь мрак навсегда. (О т в е т. Водород.)
10. Что идет, не двигаясь с места? (О т в е т. Время.)
Вопросы для I конкурса
1-я команда 1. Автор теории химического строения органических веществ… (О т. Бутлеров А.М.)
2. Процесс распада на ионы при растворении в воде или в расплаве называется… (О т. Диссоциация.)
3. Тип гибридизации алканов... (О т в е т. sp3-Гибридизация.)
4. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками... (О т в е т. Кислоты.)
5. Общая формула алканов... (О т в е т. CnH2n+2.)
6. Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода... (О т в е т. Реакция нейтрализации.)
7. Наиболее характерные реакции для алкенов… (О т в е т. Присоединение.)
8. Атом или ион, отдающий электроны, называют… (О т в е т. Восстановитель.)
9. Какое вещество в Бразилии называют «слезы дерева»? (О т в е т. Каучук.)
10. Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ… (О т в е т. Аллотропия.)
11. Маслянистая жидкость, смесь углеводородов… (О т в е т. Нефть.)
12. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов отщепляются только гидроксид-ионы… (О т в е т. Щелочи.)
13. Самый сильный окислитель… (О т в е т. Фтор.)
14. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль? (О т в е т. Cоляная кислота, расщепляетбелки на более простые полипептиды, усваиваемые, организмом.)
15. В минеральной воде я бурлю,В топочном газе летаю,Растениям пользу несу,Пожар затухать заставляю.Кто я?.. (О т в е т. СО2, углекислый газ.)
2-я команда
1. Создатель периодической системы химических элементов(О т в е т. Менделеев Д.И.)
2. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества является… (О т в е т. Атом.)
3. Тип гибридизации алкенов… (О т в е т. sp2-гибридизация.)
4. Процесс, в результате которого элементы изменяют свои степени окисления, называется... (О т в е т. Окислительно-восстановительный.)
5. Общая формула алкенов... (О т в е т. CnH2n.)
6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток... (О т. Электролиты.)
7. Наиболее характерные реакции для алканов… (О т в е т. Замещение.)
8. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом... (О т в е т. Период.)
9. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение… (О т в е т. Изомеры.)
10. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства… (О т в е т. Молекула.)
11. Каким продуктом перегонки нефти заправляют самолеты? (О т в е т. Керосин.)
12. Ядовитый газ, который, попадая в организм, соединяется с гемоглобином крови...
(О т в е т. СО, угарный газ.)
13. Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но отличающиеся на группу СН2… ( О т в е т. Гомологи.)
14. Какая соль серебра используется в медицине? Для чего? (О т в е т. Нитрат серебра, ляпис, обладаетдезинфицирующим, прижигающим действием.)
15. В воде она родится,Но странная судьба;Воды она боитсяИ гибнет в ней всегда. (О т в е т. Соль.)
 Задача для II конкурса
Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400 г сахара на 10 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе? (1000 г/л.)
 Загадки III конкурса
Нахожусь, друзья, везде:В минералах и в воде.Без меня вы, как без рук:Нет меня – огонь потух. (О т в е т. Кислород.)
Я – блестящий, светло-серый,Образую хлорофилл,И меня фотограф первыйОчень поджигать любил. (О т в е т. Магний.)
Я – металл незаменимый,Очень летчиком любимый,Легкий, электропроводный,А характер – амфотерный. (О т в е т. Алюминий.)
Меня любит человек!Мною назван целый век!Я блестяща и рыжа,Очень в сплавах хороша! (О т в е т. Медь.)
Хоть составчик мой несложный,Без меня жить невозможно.Я – отличный растворитель,Жажды лучший утолитель,А разрушите, так сразуВы получите два газа. (О т в е т. Вода.)
Нрав у газа ох непрост!Много жизней он унес.А сейчас нам помогает,От микробов защищает. (О т в е т. Хлор.)
Первый я на белом свете:Во Вселенной, на планете,Превращаясь в легкий гелий,Зажигаю солнце в небе. (О т в е т. Водород.)
 конкурс IV Исправь ошибку
Ведущий 2. Очень часто на уроках учащиеся ошибаются и учителю приходится исправлять их. Сейчас командам придется исправлять физические и химические ошибки в рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.
В погожий день ребята отправились в поход. Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им стало идти труднее. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, зато легко вытащили на берег.
 Конкурс капитанов
Ведущий 1. Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.
В о п р о с ы  п е р в о м у  к а п и т а н у
1. Количество элементов в 1 периоде.
2. Латинское название химического элемента серебра.
3. Самый активный металл.
4. Цвет фенолфталеина в щелочи.
5. Мельчайшая частица вещества.
6. Название реакции между кислотой и щелочью.
7. Какой элемент самый распространенный на Земле?
В о п р о с ы  в т о р о м у  к а п и т а н у
1. Самый активный неметалл.
2. Латинское название химического элемента золота.
3. Цвет лакмуса в кислоте.
4. Вещество, состоящее из двух элементов, один из которых – кислород.
5. Температура закипания воды.
6.Цвет пламени при горении калия.
7.Металл в жидком агрегатном состоянии.
 конкурс V Заполните фреймы
Заполните фреймы своими примерами

