Урок по природоведению на тему Домашние и дикие животные (1 класс)
КЗ «Лисичанская ОШ І -ІІ ступеней №29»
Разработка урока по природоведению
в 1 классе
« Дикие и домашние животные»
Подготовила
учитель 1 кл.
Стариковская О. В.
Тема. Дикие и домашние животные.
Цель. Ознакомить с понятиями дикие животные, домашние животные, учить различать диких и домашних животных, формировать умения оценивать собственную деятельность, работать в парах, расширять знания учащихся о животных; развивать внимание, мышление, познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Оборудование. Иллюстрации диких и домашних животных, январские пейзажи, карточки, учебники.
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока
І. Организация класса.
ІІ. Повторение изученного материала.
1.Беседа по фенологическим наблюдениям.
- Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
- Какая погода характерна для января?
- Какая сегодня погода?
-Я предлагаю вам запомнить и проверить такую народную примету: «Белые облака зимой к ветру, синие – к теплу».
2. Игра «Угадай животное»
Дети отгадывают загадки, находят иллюстрацию соответствующего животного и вывешивают на доске.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Голодная – мычит, сытая – жуёт,
Всем ребятам, молоко даёт. (Корова)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - … (лиса)
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Конь, лошадь)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется… (олень)
У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я... (собака)
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки не одной. (Ёж)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.(Заяц)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова.(Коза)
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днём, всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.(Кошка)
Вперевалку зверь идет
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
3.Фронтальный опрос
- Как назвать эти предметы одним словом?
- К какой природе можно отнести животных? Почему?
ІІІ.Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и цели урока.
- О ком мы сегодня будем говорить?
- Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:
Думаю, что на уроке я узнаю…
Тема нашего урока «Дикие и домашние животные». Я помогу вам выявить отличия диких животных от домашних, понять значимость домашних животных для человека.
2.Игра «Рассели животных»
-Ребята, помогите животным попасть домой.
(Дети расселяют животных в лес или к жилью людей).
3.Объяснение учителя.
Дикие животные - это животные, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. Домашние животные – это животные, которых разводят люди и используют в своём хозяйстве. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали охотиться, охраняли, перевозили тяжести и спасали запасы от грызунов. И, конечно, снабжали человека молоком, мясом, шерстью, кожей и многим другим. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет. Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей... Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без домашних животных. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного - тоже домашний любимец. А кто-то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае или рыбках. И этот список можно продолжать.
4.Работа по учебнику (С. 73)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Четвертый лишний»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Цель игры: найти на картинке лишнее животное и обосновать свой ответ.
2.Упражнение «Помоги другу»
Учитель крепит на спины детей карточки с рисунками различных животных. Дети в полной тишине должны распределиться на две группы: домашние и дикие животные; затем внутри каждой группы еще на две группы: звери и птицы.
3.Работа в парах по карточкам.
Подчеркните названия диких животных зелёным карандашом, а домашних – красным.
V. Итог урока.
-Чему же вы сегодня научились на уроке?
Я знаю …
Я запомнил …
Я смог…