Физические явления






Химические явления




Заполните фреймы своими примерами
Простые вещества





Химические соединения



Подведение итогов конкурса, награждение команд.
Викторина «Неметаллы». (9 классы)
Оформление и оборудование: караоке для «музыкальных пауз».
Задачи мероприятия: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.
Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.
Активное участие в викторине принимайте, свои знания выявляйте!
1) Какой газ образуется при радиоактивном распаде бария? (Радон)
2) Назовите компонент сплавов для регулирующих устройств ядерных реакторов? (Бор).
3) Какой инертный газ используется при рентгеноскопических обследованиях головного мозга? (Ксенон).
4) Какой неметалл получают из руды с помощью бактерий? Он же входит в состав аурипигмента? (Мышьяк).
5) Какой газ применяют в электровакуумной технике? (Криптон).
6) Какой неметалл входит в состав светочувствительных слоев в кселографии? (Селен).
7) Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород).
8) Какой газ используют в световых рекламах? (Неон).
9) Элемент, в обычном состоянии – газ, являющийся необходимой составной частью костей и зубов? (Фтор).
10) Какой газ впервые «нашли» на Солнце? (Гелий).
11) Основной элемент органических веществ? (Углерод).
12) Элемент, названный в честь нашей планеты (Теллур).
13) Какой газ вызывает кессонную болезнь у водолазов? (Азот).
14) Какой инертный газ используют при производстве сверхчистых веществ? (Аргон).
15) Самый распространенный химический элемент на Земле? (Кислород).
16) Соединения какого химического элемента используются в фотографии? (Бром).
17) Какой химический элемент является основой неживой природы? (Кремний).
18) С помощью какого неметалла можно обнаружить крахмал в растениях? (Йод).
19) Один из основных химических элементов, необходимый растениям и входящий в состав минеральных удобрений? (Фосфор).
20) Соединения какого химического элемента составляют основу сульфидных руд? (Сера).
Игра « Химические элементы». (8 классы)
Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.
Методы и приемы: словесно – наглядный.
1) Названия каких химических элементов включают в себя названия других элементов? (Протактиний – актиний, иттербий – тербий, нильсборий – бор).
2) Как название одного химического элемента можно превратить в название другого, заменив лишь букву? (Хром – бром, радий – родий, цезий – церий, таллий – галлий).
3) На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов? (На букву «к» начинаются названия 11 элементов).
4) На какую букву алфавита заканчивается больше всего названий химических элементов? (На букву «й» заканчиваются 62 названия элементов).
5) Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).
6) Какой элемент всегда рад? (Радон).
7) Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
8) Какой неметалл является лесом? (Бор).
9) Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).
10) Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
11) Названия каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (Неон, олово).
12) Названия каких химических элементов состоят из одинаковых букв? (Тербий – иттербий, тантал – лантан).
13) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово).
14) В названии каких химических элементов:
а) три буквы «и»; б) три буквы «е» в) три буквы «о»; г) три буквы «й». а) иридий, б) менделеевий, в) водород, золото, олово, г) эйн-штейний.
15) Названия каких химических элементов состоят всего из трех букв? (Бор, йод).
16) Какой химический элемент имеет самое длинное название?
(Протактиний).
17) В названиях каких химических элементов первые четыре буквы одинаковые? (Калий, калифорний).
18) В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний – крем, железо – желе).
19) В названия каких химических элементов входят названия женских и мужских имен? (Кюрий – Юрий, палладий – Алла, менделеевий – Лев, германий – Герман, франций – Франц, самарий – Мари, нильсборий – Нильс, диспрозий – Рози, лоуренсий – Енс, полоний – Пол, вольфрам – Вольф, рутений – Рут, платина – Тина, никель – Ник, плутоний – Тони).
20) Какие мужские имена полностью идентичны названиям химических элементов? (Радий, гелий).
21) В названия каких мужских имен входят названия химических элементов? (Серафим – сера, Борис – бор).
22) Названия каких химических элементов имеют еще ряд значений, различных по смыслу? (Бор – а) фамилия датского ученого, б) сосновый лес, в) род злаков, г) стальное сверло в бормашине, д) город в Новгородской области, е) город в Судане.
Титан – а) спутник планеты Сатурн; б) в древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами; в) выдаю-щийся человек, имеющий исключительно широкий размах деятель-ности; г) прибор для нагревания воды).
23) Назовите химические элементы, при чтении которых слева направо, начиная с любой буквы, можно получить наибольшее число слов, имеющих самостоятельное значение? (Протактиний – рот, рота, такт, акт, актиний. Нильсборий – Нильс, Нил, ил, сбор, бор).
24) Название какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? (Йод).
25) Назовите химический элемент, который дал название музыкальному инструменту? (Хром – хромка (двурядная гармонь).
26) В названии какого химического элемента надо изменить лишь ударение, чтобы получить вещество, способное преобразовывать поглощаемую энергию в световое излучение? (Фсфор – фосфр).
27) В фамилию какого известного физика и химика, лауреата Нобелевской премии, входит название химического элемента? (Си-борг – бор).
28) Название какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если его перевернуть вверх ногами? (Неон).
29) Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым, и очень мягким? (Углерод – алмаз – графит).
30) Какой металл может «кричать»? (Олово. При сгибании оловянной палочки слышится характерный треск, получивший название «крик олова». По-видимому, этот факт обусловлен трением и разрушением кристаллов при деформации).
Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.
1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор); имя мифической богини (сера – Гера); сложный шифр (иод – код); местность, где в почве много воды (золото – болото); название инструмента (золото – долото)?
2) Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал).
3) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на две другие, можно получить фамилию советского космонавта? (Титан – Титов).
4) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово, обозначающее название города-героя, (тулий – Тула); название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – Паллада); название бывшего города Куйбышева (самарий – Самара); фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); название части континента (европий – Европа)?